на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|
Спектр возможностей

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ,
кандидат технических наук,
директор ИЦАИ НАМИ,

ЮРИЙ БУЦКИЙ,
кандидат технических наук

Отечественный производитель сегодня - кто он? Генератор идей, носитель высоких технологий, поставляющий на рынок первоклассный товар? Или же «пират», «бодяжник», срывающий быстрые деньги? Будем откровенны: есть у нас и те, и другие...

Кто есть «who»?

Первых нужно поддерживать, потому, что именно они выручают нас в суровые времена дефолтов и кризисов, пока «цивилизованный мир» ждет очередной стабилизации. Вторых - уничтожать как класс. К этому взывают души моторов, загубленных «левыми» бензинами, маслами, фильтрами и тосолами.

Поэтому мы, два автомобильных инженера, один из которых работает в отраслевой науке, а другой в журналистике, начинаем собственное расследование. Его цель определена: понять, кто есть кто на российском рынке. Понять и рассказать читателям нашего журнала. А конечным результатом наших стараний будут рекомендации: что следует покупать, дабы спокойно ездить.

В своей работе мы будем опираться на собственный опыт (иногда печальный!), данные лабораторных исследований, официальные письма автомобильных и моторных заводов, отзывы компетентных организаций и прочие достоверные источники.

Заявляем: мы не боимся мести «бодяжников», пусть они нас боятся. Однако мы не постесняемся и громко хвалить тех, кто действительно этого заслуживает. И если уважаемые читатели заподозрят нас в тенденциозности, милости просим, телефоны и E-mail редакции известны. И давайте начнем, пожалуй...

Первым объектом нашего внимания стала фирма «Промышленная Группа «Спектр-Авто», выпускающая продукцию под торговой маркой Spectrol. Спору нет, бренд известный. Что стоит за этой известностью?

Кто вы, «Спектр-Авто»?

Этот вопрос в духе «шпионских» романов прошлого века мы задали прямо с порога офиса. Оказалось, приветливые мужики в самом расцвете сил, у которых за плечами завидный опыт: работа в «оборонке», наука, автогонки и прочие внушающие уважение занятия. Впрочем, многое у них и в настоящем - те же наука и автоспорт. А уж производство - это само собой. На том стоят.

А теперь разобьем нашу беседу на две части: формальную и неформальную. В первой части изложим некоторые факты биографии фирмы, а во второй познакомимся с ее идеологией поиска решений научных и технологических задач.

Итак, вехи биографии... Фирма «Спектр-Авто» была основана в 1987 году. Цель, которую поставили перед собой ее создатели, формулировалась предельно четко: производство высококачественных смазочных материалов и технических жидкостей для современных автомобилей.

Показательно, что за четырнадцать лет своего существования компания «Спектр-Авто» не меняла ни названия, ни профиля. Единственное, в чем можно ее «упрекнуть», так это в расширении ассортимента. Так, сегодня «Спектр-Авто» поставляет на рынок более ста наименований продукции, среди которых:

• пять видов моторных синтетических масел;

• четыре вида моторных полусинтетических масел;

• одиннадцать видов минеральных моторных масел;

• два вида двухтактных минеральных моторных масел;

• полностью синтетическое трансмиссионное масло;

• два вида минеральных трансмиссионных масел;

• пластичные смазки;

• промывочные жидкости, антифризы, электролиты, стеклоомывающие жидкости;

• препараты автохимии;

• масляные, топливные и воздушные фильтры;

• автошампуни и средства автокосметики (к слову, вся перечисленная продукция расфасовывается в фирменные упаковки).

Тут же узнаем, что это единственная российская компания, освоившая подобный ассортимент, а ее гордость - «синтетика» «Spectrol Polarm SAE 0W-50 API SJ/CF/EC» (кстати, созданная на основе собственных «know how») вот уже около двух лет не имеет мировых аналогов.

В начале раздела мы упоминали науку, и не напрасно. Оказывается, научно-технические проблемы фирмы «Спектр-Авто» решают 27 докторов наук, не считая кандидатов наук и «неостепененных» инженеров и химиков. Здесь приходит на память опыт Японии, где в тяжелые годы создавались своеобразные временные трудовые коллективы с привлечением специалистов со всего мира.

Производственные мощности фирмы размещены на ряде предприятий ВПК, что тоже внушает доверие: оборонные технологии у нас всегда были передовыми.

А где фирма берет исходный материал? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним: производители масел могут быть зависимыми и независимыми. Последние отличаются тем, что могут приобретать базовые масла в разных нефтяных компаниях, не привязываясь к конкретному поставщику. А поскольку базовые масла на НПЗ нередко изготавливаются по остаточному принципу (эта продукция не является основной), их качество бывает различным.

