Эта история началась довольно буднично: специалистам полтавской фирмы «КОЛАН», выпускающей масляные фильтры собственной конструкции, предложили выступить на Международной конференции Filtech Europa в октябре 2001 года в Дюссельдорфе.
К слову, организаторы мероприятия пригласили и авторов статей о фильтрах «КОЛАН», опубликованных в нашем журнале в марте и августе. Пришлось поехать - не обижать же немецких коллег отказом...
Фильтрация по-полтавски
Можно, конечно, сразу «взять быка за рога» и начать с рассказа о докладе полтавчан в Дюссельдорфе. Но потерпите, потерпите, читатель - всему свое время. Давайте подумаем о тех, кто не знаком с предыдущими нашими статьями. У них могут возникнуть вопросы: что это за фирма такая - «КОЛАН», и вообще - о чем говорилось в тех, первых, публикациях?
Что ж, извольте. Когда в официальных «Руководствах по эксплуатации» автомобилей с двигателями ЗМЗ-4062.10 и 4063.10 появились... не рекомендации даже, а предписания(!) применять для очистки масла только(!) фильтры «КОЛАН», в умах эксплуатационников начались брожения: «А почему, собственно?»
Но инструкции, как известно, пишутся кровью, в том числе и революционной. А в последние десять-пятнадцать лет в моторостроении действительно произошла революция: возросли удельные мощностные показатели двигателей, повысилась напряженность пар трения, они стали чувствительнее к абразивным загрязняющим примесям.
Не остался в стороне и новый отечественный двигатель ЗМЗ-406 (как впрысковая, так и карбюраторная его версии). Два распредвала с цепным приводом и гидронатяжителями, прецизионные гидротолкатели клапанов германской фирмы INA потребовали нового подхода к очистке моторного масла. Для этого мотора загрязнения вроде «русской рулетки»: повезет - не повезет ...
И тут ООО НТП «КОЛАН» предложил ЗМЗ оригинальный масляный суперфильтр, разработанный Анатолием Колтуновым, создателем и руководителем фирмы. Да чего уж там, само название «КОЛАН» - это аббревиатура, составленная из фамилии и имени изобретателя.
Чем знаменит этот фильтр и почему он «супер», мы рассказали в предыдущих статьях. Если коротко, в полтавском изделии имеются два фильтрующих элемента: основной бумажный и дополнительный из нетканого синтетического материала. Другое его название - «фильтрующий элемент перепускного клапана».
Изюминок здесь несколько: во-первых, такая конструкция исключает масляное голодание двигателя при холодном пуске, во-вторых, надежно «хоронит» грязь, не пропуская ее обратно в двигатель, в-третьих... Впрочем, все это отражено в докладе г-на Колтунова, выдержки из которого мы здесь приводим.
А пока, заканчивая вводную часть, отметим: конструкция фильтра оказалась настолько удачной, что он заслуженно получил приставку «супер», а ЗМЗ взял его на «вооружение» - на конвейерную комплектацию. И отметил в «Руководстве по эксплуатации» буквально следующее: «Применение масляных фильтров других марок, в т.ч. зарубежных, не предусмотрено».
Подозреваем, что именно эта фраза из официального документа послужила поводом для приглашения колановцев в Дюссельдорф. А статьи в нашем журнале - для приглашения их авторов. Что ж, приятно наблюдать такую информированность организаторов. И соответствующую оперативность...
Но сначала - Московский Автосалон
Прежде чем перенестись в теплый осенний Дюссельдорф, поговорим немного о другом мероприятии - Московском Автосалоне 2001.
Какая тут связь, - спросите вы? А вот какая...
Опыт - он и в Дюссельдорфе опыт, тем более выставочный. А Московский Автосалон показал многое.
Начнем с того, что продукция «КОЛАНа» была представлена на стенде Заволжского моторного завода. Это позволило рассказывать посетителям о проблеме фильтрации масла для 406-го мотора по-разному: работники ЗМЗ рассуждали с точки зрения производителей двигателей, а колановцы - с позиций разработчиков суперфильтра. И такой подход себя оправдал: к стенду «не зарастала народная тропа», ибо любой, даже самый тонкий и каверзный вопрос не оставался без квалифицированного ответа.
Колановцы раздали на Автосалоне 1000 экземпляров журнала «Автомобиль и сервис» №8 и 1000 цветных оттисков статьи из №3, на обратной стороне которых был напечатан... будущий доклад в Дюссельдорфе! Так грядущее выступление прошло «обкатку» в беседах на стенде, в том числе и с представителями иностранных компаний.
«Ну и двигатель у вас», - сказали специалисты одной немецкой фирмы, посмотрев на красноречивые фотографии собранной суперфильтром металлической стружки, - «но фильтр, кажется, спасает положение».
