В понятие "современный автомобиль" в наше время входят не только повышенные требования к его комфортабельности и экологичности, но и чрезвычайно высокие стандарты безопасности. Создавая каждый новый автомобиль, конструкторы обязаны проектировать его кузов так, чтобы он имел эффективные энергопоглощающие зоны, обеспечивающие высокую пассивную безопасность. В конструкцию кузова вводятся элементы, которые, легко деформируясь, поглощают основную долю энергии удара, что снижает реальные нагрузки на людей, находящихся внутри автомобиля, позволяя тем самым (в комплексе с другими средствами безопасности) сохранить их жизнь и здоровье. Причем энергопоглощающими узлами современного автомобиля являются не только бамперы или другие элементы, специально для этого предназначенные. Роль энергопоглощающих, сминающихся деталей выполняют силовые и навесные элементы кузова и даже узлы силовой установки и подвески. Такая тенденция в проектировании кузовов приводит к тому, что кузов автомобиля после аварии представляет собой довольно жалкое зрелище, но, если он защитил людей, его конструкторы довольны своей работой; а что с этим автомобилем делать - это, как говорится, другая проблема.
Над ее решением бьются другие инженеры-ремонтники, разрабатывая технологии восстановления поврежденных деталей и создавая специальные установки для правки кузовов автомобилей.
Многие специалисты кузовного ремонта считают компанию Chief Automotive System, Inc лидером среди производителей систем восстановления геометрии автомобильных кузовов. Причем не только потому, что она занимается этой проблемой уже более четверти века и ее продукция широко распространена на североамериканском континенте и в других странах мира, но, главным образом, потому, что компания относится к той группе производителей, которые наряду с изготовлением сервисного оборудования проводят большой комплекс научных разработок как в теории кузовного ремонта, так и при конструировании правочных стапелей. Результаты такого научного поиска реализуются в виде патентов и находят широкое применение при совершенствовании продукции. Именно поэтому по-американски основательные и надежные системы восстановления автомобилей компании Chief вобрали в себя все последние разработки и достижения в этой области и находятся на острие технического прогресса.
Продукцию компании Chief на российском рынке представляет известная московская компания "Технолак". Специалисты "Технолака" верные своему принципу, рекомендовать клиентам только самое лучшее, уверены, что продукция Chief заслуживает полного доверия. В каталоге компании есть и относительно простые правочные системы для небольших сервисных станций, и сложные комплексы для использования в крупных авторемонтных предприятиях и дилерских центрах. При этом системы Chief могут применяться как для ремонта легковых, так и грузовых автомобилей различных классов.
Многие фирмы выпускают правочные стапели, в виде прочной металлической рамы (платформы) и лишь одного тягового устройства. Поврежденный автомобиль крепят зажимами за отбортовки порогов (или за другие, специально предусмотренные элементы кузова) и, настроив определенным образом тяговое устройство, восстанавливают геометрию кузова автомобиля.
Основных недостатков такого способа два: низкая производительность из-за использования только одного вектора тяги (а значит, высокая стоимость кузовного ремонта) и невысокое качество ремонта из-за трудности выдержать значимые геометрические параметры кузова автомобиля, заложенные заводскими конструкторами. Если пространственная геометрия и форма восстановлены не до конца - жди беды: в "лучшем" случае машина будет "есть резину" и "тянуть" в сторону, а в худшем… Не будем о грустном, лучше посмотрим, как Chief справляется с этими взаимосвязанными проблемами. Как и положено, начнем с первой.
При создании этих правочных систем было сделано все для того, чтобы автомобиль как можно меньше времени находился на стапеле в состоянии ремонта. Это - отражение американского подхода к авторемонту: клиент не может и не хочет долго ждать, ремонт должен быть выполнен быстро, но качественно. Поэтому свою прибыль американские мастерские стремятся увеличить за счет повышения производительности труда. Но даже среди американского оборудования стапели Chief, пожалуй, самые производительные. Их большая прочная рабочая платформа способна выдержать любое усилие, возникающее при ремонте кузовов, и имеет множество сквозных прямоугольных отверстий, что делает ее универсальной как для создания дополнительных векторов приложения усилий (можно тянуть даже вниз - сквозь платформу), так и для быстрого и универсального закрепления автомобиля.
Крепится автомобиль очень просто, поскольку у каждой оригинальной по конструкции опоры только один анкерный болт. Сами опоры имеют еще одну особенность - их можно регулировать по высоте. Что также позволяет сэкономить время на подготовке к работе. Значительно расширить возможности стапеля и выделить его среди конкурентов позволяет запатентованная универсальная крепежная система F.A.S.T., предназначенная для ремонта любых рамных легковых автомобилей.
Невозможно качественно отремонтировать автомобиль без точных измерений и их правильного анализа. С оборудованием Chief подготовка к измерению - минимальна и занимает не более 10 минут. Закатывая автомобиль на рабочую платформу (в чем помогут лебедка и подкатные тележки), его не нужно центрировать относительно нее, т.к. измерительные системы, о которых речь пойдет ниже, самоюстируются, самостоятельно в течение долей секунды, "выстраивая" трехмерную систему координат относительно автомобиля. Специалисты знают, сколько времени и сил экономится при этом.
