на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|

Диагностика дизельной топливной аппаратуры
(Начало №№ 11,12/2002)

ВАЛЕРИЙ ЛАДИКОВ, компания VICCO,
ВИКТОР ЧЕЧЕТ, кандидат технических наук

Многопрофильная российская инвестиционная компания VICCO хорошо известна нашим читателям. Напомним, что специалисты этой компании вывели на рынок недорогой, но удобный прибор под названием "анализатор пневмоплотности цилиндров", о котором журнал писал неоднократно. Прибор завоевал признание в среде мастеров-автосервисников своей информативностью в работе и простотой. АПЦ дает возможность достоверно оценить текущее состояние цилиндропоршневой группы двигателя и дать заключение о целесообразности проведения его капитального ремонта. И все это без разборки двигателя и проведения сложных измерений размеров деталей.

В настоящей статье специалисты компании VICCO рассказывают о том, как с помощью механотестера топливной аппаратуры МТА-2 получить оперативную информацию о состоянии элементов топливной системы любого автотракторного дизельного двигателя.

В начале необходимо указать основные причины возникновения неисправностей в дизельных двигателях. Их всего четыре:

  • неквалифицированное техническое обслуживание;
  • нарушение рекомендованных режимов эксплуатации;
  • использование низкокачественного топлива;
  • естественный износ.

На практике установлено, что наибольшее число отказов (до 70%) при эксплуатации дизельных двигателей приходится на их топливную аппаратуру. Естественно, наибольшее внимание при оперативной диагностике, следует уделять определению топливных потерь (издержек), являющихся прямым следствием нарушений в работе топливной системы.

В соответствии с ГОСТом 25.866 различаются два вида эксплуатации: нормальная и реальная. Расшифруем эти понятия.

Нормальная эксплуатация основана на соблюдении основных нормативно-технических требований завода-изготовителя и правил регулярного технического обслуживания. Однако на практике это скорее исключение, чем правило.

Реальная эксплуатация характеризуется тем, что дизельный двигатель в целом и его отдельные агрегаты и узлы эксплуатируются до частичной или полной потери работоспособности с нарушениями норм проведения регулярных профилактических мероприятий по техническому обслуживанию.

По данным НАТИ, в условиях реальной эксплуатации число отказов наименее надежных составных частей дизельного двигателя многократно возрастает. Ниже приводятся основные нарушения, ведущие к росту числа таких отказов в 4-9 раз:

  • закоксовывание распылителя форсунки, нарушение подвижности иглы, понижение давления впрыска;
  • нарушения регулировки ТНВД, износ плунжерных пар и нагнетательных клапанов;
  • повышенный износ и задиры гильз, износ, а также закоксовывание колец и поршней.

Даже заниженные расчеты показывают, что по указанным причинам дизельный двигатель большегрузного автомобиля в реальных условиях эксплуатации расходует в среднем "лишние" 2-3 тонны топлива в год, что приводит к росту выбросов в атмосферу вредных компонентов: выбросы СО увеличиваются на 100-150 кг, а СН - на 30-50 кг. При этом снижение энергетических параметров (мощности и топливной экономичности) от номинальных значений составляет 10-15% и более. На практике это означает, что при выполнении полезной работы в условиях реальной эксплуатации автомобиль, оснащенный дизельным двигателем, "сжигает" на 10-20% топлива больше, чем при нормальной эксплуатации.

Проведенные ГОСНИТИ исследования показали, что при регулярной диагностике и последующем оперативном техническом обслуживании можно снизить топливные потери на 30-40% и продлить срок службы дизельного двигателя на 20%. Так, на примере хозяйств Староминского района Краснодарского края (данные за период 1981-1989 гг.), где любому этапу технического обслуживания предшествовала диагностика состояния двигателя, было показано, что снижение прогрессирующих потерь топлива при таком подходе составляет 40-50%. Фактически при своевременном обнаружении какой-либо неисправности (например, форсунки) и немедленном ее устранении (раскоксовка распылителя, промывка, притирка, регулировки давления впрыска) до очередного срока регулярного технического обслуживания двигателя можно сэкономить 10-12 кг топлива.

Одним из базовых приборов для проведения оперативной диагностики дизельной топливной аппаратуры является механотестер топливной аппаратуры МТА-2.

Прибор, состоящий из корпуса, насоса-бачка, дросселя, манометра, крепежной скобы и комплекта переходных устройств позволяет проводить "безразборную" оценку состояния форсунок, нагнетательных клапанов и плунжерных пар.

Возможности МТА-2 лучшего всего проиллюстрировать на примере выполнения операций по диагностированию работы форсунок дизельного двигателя. Вся работа проводится в следующей последовательности:

  1. Форсунки, отключенные от топливопровода, соединяются с прибором через переходные устройства. (На рисунке показаны варианты подсоединения МТА-2 к форсункам различных дизельных двигателей).
  2. Несколькими плавными качками рычага насоса в полости нагнетания прибора создается давление 8 МПа. При быстром перемещении рычага привода исправная форсунка должна издавать четкий, прерывистый звук высокого тона.
  3. Изменяя давление в полости нагнетания в интервале 8-13 МПа, определяем скорость его падения на промежуточных этапах нагнетания. Время падения давления менее 10 сек свидетельствует о недостаточной гидроплотности распылителя форсунки.
  4. Плавно перемещая рычаг насоса, создаем давление соответствующее началу открытия запорной иглы форсунки (давление впрыскивания). Сравниваем полученное значение с нормативным.

Приведенный пример показывает, что для получения оперативной диагностической информации не обязательно прибегать к сложным, дорогостоящим электронным и компьютерным системам диагностики. Последние способы технически и экономически целесообразны в основном на крупных специализированных сервисных предприятиях.

Конечно, возможности прибора не исчерпываются лишь технологией проверки форсунок. Наличие крепежной скобы и тисков превращает МТА-2 из переносного диагностического тестера в стационарный, что очень удобно при ремонте и обслуживании топливной аппаратуры на выезде. Разработанные специально для прибора дополнительные приспособления легче позволяют осуществлять проверку и селективную подборку нагнетательных клапанов и плунжерных пар.


Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©