на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|

Топливо никогда не бывает лишним

ЕВГЕНИЙ ШВАЛИН

Повышение топливной экономичности и снижение уровня выбросов СО2 становится наиболее актуальной проблемой для автопроизводителей в связи с постоянным ростом цен на бензин и угрозой глобального потепления. Многие ведущие фирмы ведут разработку автомобилей с расходом топлива 3 л/100 км и даже 1 л/100 км. В этой связи в ближайшем будущем ожидается значительное снижение веса автомобилей и повышение эффективности работы их двигателей и трансмиссий. Все системы и агрегаты новых автомобилей будут разрабатываться с учетом минимизации потребления энергии. Есть все основания полагать, что благодаря применению новых прогрессивных технологий топливная экономичность автомобилей в течение ближайших 10-15 лет повысится на 20-30%.

За последние 100 лет средняя температура воздуха у поверхности земли повысилась на 0,3-0,6оС. По версии некоторых ученых, глобальное потепление климата земли - это результат роста выбросов в атмосферу двуокиси углерода (CO2), связанных с жизнедеятельностью человека. Повышенное содержание СО2 в атмосфере усиливает "парниковый эффект", задерживает больше солнечного тепла, чем нужно. Если не предпринимать никаких действий по ограничению выбросов СО2, в течение следующих 100 лет температура может повыситься на 3-4оС. Это может обернуться для нашей планеты мировой катастрофой, вызвав рост стихийных бедствий (бурь, ураганов, наводнений, увеличение числа лесных пожаров) и повышение уровня океанов. Последнее обстоятельство наиболее опасно, т.к. его результатом будет исчезновение территорий многих стран, в том числе индустриально развитых.

Снижение содержания СО2 в "выхлопе" автомобильных двигателей - одна из основных задач автомобильной промышленности, так как мировой автопарк выбрасывает в атмосферу 15-20% всех антропогенных выбросов СО2, образующихся в результате деятельности людей. Выбросы двуокиси углерода прямо пропорциональны расходу топлива автомобилей: чем меньше расход топлива, тем чище "выхлоп".

Согласно исследованиям международной организации по экономическому сотрудничеству (OECD), величина общих выбросов СО2 на нашей планете составляет 800 млрд. тонн в год. Из них 770 млрд. т (или 96%) приходится на различные природные источники, а 30 млрд. т (или 4%) - это выбросы, обусловленные деятельностью человека.

В настоящее время не существует международных требований по расходу топлива и выбросам СО2 легковых автомобилей. Однако, ввиду важности проблемы сохранения окружающей среды, правительства ряда стран, в частности, Германии, постановили: к 2005 году все виды транспорта должны снизить расход топлива и выбросы CO2 на 25% по сравнению с теми же значениями 1990 года. Одна диаграмма иллюстрирует тенденцию снижения среднего расхода топлива автомобилей, выпущенных в Германии в 1980 - 2002 годах. Другая диаграмма показывает рост количества выпускаемых в Германии автомобилей, имеющих расход топлива менее 6,49 л/100 км.

По проекту ЕЭС к 2008 году будут введены ограничения на выбросы CO2, не превышающие 140 г/км, что соответствует расходу бензина 6 л/100 км и дизельного топлива - 5,3 л/100 км. В перспективе к 2012 году выбросы CO2 не должны превышать 120 г/км, что соответствует расходу бензина 5,1 л/100 км, а дизельного топлива - 4,5 л/100 км.

В таблицах приведены значения расхода топлива и выбросов CO2 наиболее экономичных современных автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями.

Основные пути повышения топливной экономичности автомобилей

Чтобы понять, насколько можно повысить топливную экономичность, нужно рассматривать автомобиль в целом, как единую систему. Динамические свойства, легкость управления, безопасность, комфорт, надежность, вместимость и грузоподъемность, размеры, дизайн, шум и цена - вот перечень основных свойств автомобиля, важных для потребителя и одновременно влияющих на топливную экономичность.

