Непрерывно пополняющийся арсенал «хитрых» электронных диагностических приборов облегчает жизнь специалиста ремонтника. Мы не раз говорили о том, что правильно поставленный диагноз, особенно когда речь идет о неполадках в двигателе, - это даже не половина дела. Во многих случаях постановка точного диагноза и есть львиная доля всего ремонта. Сам ремонт, заключающийся в замене какого-либо «копеечного» датчика или, к примеру, восстановлении закисшего контакта, занимает считанные минуты.
Однако надеяться на всесилие электроники, по меньшей мере, опрометчиво. Вкупе с такими приборами необходимо, и об этом также говорилось в наших статьях, оснащать диагностический участок и более простым оборудованием. В самом деле, сканер, мотортестер или газоанализатор не могут помочь мотористу определить степень изношенности цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя, дать ему объективную картину качества проведенного ремонта или же снабдить мастера информацией, позволяющей прогнозировать остаточный ресурс ЦПГ. К тому же эти приборы далеко не дешевы.
Конечно, ни один моторист не обходится без старого, доброго компрессометра. Информация, получаемая с помощью этого нехитрого прибора, безусловно, важна и необходима, но все-таки недостаточна для дифференцированного выявления причин, вызывающих отклонения величины компрессии в цилиндрах от номинальных значений.
Точно так же важна, но, к сожалению, недостаточна, даже вкупе со значениями компрессии, информация об утечках из камеры сгорания, получаемая другими методами. Ну а недостаток диагностической информации влечет неоправданные потери времени и, следовательно, снижает прибыльность авторемонтной мастерской. Нередко случается, что из-за «закоксовывания» колец или неплотного прилегания клапана двигатель разбирают целиком, не сумев определить причину нарушения его нормальной работы.
И все же возможности «вакуумной» диагностики состояния ЦПГ любого двигателя нельзя считать полностью реализованными при использовании указанных выше методов. В распоряжении нашей компании имеется разработка, еще 70-х годов прошлого века, позволяющая со стопроцентной достоверностью оценить состояние ЦПГ с помощью всего трех параметров, измеряемых манометрическим путем без разборки двигателя:
• Рк - величина компрессии в цилиндре;
• Р1 - величина полного вакуума в цилиндре;
• Р2 - величина остаточного вакуума в цилиндре.
Кому-то может показаться, что говоря о 100% достоверности, автор переоценил возможности метода. Однако это на самом деле так, и данное утверждение не отражает пословицу «всяк кулик свое болото хвалит».
Метод уже давно реализован в «металле» - промышленно изготавливаемом сертифицированном измерительном приборе - и прошел множество проверок в реальных условиях автомастерских. Огромный статистический материал, накопленный за это время, позволил установить интервалы значений параметров Р1 и Р2, соответствующие нормальному состоянию ЦПГ, и дифференцировать износ цилиндров, «клапанные» или «поршневые» дефекты в случаях выхода значений Р1 и Р2 из установленных полей допусков.
Речь идет о диагностическом приборе под названием анализатор герметичности цилиндров (АГЦ-2), краткое описание которого было дано на страницах журнала (№№ 6,10/2001). Его конструкция запатентована, а сам прибор имеет сертификат соответствия средств измерения.
Судя по откликам, АГЦ-2 вызвал интерес у специалистов, и следует более подробно рассказать о его принципе работы. В приборе реализуется вакуумный метод измерения пневмоплотности ЦПГ любого двигателя: бензинового или дизельного. Все измерения проводятся в процессе «прокрутки» двигателя стартером или пусковым устройством через свечные или форсуночные отверстия.
Наличие в АГЦ-2 двух оригинальных клапанов позволяет при «прокрутке» измерить с помощью мaнометров два значимых параметра - Р1 и Р2. Тут требуются пояснения. Замер значения полного вакуума (Р1) производится в надпоршневом пространстве во время такта впуска через вакуумный клапан. Перед измерением, во время предыдущего такта сжатия через редукционный клапан низкого давления (0,01 бар) происходит продувка цилиндра. Полученное значение полного вакуума позволяет оценить износ стенки цилиндра и плотность в сопряжении клапана и седла.
Однако параметр Р1 не дает возможности оценить состояние поршневых колец; наличие масляного «клина» позволяет сохранить достаточно высокий вакуум в надпоршневом пространстве.
Степень изношенности поршневых колец оценивается путем измерения второго параметра - остаточного вакуума (Р2). Для измерения его величины надпоршневой объем изолируется перекрытием редукционного клапана. При этом во время такта сжатия давление повышается до максимального значения (величина компрессии) и часть сжимаемого воздуха «прорывается» через зазоры в сопряжениях поршневых колец в картер двигателя.
Измерение значения разрежения при расширении в этом случае (опять-таки через вакуумный клапан) позволяет определить остаточный вакуум (Р2), величина которого пропорциональна потерям компрессии при утечке воздуха.
Статистика, накопленная нами, позволяет однозначно утверждать, что при нормальном состоянии колец значение величины Р2 крайне невелико и существенно возрастает при их износе, поломке или закоксовывании.
Результаты экспериментальных исследований позволили составить обоснованную таблицу нормативных и предельных значений Р1 и Р2 для дизельных и бензиновых двигателей. Наличие такой таблицы позволяет мотористу, использующему прибор АГЦ-2, провести дифференцированную диагностику состояния деталей ЦПГ и клапанного механизма двигателя за время не более получаса.
Точность диагностики обуславливается и тем, что каждый прибор АГЦ-2 проходит тарирование, после чего ему присваивается индивидуальный номер.
Конструктивно комплект АГЦ-2 состоит из двух манометров с клапанными системами и гибких шлангов с быстросъемными разъемами и предлагается в индивидуальном удобном чемодане.
Преимущества АГЦ-2 - в простоте процесса диагностики и одновременно в высокой информативности результатов измерения.
Вместо заключения хотелось бы подробнее рассказать о работе компании VICCO. Общее направление работы компании - это внедрение технических инновационных отечественных разработок.
На рынке автосервисных услуг мы ориентируемся на комплексный подход в сотрудничестве с автосервисными мастерскими. В процессе совместных работ компания предоставляет сервисам возможность расширения их сферы действия, помогает использовать дополнительные источники дохода. Это и есть наша основная деятельность - инновационные услуги: внедрение новых технологий, предложение новых услуг, к примеру, связанных с установкой нового оборудования на автомобиль, и многое другое.
В качестве одного из примеров комплексного подхода можно привести сочетание предлагаемого нами диагностического оборудования и технологии безразборного восстановления узлов и агрегатов автомобиля. В последние годы такие технологии (наша ГТМ, РиМЕТ и другие) все шире начинают применяться в автосервисах. Однако определить возможность применения технологии и оценить результаты можно только с помощью объективных методов. И тут наша методика и прибор АГЦ-2 вне конкуренции.
Все продукты и технологии, предлагаемые компанией, прошли необходимую сертификацию и предлагаются на основе лицензионных соглашений с разработчиками.
|