На первый взгляд «девятка», 1996 года выпуска, находится в прекрасной форме. Более трех лет автомобиль простаивал и потому пробежал чуть менее 19 тысяч км.
О новом диагностическом приборе - анализаторе герметичности цилиндров - АГЦ-2 и о принципах его работы журнал писал неоднократно (см. №№ 6,10,11/2001). Однако нелишне будет напомнить о сути прибора и методике его использования. АГЦ-2 позволяет дифференцированно и достоверно определять состояние ЦПГ любого двигателя (бензинового или дизельного) с помощью всего трех параметров, измеряемых манометрическим способом без разборки двигателя:
• Рк - величина компрессии в цилиндре;
• Р1 - величина полного вакуума в цилиндре;
• Р2 - величина остаточного вакуума в цилиндре.
Конструкция прибора запатентована, а он сам получил сертификат соответствия средств измерения. Говоря о дифференциации в определении состояния ЦПГ, мы имеем в виду точное установление «виновника» нарушений в работе двигателя. Клапана или поршни и кольца являются причиной выхода значений Р1 и Р2 за рамки номинальных значений.
Возможность установления окончательного диагноза без разборки двигателя достигнута благодаря множеству проверок на реальных двигателях, с их последующей разборкой и оценкой состояния ЦПГ. За это время был накоплен огромный статистический материал, позволяющий установить интервалы значений параметров Р1 и Р2 для двигателей без износа ЦПГ и с различными дефектами клапанов, поршней и поршневых колец.
Мы обобщили имеющиеся в нашем распоряжении экспериментальные данные, что позволило составить обоснованные диаграммы, наглядно показывающие место локализации неисправности в зависимости от измеренных значений Р1 и Р2.
Наличие таких диаграмм позволяет провести дифференцированную диагностику состояния ЦПГ любого двигателя за время около получаса. Еще раз подчеркну, что все измерения проводятся без разборки двигателя, через свечные или форсуночные отверстия во время «прокрутки» двигателя стартером или пусковым устройством.
Возможность измерений двух значимых параметров - значения полного (Р1) и остаточного вакуума (Р2) - при «прокрутке» реализуется с помощью двух оригинальных клапанов, которыми оснащена манометрическая группа.
Точность диагностики исключительно высока и потому, что каждый прибор АГЦ-2 проходит индивидуальное тарирование и ему присваивается персональный номер.
Комплект «Стандарт» на базе прибора АГЦ-2 состоит из двух приборов - по одному для каждого показателя вакуума, укомплектованных гибкими шлангами с быстросъемными разъемами, а его основное преимущество - в простоте процесса диагностики состояния ЦПГ любого двигателя на любом автомобиле.
Комплексный подход...
... это то, на что ориентируется в своей работе на рынке автосервисных услуг инновационная компания VICCO.
Яркий пример такого подхода - сочетание предлагаемого нами диагностического оборудования и технологии безразборного восстановления узлов двигателя (ГТМ - технологии).
Понимая, что упоминание о технологии безразборного ремонта может вызвать скептическую усмешку у некоторых специалистов, исповедующих только традиционные способы ремонта, спешим оговориться. Внедряя отечественную разработку, технологию восстановления изношенных трущихся деталей - ГТМ, мы вовсе не считаем ее панацеей от всех бед, способной заменить традиционные ремонтные технологии. Отнюдь, ГТМ-технология может использоваться только в ряде случаев и рассчитана на применение мотористами, прошедшими обучение методике применения этой технологии.
Обязательное условие ее применения - это предварительная диагностика цилиндропоршневой группы двигателя на предмет определения ее состояния. Другими словами, если мы имеем дело не с износом трущихся пар, а, к примеру, с поломкой поршневых колец или трещиной в днище поршня, то безразборным ремонтом не обойтись. А для предварительной диагностики прибор АГЦ-2 и методика его применения вне конкуренции.
Попробуем доказать это на свежем примере и покажем, какие практические результаты могут быть достигнуты применением ГТМ-технологии на практике.
Итак, к нам поступил автомобиль ВАЗ-2109, 1996 г. выпуска, оснащенный инжекторным двигателем объемом 1,3 л. Так случилось, что более трех лет автомобиль простоял на стоянке, чем и объясняется его малый пробег - 18563 км. Естественно, столь длительная стоянка, без соответствующих профилактических мер, на пользу не пошла. Двигатель завести сумели, но проведенная 02.10.01г. с помощью АГЦ-2 диагностика дала очень неутешительные результаты, которые приводятся в таблице. Используя диаграмму 1, был сделан вывод о том, что износ ЦПГ близок к критическому, но механических поломок в этих деталях ЦПГ нет. Специалисты компании VICCO приняли решение о том, что в данном случае возможно применение ГТМ-технологии. Обработка двигателя путем введения ГТМ-состава в систему смазки была проведена дважды: непосредственно после диагностики и затем после пробега 230 км. После пробега 498 км, 25.10.01г. была проведена такая же диагностика, результаты которой приводятся во второй части таблицы. Перемены к лучшему, как говорится, налицо. Помимо повышения и выравнивания компрессии по цилиндрам, параметры Р1 и Р2 значительно отдалились от участка диаграммы, характеризующего критический износ ЦПГ.
Можно сказать, что двигатель стал себя чувствовать на свои 19000 км пробега. Повышение значения полного вакуума Р1 явилось следствием восстановления поверхности гильз (исчезли царапины и микрозадиры), а уменьшение величины Р2 - это следствие восстановления работоспособности поршневых колец.
В следующем номере мы более подробно расскажем о принципах ГТМ-технологии и методиках ее применения.
Конечно, мы вернемся к нашей подопечной «девятке», которая к кому времени пробежит еще 700-900 км, и проведем анализ параметров итоговой диагностики.
|