Автомобиль также должен удовлетворять всем законодательным нормам и требованиям (например, требованиям к уровню пассивной безопасности), т.к. все эти требования очень сильно влияют на конструкцию автомобилей, применяемые технологии и, в конечном счете, на топливную экономичность. Производители должны найти оптимальный компромисс между этими противоречивыми требованиями, чтобы выпускать автомобили, которые были бы привлекательными для потребителей и по цене, и по свойствам.

Существует две основных концепции снижения расхода топлива: повышение общей эффективности узлов и агрегатов (двигателя, трансмиссии, привода…), чтобы обеспечить больше полезной работы при определенном расходе топлива, или снижение затрат энергии автомобиля на преодоление сопротивлений движению (инерции, аэродинамического сопротивления, сопротивления качению), а также на функционирование дополнительных потребителей энергии. Основные факторы, влияющие на расход топлива автомобилей, показаны на рисунке.

Практически на всех современных автомобилях применяются двигатели, работающие на бензине или дизельном топливе. Около 2/3 энергии, получаемой при сгорании топлива, тратится в выхлопной системе, системе охлаждения и на преодоление сил трения. Теоретически, бензиновые и дизельные двигатели могут преобразовывать всю топливную энергию в полезную работу. В действительности, из-за термических и механических потерь, затрат энергии на работу различного оборудования, КПД двигателей не превышает 40-50% у лучших дизельных двигателей. При этом определенная часть полезной работы двигателя расходуется на преодоление сил трения в трансмиссии и других узлах привода. В результате только 12-20% исходной энергии идет на преодоление сопротивления движению автомобиля.

Во время движения автомобиля по городу режим работы двигателя постоянно меняется, что прямо отражается на расходе топлива. При движении в городском цикле около 80% энергии тратится на преодоление инерции и сил сопротивления качению, которые зависят непосредственно от веса автомобиля. Таким образом, масса автомобиля оказывает существенное влияние на расход топлива, особенно при движении в городе. Именно поэтому задача снижения веса является ключевой в таких известных исследовательских проектах, как создание сверхлегкого кузова (ULSAB-AVC), партнерство по созданию автомобиля нового поколения (PNGV) и других.

Прогрессивные способы снижения расхода топлива автомобилей

Очевидно, чтобы уменьшить расход топлива, необходимо снизить вес автомобиля, уменьшить сопротивление качению и аэродинамическое сопротивление. Однако, наибольшие резервы таятся в двигателе.

Изучение последних достижений мирового автомобилестроения, двигатель дает возможность вычленить, для каждой системы автомобиля, наиболее значимые технологии и способы снижения расхода топлива:

  • Снижение механических потерь. Значительно повысить КПД двигателя и уменьшить потери на трение можно с помощью улучшения качества изготовления деталей, оптимизации их конструкции, применения легких материалов, совершенствования моторных масел. Снижение механических потерь позволит снизить расход топлива на 2-6% по сравнению с базовым двигателем.
  • Многоклапанное газораспределение. Использование в двигателе схемы с тремя, четырьмя, пятью клапанами на цилиндр дает возможность снизить потери на трение, повысить удельную мощность, уменьшить рабочий объем двигателя, повысить степень сжатия и снизить насосные потери. Экономия топлива может составить от 2 до 5% без ущерба для тягово-динамических характеристик двигателя, даже с уменьшенным рабочим объемом.
  • Регулируемые фазы газораспределения с изменяемой величиной подъема клапанов. Чтобы обеспечить более полную очистку цилиндров от продуктов сгорания и лучшее наполнение их горючей смесью, клапаны открываются и закрываются с некоторым опережением или запаздыванием. Моменты открытия и закрытия клапанов называются фазами газораспределения. Регулирование времени и величины открытия клапанов в зависимости от оборотов и режима работы двигателя (системы Honda i-VTEC, Toyota VVT-i, BMW Volvotronic, Porsche VarioCam Plus) способствует снижению расхода топлива на 3-8%.
  • Отключение части цилиндров при малых нагрузках. Отключение части цилиндров у двигателей с шестью, восемью и двенадцатью цилиндрами при работе на холостом ходу или в некоторых других случаях, когда максимальная мощность двигателя не требуется, позволяет сэкономить 3-6% топлива.
  • Улучшение систем двигателя. Многие системы двигателя, такие, как система смазки и охлаждения, насос усилителя рулевого управления, могут быть оптимизированы для снижения потерь энергии и улучшения функциональности на всех режимах работы. Применение бортовой сети с напряжением 42 вольта, например, способствует снижению стоимости отдельных компонентов и систем двигателя, улучшает их характеристики. Улучшение систем двигателя позволяет снизить расход топлива на 1-2%.
  • Уменьшение рабочего объема двигателя, применение наддува. Дополнительное снижение расхода топлива может быть достигнуто путем уменьшения рабочего объема двигателя и увеличения удельной мощности за счет повышения давления в двигателе (турбокомпрессором или механическим нагнетателем). При этом необходимо предусмотреть оптимизацию работы систем трансмиссии, каталитических нейтрализаторов и прогрева двигателя. Ожидается уменьшение расхода топлива от 5 до 7%. Однако, когда данное решение осуществляют одновременно с введением многоклапанного газораспределения, возможна почти 10%-ная экономия топлива по сравнению с 2-клапанным базовым двигателем.
  • Электронное управление дросселированием двигателя. Последние достижения в области электроники, мехатроники, сенсорных технологий и материаловедения позволяют уже сейчас разрабатывать и осваивать производство систем электромеханического дросселирования двигателя, в которых отсутствует дроссельная заслонка (например, BMW Valvotronic). Система позволяет использовать обычные каталитические нейтрализаторы и уменьшает насосные потери, что, в конечном счете, снижает расход топлива на 3-6% по сравнению с 4-клапанным двигателем и на 6-12% по сравнению с 2-клапанным. Высокая цена и сложность таких решений пока ограничивают применение данной технологии в серийном производстве.
  • Электронное (бескулачковое) управление работой клапанами. Дальнейшее развитие систем регулируемых фаз газораспределения идет по пути создания электромеханических элементов с электромагнитным управлением (Siemens, BMW). В некоторых случаях управление клапанами осуществляется гидравлической системой с электронным управлением (Ford). Кроме снижения насосных потерь, данная технология позволяет отключать цилиндры и использовать обычные каталитические нейтрализаторы. Экономия топлива при этом достигает 5-10%.
  • Изменение степени сжатия. У современных двигателей степень сжатия обычно ограничена значениями 10-10,5:1 из-за риска возникновения детонации при высокой нагрузке. Изменение степени сжатия может дать значительную экономию топлива: высокая степень сжатия (13-14:1) повышает КПД двигателя при малой нагрузке, а низкая степень сжатия (8:1) позволяет двигателю работать без детонации на предельно высокой нагрузке. В настоящее время многие автопроизводители исследуют различные технологии изменения степени сжатия. Снижение расхода топлива от внедрения данных технологий составит 2-6%. Высокая сложность таких систем, малый срок их службы и стоимость пока не приемлемы для промышленного производства. Ожидаемый срок внедрения систем изменения степени сжатия - 2008 год.
  • Бензиновые двигатели с непосредственным впрыском. Бензиновые двигатели, работающие на бедных и сверхбедных смесях (когда воздуха поступает больше, чем необходимо для сгорания топлива), имеют повышенный КПД. Двигатели с непосредственным впрыском (Mitsubishi GDI, Saab SCC, VW FSI, Ford DISI) дают возможность снизить расход топлива на 10-15%. Однако при внедрении данной технологии возникает проблема нейтрализации выбросов окислов азота (NOx). Бедная рабочая смесь неизбежно ведет к повышенному содержанию NOx в отработавших газах. Возможно, проблема будет решена с помощью совершенствования системы рециркуляции отработанных газов и применения эффективных накопителей NOx.
