В начале позволим себе напомнить банальную истину: любой автосервис - это коммерческое предприятие, задача которого оказывать услуги автовладельцам. Но его нормальное функционирование без получения прибыли немыслимо. Оправданное желание иметь хорошую прибыль заставляет работать быстро. А вот держать марку и оказывать услуги качественно - возможно только при четком соблюдении всех технологических особенностей процесса ремонта. Их точное выполнение зависит от множества факторов. Далеко не последний среди них - это оснащенность участков надежным, профессиональным оборудованием.
В перечень обязательного оборудования участка кузовного ремонта современного сервиса, конечно, входит окрасочно-сушильная камера (ОСК). Как и любое другое оборудование, ОСК бывают дорогие и дешевые. Напомним английскую поговорку: "Мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи" - и проверим ее справедливость на примере использования на окрасочном участке недешевых камер бельгийской фирмы GARMAT. Возьмем на себя смелость утверждать, что применение таких камер позволяет получать большую прибыль, нежели при оснащении участка более дешевыми аналогами. Причины такого "парадокса" очень просты и лежат на поверхности:
- Во-первых, окрасочно-сушильные камеры GARMAT позволяют более точно соблюдать параметры технологических процессов окраски и сушки, заданные производителями лакокрасочных материалов. Это ведет к экономии времени и ЛКМ. Кроме того, почти исключается риск переделки работы, а число операций по удалению дефектов нанесенного лакокрасочного покрытия сводится к минимуму.
- Во-вторых, камеры GARMAT изначально созданы в расчете на длительное и интенсивное использование в производственных условиях. Они экономичны и удобны в работе, долговечны, просты в обслуживании, полностью укомплектованы всем необходимым для монтажа и эксплуатации. Короче говоря, ОСК GARMAT "сделаны с умом", что позволяет легко и с небольшими затратами трансформировать установку в более сложную конструкцию, придавая ей дополнительные функции. Такая возможность очень актуальна для использования камеры при работе водорастворимыми эмалями или, к примеру, для установки блока рекуперации. Специалисты GARMAT очень много поработали, заботясь о том, чтобы эксплуатационные расходы были минимальными.
Такая продуманность оборудования позволяет сервису сократить время возврата инвестиций, снизить расходы по их обслуживанию и в дальнейшем вести весьма успешный бизнес.
Дабы не быть голословными, расшифруем более подробно содержание технических решений, используемых в ОСК GARMAT и обеспечивающих их высокие экономические показатели.
Важнейшим параметром обеспечения необходимых условий для проведения качественной окраски автомобиля в кабине ОСК является требуемая постоянная скорость движения потока воздуха в кабине.
ОСК GARMAT как нельзя лучше удовлетворяют этому условию. В зависимости от размеров кабины и технических требований, камеры могут комплектоваться различными термовентиляционными блоками, создающими оптимальный воздушный поток в рабочем пространстве ОСК.
В каждом вентиляционном блоке GARMAT два вентилятора: нагнетающий и отводящий. В их конструкции применяются высоконапорные турбины с реверсивными лопатками и ременным приводом от электродвигателя. Такие решения позволяют использовать моторы пониженной мощности и тем самым экономить электроэнергию.
Высота пленума любой ОСК - это параметр, от значения которого зависит ламинарность (безвихревое течение) воздушного потока в камере. Чем выше пленум, тем лучше.
Во всех ОСК GARMAT пленум имеет достаточную высоту - 700 мм. Внутри такого пленума давление воздуха практически полностью выравнивается, и скорость воздушного потока во всех точках на выходе из потолочного фильтра становится одинаковой, что позволяет избавиться от завихрений.
Еще одной конструктивной особенностью, обеспечивающей стабильность потока воздуха, является то, что воздух отводится со всей площади пола кабины. Однако под автомобилем могут устанавливаться поддоны разного сечения, что позволяет оптимальным образом перераспределить воздушный поток вокруг окрашиваемого участка кузова.
Не менее важным технологическим параметром качественной окраски является температура воздушного потока. Мощные двухрежимные горелки ОСК GARMAT без труда справляются с поддержанием комнатной температуры (+20?С) во время окраски в любое время года, без снижения скорости потока воздуха. Мощность горелок достаточна и для того, чтобы блок управления точно поддерживал температуру подаваемого воздуха в рамках, предписанных технологическим процессом. Такие горелки в большинстве других камер предлагаются только как опция и устанавливаются за отдельную, далеко не малую плату.
Несмотря на высокую мощность горелок, камеры GARMAT очень экономичны. Среди камер-"одноклассниц" у них один из самых высоких КПД тепловой установки, а значит, большая часть тепла сжигаемого топлива передается подогреваемому воздуху.
