В предыдущем номере нашего журнала, описывая новинки, представленные фирмой DuPont на Московском Автосалоне 2001, мы упоминали о расширенной покрасочной системе Duxone, с помощью которой теперь можно работать и с автомобилями, окрашенными «металликами» и «перламутрами». В той статье в основном описывались новые возможности этой системы. Как-то, само собой подразумевалось, что система Duxone хорошо известна, так как присутствует на российском рынке уже несколько лет. Собственно, это была первая высококачественная акриловая покрасочная система, не просто приспособленная, а специально разработанная по инициативе российских дилеров крупнейшим мировым производителем эмалей специально для нужд нашего рынка. Однако за все эти годы, неоднократно описывая покрасочные системы фирмы DuPont, мы ни разу не упомянули этот материал. Сегодня мы постараемся ликвидировать этот пробел, посвятив статью именно системе Duxone, тем более что материал явно того стоит.
Акриловые эмали покрасочной системы Duxone, разработанные для российского рынка, были призваны удовлетворить потребности владельцев многочисленных отечественных машин в окраске с качеством, превосходящим меламиналкидные эмали. Причем с меньшими затратами времени и дешевле, чем при использовании миксерных двухкомпонентных эмалей, таких как Centari. Система Duxone начала быстро завоевывать собственную нишу в технологиях качественной окраски российских автомобилей, однако кризис 1998 года затормозил этот процесс. Пятикратное увеличение рублевой цены не способствовало широкому распространению системы, несмотря на очевидные преимущества в декоративных и, особенно, антикоррозийных свойствах. Фактически Duxone использовался в основном для окраски подержанных иномарок и при ремонте гарантийных машин, т.е. там, где в первую очередь требовалось высокое качество покрытия.
На нашем «АБС-сервисе» мы имеем возможность наблюдать за машинами, окрашенными эмалями Duxone, в течение нескольких лет, т.к. начали использовать эту систему в работе с первых дней ее появления в России. Можно отметить, что ни соль, ни песок московских дорог не приводят к возникновению коррозии. Даже знаменитый московский град, не смог нарушить целостность покрытия Duxone, хотя на заводском покрытии многих российских автомобилей появились микротрещины, через которые выступила ржавчина в первую же после града зиму.
Что же представляет собой окрасочная система Duxone сегодня? Она включает в себя специально разработанный акриловый двухкомпонентный окрасочный грунт DX-60, двухкомпонентные акриловые эмали наиболее популярных цветов автомобилей ВАЗ и ГАЗ, готовые базовые покрытия популярных «металликов» и «перламутров», применяющиеся для окраски «жигулей», растворитель для базовых покрытий DX-35, двухкомпонентный лак DX-40 и активатор DX-25. Последний используется как отвердитель и для грунтов, и для эмалей, и для лака. Для колеровки эмалей, которая необходима ввиду того, что даже стандартные цвета сильно различаются на машинах не просто различных лет выпуска, но даже окрашенных в начале и конце квартала, служат шесть концентрированных цветовый паст, добавляя которые можно изменять оттенки стандартного цвета. Система не предусматривает подколеровки стандартных «металликов» и «перламутров», но опыт «АБС-сервиса» показывает, что желаемого оттенка можно добиться, добавляя в стандартную эмаль пигменты для миксерного приготовления эмалей DuPont.
Каковы же особенности работы с применением системы Duxone? Поврежденная деталь сначала рихтуется и шпатлюется обычным способом.
Для экспериментальной окраски мы выбрали крыло с небольшими повреждениями лакокрасочного слоя. Заводское покрытие было обезжирено растворителем 3919S и отшлифовано механическим способом с применением шлифовальной бумаги Р280. Затем панель была покрыта двумя слоями грунта DX-60 HS. Этот грунт серого цвета с высоким сухим остатком (VOC 560г/л) обладает сравнительно низкой вязкостью (16-18 сек), великолепным розливом и образует гладкую поверхность, что облегчает последующее шлифование и прекрасно сохнет. При толщине нанесенного слоя 80-120 мкм при 20oС он высыхает всего за три часа, а при 60oС - за 25 минут. Даже при 15oС грунт полностью высыхает за 4-6 часов. По совокупности свойств ДX-60 HS не уступает популярному грунту 1020R фирмы DuPont. Обладая малой усадкой, грунт прекрасно заливает достаточно крупные риски после шлифования бумагой Р280. Грунт обладает хорошими антикоррозионными свойствами, однако, если речь идет о покраске нового элемента, алюминиевых или оцинкованных поверхностей, предпочтительнее вначале нанести слой протравливающего грунта 820R толщиной около 14 мкм.