  • Дизельные двигатели с непосредственным впрыском. Применение в легковых автомобилях турбодизельных двигателей с непосредственный впрыском и общей топливной рампой (Common Rail) получило очень широкое распространение в Европе. Увеличение удельной мощности (более 70 л.с./л), снижение шума и вибраций, практически бездымные и "непахучие выхлопы" дизельных двигателей последнего поколения значительно повысили спрос на них. Высокий крутящий момент на низких оборотах двигателя и относительно пологая кривая крутящего момента также позволяют существенно улучшить ездовые свойства автомобиля. При этом расход топлива дизельных двигателей на 30-40% ниже, чем у бензиновых двигателей с распределенным впрыском. Основные проблемы, возникающие при освоении производства дизельных двигателей, - невыполнение строгих норм выбросов окислов азота и твердых частиц, а также сравнительно высокие цены (дизельные двигатели на 2-3 тыс. долл. дороже бензиновых).
    Трансмиссия
  • 5-ступенчатая автоматическая трансмиссия. 5-скоростная автоматическая коробка перемены передач позволяет двигателю работать более эффективно, чем 4-скоростная. Применение 5-ступенчатой АКПП способствует снижению расхода топлива на 2-3%.
  • Бесступенчатый вариатор (CVT). Несколько типов CVT производятся в Европе, Японии и Соединенных Штатах (Honda и Toyota). Обычно в таких трансмиссиях применяются специальные ремни или цепи для передачи крутящего момента. Передаточное отношение плавно изменяется посредством двух шкивов различного диаметра. Сейчас разрабатываются и другие концепции вариаторов, имеющие более высокий КПД. В зависимости от типа вариатора и диапазона мощности двигателя технология CVT позволяет сократить расход топлива примерно на 4-8%.
  • 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия. Усовершенствованные 6-скоростные АКПП можно сравнить с вариаторами. Они имеют практически неограниченные возможности по передаче крутящего момента. 6-ступенчатые АКПП дополнительно сокращают расход топлива на 1-2% по сравнению с 5-ступенчатыми. Однако из-за их более высокой стоимости и сложности в управлении, такие трансмиссии, по-видимому, будут использоваться только в эксклюзивных и представительских автомобилях.
    Кузов и другие узлы
  • Снижение аэродинамического сопротивления. Это мера может быть очень эффективной, если оптимизация формы автомобиля ведется с самого начала разработки проекта. Дизайн автомобиля и пассивная безопасность существенно влияют на его аэродинамические свойства. Снижение аэродинамического сопротивления на 10% уменьшают средний расход топлива автомобиля на 1-2%.
  • Снижение сопротивления качению. Прогресс в области изготовления шин направлен прежде всего на снижение сопротивления качению без ущерба для комфорта, устойчивости, управляемости и тормозных свойств автомобиля. Вполне выполнимым считается снижение расхода топлива на 1-1,5% за счет уменьшения сопротивления качению.
  • Снижение веса автомобиля. Снизить массу автомобиля без ущерба для пассивной безопасности и вместимости - трудная задача. Продолжаются споры по поводу того, в какой степени допустимо снижение массы автомобиля и как это повлияет на пассивную безопасность. Можно выделить три основных способа снижения веса автомобиля:
    1. применение легких материалов;
    2. оптимальное размещение оборудования;
    3. применение новых технологий, позволяющих уменьшить количество или размеры оборудования.
  • Бортовая сеть с повышенным напряжением. Большинство производителей планирует переход на 42-вольтовые электрические системы, чтобы обеспечить электроэнергией постоянно возрастающее чисто потребителей в автомобилях следующих поколений. Высокое напряжение в сети снижает потери и повышает эффективность работы электрооборудования автомобиля. Это также позволит внедрить такие новые технологии, как электроусилитель руля и другие. Благодаря переходу на 42-вольтовые электрические системы расход топлива может быть снижен на 1-3%.
  • Стартер/генератор. В реальных условиях дорожного движения значительное улучшение топливной экономичности можно получить с помощью отключения двигателя при работе на холостом ходу, временно переключая все необходимое оборудование, например, кондиционер, на электрические источники питания. Стартер и генератор, интегрированные в один узел, обеспечивают почти мгновенную остановку и запуск двигателя, и многие фирмы планируют в скором времени освоить производство такого узла. Отключение двигателя на холостом ходу и ряде других условий эксплуатации дает 4-7% экономии топлива в зависимости от размеров и типа аккумуляторных батарей.
  • Автомобили с гибридными силовыми установками и автомобили, работающие на топливных элементах, позволяют снизить расход топлива на 15-30%, но их широкое применение начнется не раньше 2015 года. Это - технологии будущего и тема для отдельного разговора.