Уменьшение расхода топлива без снижения температуры нагреваемого воздуха достигается установкой блока рекуперации - дополнительного теплообменника на выходе отработанного воздушного потока в атмосферу, что позволяет выходящим воздухом нагревать входящий.
Ну и, конечно, во время сушки камеры GARMAT работают в режиме рециркуляции, при котором 85% прошедшего через систему горячего воздуха не выбрасывается в атмосферу, а возвращается в кабину. Это еще больше экономит топливо.
И, наконец, непременное условие качественной окраски - воздушный поток должен иметь не только оптимальную скорость и температуру, но, кроме того, сам подаваемый воздух должен быть стерильно чистым, очищенным от пыли, как в операционной.
На страже чистоты стоят не только специальные фильтры грубой и тонкой очистки поступающего воздуха, но и сама конструкция стенок камеры. Они выполнены из многослойных панелей толщиной 60 мм. Их основа - оцинкованные, загрунтованные и окрашенные белой краской стальные листы, между которыми находится спрессованный до плотности 90 кг/м3 слой пористого минерального волокна. Такая конструкция позволяет сделать эти сендвич-панели особо прочными и вибростойкими. Для предотвращения попадания в кабину даже мельчайших пылинок все слои панелей проклеены и не имеют швов. Панели сопрягаются между собой с помощью прочного герметичного шпунтового соединения. Такое исполнение делает кабину прочной, вибростойкой и долговечной. В отличие от более дешевых камер, даже при интенсивной эксплуатации, кабина ОСК GARMAT не "разбалтывается" от вибрации в течение длительного периода интенсивной эксплуатации, а низкая теплопроводность стен обеспечивает экономичность работы и помогает поддерживать стабильный тепловой режим.
Следует особо отметить, что в кабине ОСК GARMAT утеплено все: боковые и горизонтальные стены, а также вертикальные панели и потолок пленума. Это позволяет обеспечить одинаковую температуру воздушного потока по всей площади потолка кабины. Ведь при "холодных" стенках пленума или потолке воздух вдали от выхода из теплообменника может сильно остыть.
Стены внутри рабочей зоны выполнены абсолютно гладкими, даже защитные стекла светильников смонтированы заподлицо с их поверхностью. Загрязнения от внутренних источников (маляр, оборудование, автомобиль) не имеют ни малейшего шанса задерживаться и накапливаться.
Конечно, все режимы управления нагревателями и воздушными потоками ОСК GARMAT поддерживаются автоматикой, причем абсолютно дружелюбной для оператора.
Монтаж камер GARMAT не сопряжен с какими-либо трудностями и неожиданностями. В поставляемый комплект обязательно входят все необходимые комплектующие и металлоконструкции. Поддерживающие столбы и профили для монтажа на бетонном фундаменте не придется, как бывает при покупке ОСК других фирм, заказывать отдельно.
В случае невозможности выполнения земляных работ камеру можно монтировать на раме - металлическом основании, приподнимающем ее над уровнем пола цеха. И здесь GARMAT отличается тем, что высота этого основания увеличена для лучшего воздухообмена. В то же время для экономии площади цеха наклон пандуса начинается еще внутри кабины.
Периодическое техническое обслуживание ОСК GARMAT сводится, в основном, к замене фильтров. Причем фильтры грубой и тонкой очистки воздуха, находящиеся в потолке кабины, необходимо менять одновременно через 1000 часов работы ОСК.
Анализ конструкции ОСК GARMAT позволяет сделать следующий вывод: стандартная комплектация включает многое из того, что в ОСК других фирм поставляется только за дополнительную плату. Даже увеличение внутренней высоты кабины ОСК GARMAT до 3-х метров является стандартной опцией, за которую не приходится дополнительно платить.
Любую ОСК приобретают в расчете на то, что она прослужит долгое время, никак не меньше десяти лет. За это время много "воды утечет" и многое может измениться. К примеру, не исключено, что законодатель обяжет применять водорастворимые ЛКМ. В конструкцию ОСК GARMAT возможность работы с этими продуктами заложена уже при проектировании. И любая камера за небольшую дополнительную плату и без кардинальной переделки всей конструкции может быть дополнена устройством для работы с водорастворимыми материалами.
Модельный ряд, описываемых ОСК GARMAT, представленный на российском рынке официальным дистрибьютором фирмы GARMAT - компанией "Технолак", состоит из трех типов:
CLASSIC - классическая окрасочная камера с плоскими стенами и потолком, но с наклонно расположенными светильниками. При необходимости камера может быть оснащена дополнительными светильниками на боковых стенах.
MASTER - камера прямоугольной формы. Также имеет плоские стены и потолок. При организации воздушного потока в камере реализован принцип равенства объемов принудительной подачи и отвода воздуха.
