на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|

БЕРЕГИ ДВИГАТЕЛЬ СМОЛОДУ

ЮРИЙ БУЦКИЙ, кандидат технических наук
ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, кандидат технических наук

Продолжаем разговор о масляных суперфильтрах "КОЛАН", созданных полтавским изобретателем Анатолием Николаевичем Колтуновым (1938-2002).

Суперфильтры "КОЛАН"... Первая наша статья об этих изделиях появилась в марте 2001 года. Вскоре за ней последовали еще две публикации, потом еще и еще.

С того самого марта прошло полтора года - срок немалый. Не пора ли сделать кое-какие выводы и обобщения, подвести итоги? Пора, конечно, пора. Но лишь предварительные, поскольку судьба этих фильтров столь интересна, что наверняка преподнесет еще немало сюрпризов. А подводя эти самые итоги, посмотрим: какие же новые факты вписаны в "биографию" фильтров "КОЛАН" за истекший период?

Но сначала напомним "суть вопроса". Несколько лет тому назад в "Руководстве по эксплуатации" автомобилей ГАЗ-3110 "Волга", "ГАЗель" и "Соболь" с двигателями ЗМЗ-4062.10 и 4063.10 появились весьма любопытные и категоричные фразы. Для очистки масла на указанных моторах завод-изготовитель предписывал (!) применять только фильтры производства НТП "КОЛАН". Использование фильтров других марок, в том числе зарубежных, не предусматривалось.

Это вызвало закономерные вопросы потребителей: "А почему так? Что это за фильтры такие, незаменимые?". Ответы на эти и многие другие животрепещущие вопросы можно найти в наших предыдущих публикациях (их список приведен в конце статьи). Ну а если - коротко, то суть в том, что полтавские фильтры имеют два фильтрующих элемента: основной и дополнительный. Последний защищает перепускной клапан, поэтому так и называется - "фильтрующий элемент перепускного клапана".

Такая конструкция исключает масляное "голодание" двигателя при холодном пуске и надежно "хоронит" посторонние частицы, не пропуская их обратно в двигатель. А частиц таких в новом моторе может быть немало...

Полтавский изобретатель А.Н. Колтунов по праву назвал свое детище "суперфильтр" и получил на него несколько патентов. А принцип работы и конструкция суперфильтра оказались настолько оригинальными и удачными, что наши промышленные гиганты ЗМЗ и ГАЗ приняли его на конвейерную комплектацию - отсюда и заводские требования в "Руководстве по эксплуатации".

Патенты, ряд публикаций в автомобильных журналах и, безусловно, упомянутое "Руководство" (официальный заводской документ!) заинтересовали зарубежных коллег - специалистов по фильтрации. Поэтому "колановцев" пригласили выступить на Международной конференции FILTECH EUROPA 16-18 октября 2001 года в Дюссельдорфе. Полтавчане сделали блестящий доклад, о чем также рассказывалось в одной из наших статей.

Кстати, творческое общение с зарубежными специалистами только начинается. Очередной доклад колановцев на традиционной дюссельдорфской конференции состоится в октябре 2003 года - приглашение уже получено.

Но вернемся к выбору ЗМЗ и ГАЗа. Почему же заводчанам понадобился именно суперфильтр? То, что двигатель ЗМЗ-406 (как впрысковая, так и карбюраторная его версии) потребовал нового подхода к очистке моторного масла, вполне понятно и легко объяснимо.

Верхневальная схема с гидронатяжителями цепного привода, прецизионные гидротолкатели, возросшие мощностные показатели и, как следствие, повышенная напряженность пар трения определили особую чувствительность этого мотора к абразивным загрязняющим примесям. Все сказанное лежит в русле тенденций современного моторостроения и лишний раз доказывает прогрессивность конструкции "четыреста шестого". А если вспомнить, что цена этого мотора в три-четыре раза ниже, чем у зарубежных "одноклассников", можно смело констатировать: двигатель у заволжцев получился очень хороший.

Впрочем, заводчане и сами отлично это понимают, возлагая на свой двигатель большие надежды, и потому столь тщательно выбирают для него компоненты и комплектующие.

Взять хотя бы тот же масляный фильтр для двигателя среднестатистического легкового автомобиля. От замены до замены через него проходит до 10 тысяч литров масла - и это при объеме системы смазки 4-6 литров! А сколько десятков или даже сотен этих литров приходится на холодные пуски, резкие нажатия на педаль газа и другие случаи повышения давления в масляной магистрали, приводящие к открытию перепускного клапана?