А теперь вернемся к героям нашего рассказа: фирма «Спектр-Авто» является независимым производителем и может проявлять гибкость в выборе сырья. Понятно, что критериями этого выбора служат показатели качества, - так приобретается самое лучшее на сегодняшний день сырье.

А дальше еще интереснее. Как известно, современные масла производятся методом введения в базу различных пакетов присадок. Последние содержат до 15 компонентов и в готовом моторном масле составляют до 12% объема. Филигранная (иначе не скажешь) технология их подбора и введения требует высочайшей культуры производства, в частности, применения специальных реакторов. Здесь уместно подчеркнуть, что реакторы, используемые «Спектр-Авто», разработаны специалистами компании на основе собственных «know how».

Помимо усовершенствования оборудования, специалисты «Спектр-Авто» создали ряд собственных ингредиентов для присадок (подчеркнем - с учетом опыта лучших мировых достижений!). В результате получилось, что российские пакеты присадок по ряду характеристик превосходят иные зарубежные.

Кстати, современные присадки - наиболее дорогостоящая часть высококачественного моторного масла. Именно этим объясняется относительно высокая стоимость продукции Spectrol в сравнении с традиционными отечественными маслами. Однако не будем забывать и прописные истины: хорошее масло обеспечивает повышение моторесурса, уменьшение токсичности отработавших газов и заметную экономию топлива. А скупой, как известно, платит дважды.

Но продолжим: за успехи, достигнутые в области высоких технологий компания «Спектр-Авто» получила международное признание. Подтверждением тому является письмо транснационального концерна Chevron, с которым мы внимательнейшим образом ознакомились.

Выше мы обещали ссылаться и на мнения автомобильных и моторных заводов. Вот, пожалуйста: масла Spectrol рекомендованы для использования в бензиновых двигателях ВАЗа, ГАЗа, а также дизелях ЯМЗ и АМО ЗИЛ. Кстати, постоянная связь с автозаводами стала импульсом для создания полусинтетических масел. Так, еще в 1989 году появилась «полусинтетика», разработанная по просьбе ЗАЗа для двигателя «Таврии». Это масло успешно прошло испытания, положив начало целому направлению в деятельности фирмы.

Однако не следует думать, что продукция Spectrol предназначена только для российской техники. Высокое качество позволяет использовать ее и на зарубежных автомобилях, причем без всяких исключений. А как оно контролируется, качество?

После изготовления продукта проба из реактора направляется на тестирование в собственную лабораторию, а потом в лаборатории АО «НАМИ-ХИМ» и АО «Химтек». И лишь после получения положительных заключений производится фасовка данной партии.

Готовая продукция сопровождается паспортом качества и сертификатом - и здесь, на пути к покупателю, постоянно проводится выборочный контроль специалистами «Спектр-Авто».

Это формальная сторона дела, а потом наступает очередь потребителя - он «тестирует» продукцию жестко и бескомпромиссно.

Например, технологические достижения компании проходят суровую проверку на гоночных автомобилях. Для примера назовем команды КамАЗа, АвтоВАЗа и Центрального автополигона НИЦИАМТ, накопившие большой положительный опыт использования продукции «Спектр-Авто».

И вообще, автоспорт - идеальное место для проверки качества масла. Поэтому компания «Спектр-Авто» с момента своего рождения начала спонсировать этот вид соревнований. Еще в апреле 1989 года было заключено соглашение о техническом спонсорстве команды «Мосавто-техобслуживание», в которой выступал чемпион СССР Виктор Казанков.

А потом фирма создала собственную профессиональную шоссейно-кольцевую команду «Spectrol Racing Team». Было это в 1996 году. Первым пилотом там выступал неоднократный чемпион России Алексей Глебов на машине «Honda Civic», а вторым - генеральный директор «Спектр-Авто» Михаил Брыкин на ВАЗ-2108. Вот где в полной мере ощутил он результаты своей работы!

В 1999 году фирма «Спектр-Авто» приняла участие в создании раллийной команды «Spectrol-Автомания», за которую ныне выступают пилот Игорь Громов и штурман Валерий Богатырев. Кстати, последний является продюсером и ведущим телепрограммы «Автомания», выходящей на «ТПК-Петербург«. Кроме того, продукцию Spectrol использует и другая раллийная команда - «Эскорт ГУВД» из Санкт-Петербурга.

Что касается упомянутой выше команды Центрального автополигона НИЦИАМТ, то здесь техническое спонсирование продолжается уже 10 лет. А поскольку команда тесно связана с автомобильной наукой (автополигон все же!), ее мнение трудно переоценить.

Отзывы гонщиков всех команд авторы статьи внимательно прочитали. Подтверждаем: спортсмены довольны.

На этом мы закончим знакомство с официальной информацией и переходим к cледующему разделу.

Неформальная беседа

Мы с радостью убедились в доброжелательности наших собеседников: никакой таинственности, самовосхваления, попыток унижения конкурентов и прочего «надувания щек». Ведь это - удел слабых. А сильные легко делятся всем, в том числе и идеями...