Боковое двухрядное размещение светильников в камере MASTER обеспечивает освещенность при окраске не менее 1000 люкс. Такая освещенность позволяет маляру с легкостью наносить самые сложные эмали.
COLORADO сконструирована в соответствии с концепцией создания кабины, сходной по своим очертаниям с силуэтом современного автомобиля. Каждая стена кабины состоит из двух плоскостей, угол между которыми составляет 161?. Граница между плоскостями проходит на высоте 1,4 м. Таким образом обеспечиваются идеальные условия для потока воздуха, проходящего через кабину и огибающего автомобиль, и тепловой режим становится еще более стабильным и легкоуправляемым.
В производственной программе фирмы GARMAT имеются и промышленные ОСК с кабинами значительно больших размеров. Они предназначены для окраски крупногабаритных транспортных средств или заводской окраски разнообразных деталей при их изготовлении.
Фирма GARMAT предлагает целый ряд таких моделей, отличающихся размерами и конфигурацией рабочего помещения. Для обеспечения наилучших технологических и экономических показателей они комплектуются различными термовентиляторными блоками, отличающимися тепловой мощностью, возможностью использования различных видов энергии и топлива, скоростью и объемом воздушного потока и конфигурацией установки в целом.
Весьма разнообразные по размерам кабины промышленных ОСК "набираются" из таких же сэндвич-панелей, как и кабины ОСК для легковых автомобилей, а значит, имеют те же преимущества перед камерами-аналогами: большую прочность и вибростойкость, определяющие долговечность камер и их полную герметичность.
Большие размеры этих камер диктуют иные технические решения некоторых узлов. Так, ворота, наряду со створчатыми, на самых крупных камерах могут быть и рулонными, поднимающимися вверх, а светильники - размещаться в три ряда.
В зависимости от требований воздушный поток в промышленных камерах может быть выполнен как по вертикальной, так и по диагональной схеме.
Все лучшие качества продукции GARMAT присущи любым моделям. Промышленные ОСК обладают теми же преимуществами перед конкурентами, которые позволяют при интенсивной эксплуатации получать максимальную прибыль.
Спектр продукции фирмы GARMAT не ограничивается только ОСК. На рынке также представлены зоны подготовки автомобилей к окраске, различающиеся по своим возможностям, уровню комплектации и, конечно, цене.
Зоны подготовки GARMAT можно классифицировать по следующим конструктивным особенностям:
- по схеме отвода воздуха: через заднюю вытяжную стенку или через каналы в полу;
- по схеме направления движения воздуха: отвод без рециркуляции (без приточного пленума) или отвод с рециркуляцией (с приточным пленумом);
- по количеству машиномест: одиночные (на один автомобиль) или двойные (на два автомобиля);
- по комплектации (т.е. наличию светильников, штор, шкафов для хранения инструмента и других аксессуаров);
- по конфигурации и размерам сечения воздуховодов;
- по производительности вытяжного вентилятора.
Модельный ряд зон подготовки GARMAT сформирован посредством комбинации вышеописанных технических решений и содержит более двух дюжин стандартных вариантов.
В зависимости от возможностей и задач сервиса можно подобрать технологически и экономически уравновешенную конфигурацию зоны от "просто вытяжки" до "почти ОСК", позволяющую производить не только подготовку поверхности и грунтование, но и локальную окраску с последующей инфракрасной сушкой.
При этом в зонах подготовки высокого уровня, имеющих вытяжку с рекуперацией, собственное освещение и возможность отделения каждого машиноместа плотными шторами, шлифовку и грунтование можно производить буквально "бок о бок" с работами в соседних зонах, не засоряя сырую поверхность обрабатываемого там автомобиля шлифовальной пылью.
Использование таких зон позволяет за счет сокращения времени подготовки машины под окраску разгрузить ОСК от "мелких" работ. Возможно даже выполнение локального ремонта вне камеры (используя, конечно, специальные материалы). Все это позволяет резко поднять производительность, а значит, и доходность сервисного предприятия.
О качестве, технических преимуществах и экономической целесообразности использования продукции фирмы GARMAT говорит тот факт, что она одобрена компанией DaimlerChrysler для ремонта своих автомобилей.
Подробнее познакомиться с продукцией GARMAT можно в компании "Технолак", эксклюзивно представляющей это оборудование на российском рынке. В соответствии со своим принципом комплексного обслуживания клиентов "Технолак" сможет оказать помощь в проектировании окрасочного участка, в выборе оптимального состава оборудования, обеспечить его поставку, монтаж и наладку. А также полностью обеспечить гарантийное, постгарантийное и периодическое техническое обслуживание и снабжение всеми необходимыми расходными материалами.
|