В то же время базовая конструкция массового масляного фильтра (бумажная штора и два клапана - перепускной и противодренажный) не менялась уже лет пятьдесят. Да, варьировались качество бумаги и ее пропитка, расположение клапанов, но суть оставалась прежней - масло проходило только одноступенчатую очистку.

Даже весьма прогрессивное для своего времени решение о совмещении клапанов не гарантировало фильтрацию крупных частиц - например, той же "обкаточной" стружки. Да, струя масла уже не омывала загрязненную штору при открытом перепускном клапане, но крупные частицы стружки при этом благополучно возвращались в двигатель, курсировали по кругу, перемалываясь и дробясь, словно в мельничных жерновах. Рано или поздно они внедрялись в масляный клин, разрушали его целостность, оставляли задиры на вкладышах и шейках, забивали масляные каналы и подгорали, разрушая масло, - список "злодеяний" можно продолжать бесконечно.

А вот защита перепускного клапана решила эту проблему кардинально: теперь стружка остается в фильтре навечно, прямо как в том анекдоте - "умерла, так умерла". Как мы уже писали однажды, колановский фильтр способен "похоронить" до 70 грамм металлической и прочей грязи. При использовании обычного фильтра такое количество примесей вызовет "смерть" мотора, - загрязнения будут крутиться в системе, смываясь со шторы при каждом холодном пуске и ничем себя не выдавая до самого "рокового конца".

А как ведет себя фильтр "КОЛАН"? Совершенно по-иному. По мере накопления грязи его сопротивление возрастает, а давление масла плавно снижается до тех пор, пока не загорится контрольная лампа. И тут уж дело водителя - поменять фильтр на новый.

Кроме борьбы со стружкой, дополнительный фильтрующий элемент надежно очищает масло при открытом перепускном клапане во всех вышеописанных случаях. Все сказанное явилось первым аргументом для принятия решения по конвейерной комплектации.

Сыграла свою роль и грамотная ценовая политика НТП "КОЛАН". Если ультрасовременный масляный фильтр для дорогих моторов стоит на Западе 20-30 долларов, то полтавское изделие обходится потребителю в 120-130 рублей. Да, это дороже стандартного одноступенчатого фильтра, но именно здесь уместно говорить о соотношении "цена/качество", которое признано оптимальным для фильтров "КОЛАН" разработчиками ЗМЗ и ГАЗ. Это стало вторым аргументом для "прописки" полтавских изделий на конвейере Заволжского моторного.

А совсем недавно подобное решение было принято и в ОАО "Волжские моторы". Двигатели УМЗ-4215 и УМЗ-4175, поступающие на сборочный конвейер ГАЗа для установки на "ГАЗели" и "Соболи", будут отныне также комплектоваться суперфильтрами "КОЛАН".

И тут впору задаться вопросом: почему некоторые (не все, конечно!) российские СТО пренебрегают требованиями завода-изготовителя? Например, приезжает машина марки ГАЗ на сервис для замены масла, а масляный фильтр на нее ставят не колановский. Как тут не вспомнить Владимира Владимировича Маяковского: "...значит - это кому-нибудь надо?"

У специалистов НТП "КОЛАН" есть свое мнение на этот счет. Коли "мастера" ставят несоответствующий фильтр, значит, рассчитывают, что клиент к ним вскоре вернется - на замену гидротолкателей, натяжителей, вкладышей, на перешлифовку коленчатого вала... Словом, "всюду деньги, господа!"

А теперь представьте: на дорогую иномарку, где-то на Западе, установили какую-то деталь вместо "фирменной", одобренной производителем автомобилей. Что будет? Правильно: либо потеря гарантии (если владелец авто - dumling, по-нашему - лох), либо судебный процесс, который автосервис неизбежно проиграет - да с таким треском, что мало не покажется.

Поэтому НТП "КОЛАН" тратит немало сил и средств на пропаганду цивилизованного подхода к сервисному обслуживанию автомобилей и продвижению запчастей на вторичном рынке. Один из конкретных шагов в этом направлении - создание товаропроводящей сети, через которую осуществляется оптовая и розничная продажа полтавских суперфильтров. Среди партнеров НТП "КОЛАН" много известных фирм - ООО "РусавтоГАЗ", ЗАО "Галс-Авто+", ООО "Восход к Авто", Торговая компания "Контур", сеть магазинов "КЭМП" и другие.