Вывод

Снижение расхода топлива и выбросов CO2 становится приоритетным направлением развития автомобильной техники, судя по большому количеству нововведений и разработок в этой области в последние годы. Они наглядно иллюстрируются таблицей, в которой приведены данные по эффективности и стоимости основных технологий двигателя, трансмиссии и автомобиля в целом, промышленное освоение которых в ближайшие 10-15 лет приведет к 20-30%-ному снижению расхода топлива и выбросов СО2.

Таблица 1

Фирма Модель Рабочий объем двигателя,см3 Выбросы CO2 ,г/км Расход топлива,л/100 км
Honda Insight (2001) 995 80 3,4
MCC Smart City Coupe 599 113 4,7
Toyota Prius 1497 120 5,1
Perodua Kelisa 989 121 5,1
Daihatsu Cuore 989 124 5,1
Daihatsu Sirion 989 129 5,5
Suzuki Swift 993 130 5,3
Suzuki Alto 993 134 5,4
Honda Jazz (2002) 1339 134 5,7
Vauxhall Corsa (2002) 973 135 5,6

Таблица 2.

Фирма Модель Рабочий объем двигателя,см3 Выбросы CO2 ,г/км Расход топлива,л/100 км
Citroen C3 1398 110 4,2
Renault New Clio 1461 110 4,2
Toyota Yaris 1364 113 4,2
Peugeot 206 1398 113 4,3
Ford New Fiesta 1 399 114 4,3
Renault New Clio 1481 115 4,3
Ford Fusion 1399 116 4,4
Toyota Yaris 1364 117 4,4
Vauxhall Astra (2001) 1686 119 4,4
Audi A2 1422 11 4,4
Seat Arosa 1422 119 4,4
Volkswagen Lupo 1390 119 4,4
Volkswagen Lupo 1716 119 4,4
Ford Fiesta 1753 120 120
Peugeot 206 1997 120 4,5

Таблица 3

Усовершенствование Снижение среднего расхода топлива, % Ориентировочная стоимость нововведения, долл. (серийное производство)
Двигатель
Снижение механических потерь 2 - 6 100
Многоклапанное газораспределение 2 - 5 120
Управление фазами газораспределения 3 - 8 140
Отключение цилиндров 3 - 6 180
Улучшение систем двигателя 1 - 2 100
Уменьшение раб. объема двигателя, наддув 5 - 7 450
Электронное управление дросселированием 3 - 6 320
Электронное управление клапанами 5 - 10 420
Изменение степени сжатия 2 - 6 350
Трансмиссия
5-ступенчатая автоматическая КП 2 - 3 110
Бесступенчатый вариатор CVT 4 - 8 250
6-ступенчатая автоматическая КП 3 - 5 210
Автомобиль
Снижение аэродинамического сопротивления 1 - 2 70
Снижение сопротивления качению 1 - 1,5 35
Бортовая сеть 42 вольт 1 - 3 180
Стартер/генератор 4 - 7 280
Электроусилитель руля 1,5 - 2,5 130
5% снижение веса автомобиля 3 - 4 280
Факторы, влияющие на топливную экономичность автомобиля
Чем больше клапанов, тем лучше.
Система Common Rail (Bosch) питания дизельных двигателей
Система непосредственного впрыска бензина.
Шестиступенчатая АКПП и бесступенчатый вариант.

Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©