Теоретические разработки специалистов компании Chief позволили сделать вывод о том, что сложную объемную конструкцию кузова можно быстро восстановить, не нарушая при этом структуру металла неповрежденных его участков, только способом многоточечной вытяжки - одновременным приложением нескольких усилий в различных точках деформированного кузова. Работая одновременно несколькими тяговыми башнями с низким и равномерно распределенным в единой гидравлической системе давлением, оператор может аккуратно, без повреждения целостности конструкции и нежелательных структурных изменений металла, максимально точно восстановить геометрию кузова и рамы поврежденного автомобиля даже после самых тяжелых столкновений.
В сравнении с конкурентами у стапелей Chief тяговых устройств - башен больше, но перемещать и позиционировать их, несмотря на это, проще, поскольку они легко вращаются вокруг своих осей, расположенных в передней и задней части платформы, и фиксируются одним большим упором в нужном положении: либо в край платформы, либо через отверстие в ней. Такая конструкция позволяет не только легко устанавливать башни в зоне, охватывающей весь периметр автомобиля, но и обеспечивает большую жесткость соединения башни с рамой, поскольку их соединение происходит сразу в двух точках. Для увеличения силы тяги в одном направлении можно использовать любые две башни, сведя их вместе.
И, кроме того, башни остаются постоянно подключенными к гидравлической системе установки независимо от угла поворота. Это - дополнительный резерв времени - поскольку не нужно переключать шланги гидравлических линий.
Сами башни Chief уникальны, их нельзя спутать ни с чем. Это - вертикальные телескопические конструкции, создающие тяговое усилие до 10 тонн и оснащенные запатентованной Chief системой самонатяжения цепей, которая экономит необходимое время, для подготовительных операций, и обеспечивает безопасность в случае срыва захвата.
Конструкция башни и тяговой цепи позволяет прилагать усилие на любой высоте - от порога до крыши машины. Причем направление и величина приложенного усилия не меняются в процессе вытяжки. И, хотя все башни работают одновременно, любую из них можно "остановить" по желанию оператора, зафиксировав тем самым элемент кузова, который уже "дошел до точки".
Стапели Chief оснащены, наверно, самым большим количеством инструмента, приспособлений и вспомогательного оборудования. Имеется даже дополнительный гидравлический инструмент для создания дополнительных векторов тяги, запитываемый от двух специальных гидравлических линий. Это, безусловно, намного расширяет возможности стапелей, так что их описание может быть темой отдельной статьи.
Но, конечно, все преимущества идеологии одновременной многоточечной вытяжки, разработанной компанией Chief, проявляются только при использовании особой измерительной системы.
Принцип измерения геометрических параметров кузова известен. Каждый автомобиль имеет контрольные базовые точки, координаты которых заложены еще при его проектировании. Нижний их ряд "отвечает" за состояние платформы кузова и определяет ходовые качества автомобиля, а верхний формирует пространственную геометрию конструкцию кузова. Сравнивая расположение реальных контрольных точек кузова с эталоном, легко определить степень его деформации.
В предложении измерительных систем компанией Chief прослеживается та же универсальность, что и в предложении стапелей. Есть измерители попроще - механические, например, UGMS и UMS. Эти системы очень удобны в работе, обладая массой достоинств, главные из которых - универсальность (эти измерители можно использовать не только на стапелях Chief) и наличие обширной, постоянно обновляющейся и пополняющейся базы данных с картами контрольных точек автомобилей на CD-носителе. Механические системы быстро устанавливаются в рабочее положение, не мешают ремонту, а результаты измерений легко считываются и не требуют сложных вычислений. При хранении детали измерительной системы надежно закрепляются на специальных настенных планшетах.
Но абсолютно уникальные свойства стапелей Chief, такие как безупречная точность, быстрота и непрерывность измерения непосредственно во время правки, обеспечивает лазерная бесконтактная измерительная система Genesis. Эта система, основанная на передовых технологиях, заслужила мировое признание, она имеет сертификат ISO и недавно сертифицирована в России для применения в качестве средств измерения. Обработка результатов в системе Genesis проводится компьютером с процессором Pentium в операционной системе Windows-98. В электронной базе данных системы, которая обновляется 4 раза в год, хранится информация практически обо всех автомобилях мира. Одновременно можно измерять координаты неограниченного количества контрольных точек автомобиля. Русскоязычное, хорошо иллюстрированное программное обеспечение само подскажет правильный выбор и место расположения датчиков-отражателей. Лазерный излучатель-сканер может быть установлен в любом месте под автомобилем, а его луч - безопасен для зрения человека. Перед началом измерений, как уже говорилось, не нужно проводить центровку автомобиля относительно стапеля, поскольку измерительная система Genesis относится к самоюстирующимся.
При использовании этой измерительной системы в полной мере выявляются все преимущества многобашенных стапелей Chief, обеспечивающие наивысшую производительность при необходимой точности ремонта, поскольку Genesis позволяет оператору визуально контролировать состояние геометрии кузова автомобиля, который, подобно скомканному листу бумаги, расправляется и разглаживается во время ремонта.
Программное обеспечение Genesis позволяет системе работать в сети и пересылать отчеты об измерениях для экспертного анализа или подтверждения состояния кузова или рамы автомобиля. Информация о клиенте и результаты измерений до, во время и после ремонта защищены от несакционированного изменения, сохраняются в памяти компьютера и легко доступны для просмотра. Таким образом, система Genesis применима не только для кузовного ремонта или диагностики, но и перспективна для работы со страховыми компаниями.
Если вам нужно высокопроизводительное, точное и при этом исключительно удобное в работе, и надежное оборудование для восстановления геометрии автомобильных кузовов, обращайтесь в компанию "Технолак". Здесь помогут подобрать нужную вам модель, а в Учебном Центре Chief научат на ней работать.
|