Что ж, мы не отказываемся, да вот беда: в одной статье все не отразишь. Поэтому остановимся лишь на некоторых примерах, наглядно демонстрирующих подход «Спектр-Авто» к созданию своей продукции.

Начнем, разумеется, с масел. В процессе беседы узнаем, что фирма уже с 1997 года перешла на так называемое шестое поколение этих продуктов. Собственно, поколения отличаются друг от друга составом пакета присадок - чем дальше, тем он полнее и совершеннее. Но шестое поколение масел Spectrol - это еще и анизотропия свойств, а именно малое сопротивление при прокачиваемости и большое при механическом воздействии на масляную пленку. Как же удалось решить эту противоречивую задачу?

Дело в том, что при конструировании данных масел использованы концепции науки, носящей имя «синергетика». Это слово означает «дружественность». Поясним: если ранее компоненты, решая поставленные задачи, «тянули» характеристики продукта в разные стороны, то теперь они работают согласованно. «Помните хрестоматийных лебедя, рака и щуку, - смеются наши собеседники, - мы сумели запрячь их цугом...»

Еще пример: казалось бы, что общего между двигателем и... прачечной? На этот вопрос отвечает фирменная идеология «гигиены двигателя». Сочетание «жесткой» промывки («пятиминутки») с «мягкой» промывочной жидкостью сродни стирке с последующим тщательным прополаскиванием, говорят на фирме. Очень любопытно, этому стоит посвятить отдельную статью. Тем более, что почти гамлетовский вопрос «мыть или не мыть?» неоднократно поднимался в нашем журнале, а однозначного ответа нет до сих пор. Надеемся, «Спектр-Авто» поможет поставить точку в этой многолетней дискуссии.

А применение масляных присадок - тех, что продаются отдельно для заливки в двигатель в процессе эксплуатации? Сколько копий сломано в спорах о целесообразности их применения... «В нашем масле есть все необходимые присадки на весь срок службы», - заявляют некоторые производители. Однако специалисты «Спектр-Авто» с ними не соглашаются и предлагают свою концепцию комплексной защиты двигателя - от обкатки до «старости». Разработаны и соответствующие продукты: присадки «Авто-1», «Авто-2» и «Авто-3», каждая для определенного «возраста» мотора. Подробный разговор о них также впереди.

Говоря о фильтрах Spectrol, необходимо отметить внедрение нового принципа объемной фильтрации. Он применяется, в частности, в топливных элементах и заключается в пропускании загрязняющих частиц не через бумажную штору, а сквозь объемное тело, например, бобину из специальной текстурированной синтетической нити.

Здесь наблюдаются, как минимум, два интересных явления: во-первых, посторонняя частица движется не по радиусу фильтра, как в случае с бумажной шторой, а тангенциально. При этом она может пройти путь до 20 мм и шансы быть задержанной у нее стопроцентные. Во-вторых, при объемной фильтрации образуется как бы многослойная штора, сортирующая загрязняющие частицы по размерам. Понятно, что при этом существенно возрастет грязеемкость фильтра.

Есть у фирмы интересные решения по масляным и воздушным фильтрам, но... нельзя объять необъятное. Об этом мы также планируем написать специальную статью, тем более, что один из авторов занимается вопросами фильтрации профессионально.

Много интересного в истории фирменных стеклоомывающих жидкостей. Так, при их создании специалисты «Спектр-Авто» рассмотрели взаимодействие щетки «дворника» со стеклом как... работу пары трения! А теперь представьте: песчинки... абразив с водой - так это же знаменитое «мокрое» шлифование! Какое стекло выдержит такое издевательство? Пришлось «обучать» омывающую жидкость флотирующему эффекту: теперь песчинки «всплывают» на поверхность жидкой пленки, не причиняя вреда стеклу. Но это еще не все: сама пленка теперь создает просветляющий оптический эффект, а это серьезная составляющая безопасности движения.

Сейчас зима - а что нас донимает летом? Правильно, насекомые. Жирные пятна на ветровом стекле, и отмыть эту органику совсем непросто - да еще в сочетании с упомянутым «мокрым шлифованием»! Но есть, есть управа на эту напасть! Поближе к весне мы расскажем о препарате «Мухомой», прекрасно решающем эту проблему - надо лишь залить его в бачок. А сейчас констатируем: в создании стеклоомывающих жидкостей тоже просматривается комплексный подход.

Но пора закругляться. Надеемся, в этом беглом обзоре авторам удалось передать творческую атмосферу, царящую на фирме «Спектр-Авто». А документация и многочисленные отзывы автозаводов, автохозяйств, спортивных команд, да и простых водителей подтверждают: торговая марка Spectrol - это добротный отечественный продукт. А значит, продолжение следует. Правда, теперь уже в будущем году...


Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©