Говорят, древний царь Хамурапи впервые сформулировал действующий и поныне принцип: «Не важно, что ты делаешь, важно - как!» В приложении к окрасочному процессу этот постулат должен звучать следующим образом: «Не так важен материал, главное - правильно с ним обращаться». Действительно, не перевелись еще умельцы, которые с помощью примитивных грунтов и обычной «синтетики» могут покрасить машину так, что покрытие будет выглядеть великолепно и сохранится в течение долгих лет. Другой вопрос - сколько сил будет на это затрачено? И в то же время, «кривые» руки с легкостью «нанесут» множество дефектов, используя самую продвинутую лакокрасочную систему. Именно поэтому большинство производителей окрасочных материалов так или иначе решают вопрос об обучении мастеров и технической поддержке своих клиентов.
Сегодня мы расскажем о московском учебном центре DuPont Refinish, в работе которого используются те же методики обучения и оборудование, что и в зарубежных учебных центрах высочайшего уровня. По сути, учебный центр DuPont Refinish напоминает великолепно оборудованный малярный участок современного сервиса. Он оснащен окрасочно-сушильной камерой и колеровочными кабинами, в зоне подготовки установлена система пылеудаления Garmat, шлифовальное оборудование Festo и National Detroit, инфракрасная сушка «IRT» и многое другое, необходимое для качественной работы. Но основная ценность центра - не оборудование, а инструкторы, владеющие учебной методикой, позволяющей «студентам» получить устойчивые навыки грамотной работы. Ежегодно в центре проходят обучение чуть более 600 человек. Половина из них осваивает профессию колеровщика, а другая - профессию маляра. Естественно, преподаватели центра проводят занятия в группах с различным начальным уровнем профессиональной подготовки - от новичков до мастеров с многолетним стажем. Программа курса зависит от уровня подготовленности «студентов» и целей, которые они перед собой ставят. Существуют как базовый, так и продвинутый уровни, а также специальные курсы для руководителей малярных участков. В последнем случае главное внимание уделяется проблемам организации и планирования работ, освоению технологических карт, тарифной документации, принципам выбора систем ремонта, т.е. всему тому, что позволяет превратить процесс покраски в высокорентабельный бизнес.
• Базовый курс начинается с теоретических занятий в прекрасно оборудованных учебных классах. Слушатели узнают (иногда впервые!) о назначении различных материалов, влиянии условий нанесения на качество готового покрытия, знакомятся с процессами коррозии, методами заводской окраски и получают много других необходимых знаний. Инструкторы могут ответить на любые вопросы как начинающих, так и очень опытных слушателей. Cледующий этап - практическое обучение. Главное внимание уделяется освоению правильных приемов подготовки поверхности перед окраской. Основная задача на этом этапе - показать, что причиной появления дефектов являются ошибки на стадии подготовки к окраске (использование «сухих» шлифовальных материалов при «мокрой» обработке и наоборот, выбор крупных абразивов, неправильная постановка руки при работе со шлифовальными машинками и т.д.). Учить всегда проще, чем переучивать. Многим мастерам со стажем нелегко привыкнуть к тому, что рабочая поверхность шлифовальной машинки должна полностью прилегать к обрабатываемой детали, что давление на подошву инструмента должно быть равномерным. Так и хочется для «убыстрения» работы посильнее нажать на край подошвы, что многие и делают, создавая неустранимые потом «ямы».
На практических занятиях с первого же момента начинают «ставить руку» маляра. Так в центре называют выработку навыков, позволяющих мастеру наносить равномерные, контролируемые по толщине слои материалов на деталях самой сложной формы. На первый взгляд, правила совсем нехитрые: держать покрасочный пистолет перпендикулярно окрашиваемой поверхности; соблюдать расстояние, указанное в технической документации (например, для эмали Centari®6000 - порядка 15 см); плавно включать подачу материала и плавно выключать; добиваться 50-70% перекрытия полос, наносимых за одно движение руки маляра; наносить весь материал за указанное количество слоев; и, самое главное, перемещать пистолет равномерно со скоростью, обеспечивающей не слишком «сухое», но и не слишком «мокрое» нанесение материала, постоянно контролируя его толщину.