Еще бы ему не спасать! Суперфильтры «КОЛАН» защищены патентами Украины, России, Германии и США. Не вдаваясь в подробности (это отдельный долгий разговор), назовем их общее число - пятнадцать! Да еще несколько положительных решений.
Работать на стендах ЗМЗ колановцы намерены и в дальнейшем - например, на традиционной Нижегородской ярмарке. Жаль только, что при этом охватываются лишь заволжские двигатели: кто же придет на стенд ЗМЗ обсуждать фильтрацию масла на вазовском моторе! А ведь у «КОЛАНа» есть и вазовские типоразмеры суперфильтров. Впрочем, все только начинается, и разговор о них впереди.
Но так или иначе, благодаря Автосалону, полтавчане прибыли в Дюссельдорф поднаторевшими в московских боях. И вот что из этого получилось..
Встреча на Рейне
Выставки и конференции, подобные нынешней, зарубежные коллеги проводят регулярно - и не только в Германии. Можно сказать, что они стали доброй традицией, а их пионером и «локомотивом» является г-н Майк Тэйлор (Mike Taylor), основатель Британского общества фильтрации.
Дюссельдорфская выставка Filtech Europa 2001 работала в течение трех дней - с 16 по 18 октября. Она собрала более 120 делегаций из 20 стран, а для участия в конференции зарегистрировались более 300 человек.
Конечно, тематика мероприятия выходила за автомобильные рамки: здесь можно было встретить фирмы, решающие проблемы промышленной фильтрации воздуха и воды, производителей специального оборудования, полимерных клеевых композиций и, разумеется, специальных фильтровальных бумаг. На одном из таких предприятий, а именно на заводе J.C.Binzer нам удалось побывать (см. фото).
Имя J.C.Binzer хорошо известно нашим читателям - мы писали об этой фирме в марте 2001г. Сегодня она влилась в состав американской корпорации Hollingsworth & Vose Company, благодаря чему получила новые возможности для продвижения своей продукции - высококачественных фильтровальных бумаг. К слову, основная штора суперфильтров «КОЛАН» изготавливается как раз из бумаги J.C.Binzer.
На выставке мы радостно приветствовали еще одних старых знакомых - немецкую фирму Klebchemiе, производящую современные клеевые составы Kleiberit (см. вышеупомянутый мартовский номер за 2001 год). Это тоже партнеры «КОЛАНа». Ведь качество фильтра - это не только оригинальные технические решения, но и проверенные материалы, в данном случае - бумага J.C.Binzer и полимерные клеевые композиции Kleiberit.
Но пора, пора нам в зал заседаний, где будет заслушан доклад колановцев. Он проходит точно по регламенту - здесь во всем сказывается пресловутая немецкая скурпулезность. Выступление Анатолия Колтунова сменяется неторопливыми вопросами, а потом... потом регламент смазывается (благо за докладом следует перерыв) - колановцев окружают, завязывается беседа, у переводчика Сергея Щербины появляется на лбу испарина...
Видно, что Колтунов тоже волнуется, но тем не менее спокойно разъясняет: наш суперфильтр незаменим для климатических условий России, где «холодный пуск» и десятиминутная перекачка масла через перепускной клапан - явление обычное. А если двигатель работает в так называемом «режиме развозки почты» (пуск, остановка, пуск, остановка), то тем более!
Зарубежные коллеги вертят в руках разрезанные образцы фильтров, дивятся «арестованной» стружке на фотографиях в нашем журнале, происходит обмен визитками - словом, возникает та непринужденная атмосфера, в которой и достигаются самые значимые результаты встречи.
Как-то незаметно общение переместилось в выставочный зал, к стендам. Разработкой колановцев заинтересовались представители американской фирмы Donaldson, производящей фильтры как в США, так и в Европе (Италия). Ну, а переговоры с фирмами J.C.Binzer и Klebchemie - это само собой разумеется, сотрудничество продолжается!
Потом состоялась беседа с Майком Тэйлором - вспомните начало этого раздела. Патриарх выставок предложил опубликовать доклад Анатолия Колтунова в своем специализированном журнале «Фильтрация и сепарация» (Filtration and separation). Договорились сделать это в начале будущего года.
И в заключение отметим, что колановцы увезли с собой сертификаты, подтверждающие вклад в фильтровальную науку - их выдали организаторы дюссельдорфской выставки. А еще участники конференции получили приглашения на очередную профессиональную встречу - World Filtration Congress 9 (WFC 9), который состоится 18-22 апреля 2004 года в Новом Орлеане. Значит, еще увидимся? Встреча на Рейне - это только начало...
Москва-Дюссельдорф-Москва
|