На нашем крыле высушенный грунт зашлифовывался «всухую», сначала бумагой Р400, а затем Р500. Но его можно обрабатывать и «по мокрому», применяя шлифовальную бумагу Р800 или Р1000. Грунт очень легко обрабатывается и, самое главное, его состав подобран таким образом, что он практически не забивает даже тонкую шлифовальную бумагу. После обезжиривания зашлифованная поверхность готова к окраске.
Базовая эмаль Duxone обладает более низкой вязкостью, чем Centari 600, но ее укрывистость сравнима с укрывистостью эмалей, имеющих пониженную эмиссию растворителей. Характерной особенностью эмали является возможность нанесения очень тонких слоев, что облегчает проведение окраски элементов методом перехода и обеспечивает очень незначительную шагрень на готовой поверхности. Для полного перекрытия поверхности даже малоукрывистыми цветами, достаточно трех слоев. Эмаль сохнет очень быстро - уже через 20 минут окрашенную поверхность можно протирать липкими салфетками.
Следующий этап - нанесение лака DX-40, основной особенностью которого является высокая скорость воздушной сушки, обеспечивающая малое количество дефектов при работе вне окрасочно-сушильной камеры. Монтажная прочность лака достигается всего за 7 часов при температуре окружающего воздуха 15оС. Несмотря на относительную дешевизну DХ-40, этот лак по всем параметрам превосходит некоторые продукты серии MS других производителей. Содержание летучих компонентов в лаке составляет всего 583 г/л, что соответствует высокоэффективному лаку с повышенным сухим остатком DuPont 670S. Низкая вязкость позволяет использовать лак для точечного и панельного ремонта, и для полной покраски автомобиля. Он одинаково хорошо подходит как для проведения работ в окрасочно-сушильной камере, так и для работы просто в малярном цехе при достаточной вентиляции. Низкая дистанция распыления (10-15 см) при применении покрасочных пистолетов HVLP способствует более полному перенесению лака на поверхность и практически полному отсутствию туманообразования. Уже после 50-ти минутной сушки в камере лак может быть заполирован обычным методом, что необходимо при проведении частичного ремонта деталей. Вероятность закипания лака при 5-ти минутной выдержке между слоями и во время ускоренной сушки отсутствует, даже если для сушки используется инфракрасное излучение.
Как видим, система Duxone обладает многими преимуществами в технологичности и удобстве проведения окрасочных работ. Ну а о качестве дает достаточно полное представление последняя фотография, приведенная в этой статье. Обратите внимание на удивительную точность изображения лица технического специалиста DuPont в окрашенном и высушенном лаковом покрытии, а ведь съемка проводилась с дистанции почти трех метров. В этом случае легко понять, что даже минимальная шагрень привела бы к полному размытию таких элементов изображения, как глаза или же вертикальные линии. Опытным малярам не требуется объяснять, насколько сложно получить такое «оптическое» качество поверхности, применяя другие материалы. Естественно, в случае необходимости, подбирая диаметр сопла окрасочного пистолета и давление распыления, можно получить шагрень любого вида, например, характерную для серийных ВАЗовских машин.
Подытожив наш собственный опыт работы с системой Duxone и результаты экспериментальных окрасок, проведенных в учебном центре фирмы «Технолак», являющейся эксклюзивным импортером и дистрибьютером лакокрасочных материалов концерна DuPont в России, можно отметить, что химикам удалось создать чрезвычайно удачный материал, с одной стороны, учитывающий специфику работы в автосервисах самого различного уровня, а, с другой стороны, обеспечивающий великолепное качество без всяких скидок на пресловутые местные условия.
|