Но вернемся к техническим вопросам. Кроме оригинальной конструкции, полтавские суперфильтры могут "похвастаться" самыми современными комплектующими и материалами. Прежде всего, это отменная фильтровальная бумага, выпускаемая транснациональной компанией Hollingworth, и клеевой состав Kleiberit от немецкой фирмы Klebchemie.

Благодаря трем китам - "конструкция, комплектующие, материалы" - НТП "КОЛАН" может всерьез говорить о продлении срока службы моторного масла при использовании своих фильтров. Теперь нет необходимости сливать этот ценный продукт через несколько тысяч километров пробега - и все потому, что устаревший одноступенчатый фильтр выработал свой ресурс... Впрочем, эта тема настолько обширна и многогранна, что ее лучше обсудить не мимоходом, а в отдельной обстоятельной беседе.

Специалисты фирмы "КОЛАН" активно работают на всех крупных выставках. Не стало исключением и очередное Мотор-Шоу в Москве (MIMS'2002). А сразу после него "колановцы" приняли участие в выставке "Товары двойного назначения" в Бронницах - там суперфильтрами "КОЛАН" очень заинтересовались военные. Людей в погонах поразило то, что при нарушении герметичности воздушного фильтра и даже с пробитой пулей клапанной крышкой (то есть при чудовищном подсосе пыли!), суперфильтр все равно будет очищать масло. Да настолько эффективно, что машина из боя отправится не в капремонт, а на рядовое ТО. Что еще сказать о "КОЛАНе"?

- А вот что, - подденет читатель, - давайте-ка, вернемся к конвейерным поставкам. Почему на конвейер ЗМЗ попал только "КОЛАН"? Почему его фильтры берет на комплектацию ОАО "Волжские моторы"? Разве нет подобных технических решений у других производителей фильтров?

Для ответа на эти вопросы предоставим слово продолжателю дела А.Н. Колтунова, генеральному директору НТП "КОЛАН" Георгию Колтунову.

- Некоторые предприятия выпускали и продолжают выпускать масляные фильтры с защитой перепускного клапана, фактически копируя изделия НТП "КОЛАН". Однако наше решение защищено патентом, поэтому любые попытки воспроизведения такой конструкции следует признать интеллектуальным пиратством, а продукцию - контрафактной. Производить такие фильтры на территории России, Украины и США может только НТП "КОЛАН". Свой приоритет мы готовы отстаивать в суде.

На рынках встречается еще один вид изделий - это одноступенчатые фильтры с надписью "для ЗМЗ-406" (к ним у нас нет правовых претензий). Но задумаемся: чтобы рекомендовать их для 406-го мотора, нужно иметь одобрение Заволжского моторного завода. Есть ли таковое у производителей этих фильтров? Может, им стоит еще раз заглянуть в "Руководство по эксплуатации" для автомобилей ГАЗ?

И в тоже время я хотел бы подчеркнуть: НТП "КОЛАН" стремится к цивилизованному сотрудничеству, даже партнерству с предприятиями, имеющими большой опыт в производстве фильтров. Мы заинтересованы в расширении выпуска и внедрения суперфильтров, равно как и в развитии всей российской промышленности.

И в завершение отмечу, что, кроме уже упомянутого ассортимента для моторов ЗМЗ, ГАЗ и УАЗ, наше предприятие выпускает фильтры и для двигателей ВАЗ. Действительно, чем провинились "жигули" и "самары"? Их моторы тоже необходимо защищать от холодных пусков, резких скачков давления при нажатии на педаль дроссельной заслонки и прочих бед, о которых рассказано в этой статье.

Ассортимент суперфильтров "Колан" для двигателей: ГАЗ-560, ЗМЗ-406, классических моделей ВАЗ, преднеприводных моделей ВАЗ.
Анатомия суперфильтра КОЛАН.Когда во время холодного пуска масло идет в обход основного элемента 1, положение спасает элемент 2, зашищающий перепускной клапан.На корпусе находится голограмма, помеченая цифрой 3.
Прохождение неочищенного масла в суперфильтре Колан(слева) и в обычном фильтре справа.
Суперфильтр Колан - со стороны усилителя(крышки).
Пуск двигателя при температуре -5С. Прогрев масла до 70С занимает в среднем 25 минут.
оглавление этого номера

Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©