"А я тебя предупреждал: со старым аккумулятором - это не жизнь", - выговаривал Юрий Деточкин старательному и невезучему инспектору ГАИ. Однако не всю правду открыл Юрий Иванович, ох, не всю: аккумулятор должен быть не просто "старым" или "новым", а качественным. Такой и "состарится" гораздо позже.
Вообще-то правильнее говорить не "аккумулятор", а "аккумуляторная батарея", сокращенно АКБ. А еще точнее добавлять определение "стартерная", поскольку существуют и тяговые батареи, - но не они станут предметом сегодняшнего разговора.
Современная 12-вольтовая стартерная АКБ состоит из шести 2-вольтовых аккумуляторов, или "банок". Между собой они соединены последовательно - вот вам и 12 вольт. Когда-то на автомобилях применялись и 6-вольтовые батареи, состоящие из трех 2-вольтовых аккумуляторов. Так, 6-вольтовым электрооборудованием оснащались американские "виллисы", их советские аналоги ГАЗ-67, "четыреста первые" "москвичи"… - примерам несть числа. Ныне это уже "преданье старины глубокой"...
Кстати, о старине: а откуда взялось само название "батарея"? В НИИАЭ нам сообщили такую версию: в старых конструкциях АКБ отсутствовали единые корпусные крышки, и открытый взору аккумуляторный ряд чем-то напоминал боевые орудия на позиции. Отсюда и повелось: батарея, батарея...
Каждый из шести аккумуляторов содержит "разноименные" электроды, разделенные сепараторами и погруженные в электролит. А работа батареи основана на преобразовании электрической энергии в химическую при заряде, и, наоборот, - химической в электрическую при разряде.
Благодаря возможности восстановления заряда методом пропускания тока (попросту говоря - подзарядки), АКБ в специальной литературе величают "вторичными источниками электроэнергии". Очень точное и информативное название: из него следует вывод, что даже самая лучшая батарея может работать полноценно лишь вкупе с исправным, "сбалансированным" электрооборудованием вашего авто, и к этому мы еще вернемся.
Не сомневаемся, что абсолютному большинству читателей эти азы известны. Однако их напоминание необходимо для стройности изложения, ибо ниже мы будем говорить о совершенствовании технологий изготовления АКБ и современных конструкциях этих "краеугольных камней" автомобильного электрооборудования.
Без конкретных примеров наш рассказ будет оторван от реальной жизни и "рыночного пульса". Какие фирмы лидируют сегодня в производстве АКБ? Чья продукция заслуживает внимания потребителя?
В предыдущих номерах журнала читатели ознакомились с тормозными системами Delphi-Lockheed и узлами сцеплений Delphi Borg&Beck. Эти изделия - лишь малая часть автомобильного ассортимента корпорации Delphi. Достойное место в нем занимают и стартерные аккумуляторные батареи. Поэтому сегодня мы можем совместить два полезных дела: продолжить изучение продукции этой компании и поговорить о современных аккумуляторных батареях.
|