Но сколько же ошибок встречается даже у опытных мастеров! Приходится бороться и с навыками, приобретенными при работе со слишком жидкими материалами, когда (во избежание подтеков) вместо 2-3 слоев эмали маляр наносит 6-7 тонких «сухих» слоев. Не так-то просто мастеру, работавшему с «примитивными» ЛКМ, перестроиться на работу с эмалями DuPont, уникальными в своем «дружелюбии» к маляру. Например, применяя системы подложек ValueShade®, не надо заботиться об укрывистости эмали. Один полный слой Centari®6000 и второй, наносимый с увеличенного расстояния 25-30 см, обеспечивают совпадение цвета даже в случае очень прозрачных красок типа красного «перламутра» и «металликов» сине-зеленой гаммы. Именно «дружелюбие» материалов DuPont позволяет даже начинающим мастерам в течение одной недели получить, кроме теоретических знаний, практические навыки, позволяющие решать вопросы, возникающие в работе.
• Естественно, в рамках базового курса невозможно осветить все вопросы. Для повышения квалификации маляров существует «продвинутый» курс, где обучение проводится уже не в группе из 5-6 человек, а практически индивидуально. Здесь осваивается «высший пилотаж»: трехслойная окраска, использование тонирующих лаков, имитация ориентировки металлических частиц в эмалях, полученной при конвейерном электростатическом напылении и другие тонкости. В центре полагают, что «продвинутый» курс имеет смысл осваивать только после 6-8 месяцев практической работы.
Подход к обучению в центре чрезвычайно серьезный. Достаточно сказать, что один обучаемый расходует за время прохождения курса в среднем 15-18 литров материалов. Все финансовые расходы берут на себя компания DuPont и эксклюзивный импортер и дистрибьютор материалов DuPont Refinish в РФ - компания «Технолак», так как обучение в центре бесплатное.
Связь компании «Технолак» со слушателями не прерывается даже после окончания недельных курсов. Компания обеспечивает техническую поддержку материалов DuPont Refinish вне зависимости от того, где расположен сервис, выбравший покрасочную систему DuPont. Успех окрасочного бизнеса определяется условиями на конкретном малярном участке: влажностью воздуха, направлением циркуляционных потоков, материалом стен цеха, а также рядом других факторов. Инструкторы учебного центра DuPont Refinish регулярно выезжают по различным адресам для решений всевозможных вопросов (возникающих, например, при переходе на окрасочные материалы последнего поколения и при внедрении самых современных приемов окраски). Техническая поддержка также предоставляется бесплатно.
Одной из главных составляющих в успешной работе центра является обратная связь с сервисами, использующими материалы DuPont. Специалисты учебного центра изучают практический опыт этих предприятий, анализируют наиболее часто встречающиеся ошибки, и разрабатывают рекомендации, помогающие их избежать. Естественно, центр апробирует все новые технологические решения концерна DuPont. Кроме того, база центра - это своего рода «испытательный полигон» для проверки и адаптации новых материалов и технологических процессов, разработанных специалистами концерна.
Вместо эпилога. (О пользе обучения)
Любой человек - специалист по окраске или тот, кто только планирует начать освоение этой профессии - вправе сам выбирать учебное заведение, где он будет получать специальность. Благо выбор есть - об учебных центрах других производителей мы уже рассказывали (и будем опять возвращаться к этой теме) на страницах нашего издания. Можно вообще не ломать голову, а освоить азы нанесения покрытия под руководством «умельца» из соседнего гаражного бокса!
Рекомендаций мы не даем. Однако мы решили опубликовать несколько вариантов вопросов, с помощью которых преподаватели центра DuPont Refinish оценивают успехи своих учеников.
Оцените уровень своих знаний и сделайте правильный выбор.
|