на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|

Окно в Европу

ГЕННАДИЙ ДУНИН

Россия, наконец-то, реально входит в зону действия экологических норм Евро… Нет, нет, не пугайтесь, не "Евро-3", уже действующих в Западной Европе, а пока только "Евро-1". Это событие, запланированное на октябрь 2002 года, и определяло направление экспозиции моторных и автомобильных заводов на завершившемся Московском "Мотор-Шоу 2002". Посмотрим, какими новинками откликнулись отечественные предприятия на действия Правительства РФ.

Автомобили

Возрождающийся КамАЗ показал перспективный двухосный седельный тягач КамАЗ-5470 с новым дизельным двигателем модели 740.80-420, имеющим турбонаддув с промежуточным охлаждением. От предшественника он отличается увеличенным до 136 мм ходом поршня (объем двигателя 12,3 л и мощность 309 кВт или 420 л.с.), кроме того, он соответствует нормам "Евро-2". Подобно ярославским специалистам конструкторы из Набережных Челнов решили экологическую проблему без применения управляющей электроники.

А на ЗИЛе поступили иначе. Среди полутора десятков представленных грузовиков был модернизированный ЗИЛ-433360 на безе шасси заслуженного ветерана ЗИЛ-130. Он оснащен все тем же бензиновым двигателем модели 508.10, но с уже центральным впрыском топлива и блоком электронного управления, разработанным в тесном сотрудничестве специалистами "Автрона", НАМИ и ЗИЛа. В системе впрыска установлены две форсунки и блок управления Чебоксарского предприятия "Элара".

Среди всех экспонатов выставки рекордные показатели экологичности продемонстрировал фургон АСМ-17285, созданный ОАО "АСМ-холдинг" в рамках проекта "Мишка". Гибридная силовая установка позволяет "вписаться" в нормы Евро-4 при расходе топлива 3-3,5 л/100 км по городскому циклу (запас хода по топливу составляет 400 км). Правда, этот автомобиль относится к классу особо малых автомобилей для перевозки двух человек и 200 кг груза. Снаряженная масса автомобиля - 900 кг. Его назначение - работа в торговле, бытовом обслуживании, на предприятиях малого бизнеса.

Гибридная силовая установка выполнена на базе двигателя ВАЗ-11113 (мощность 12 кВт при 2900 об/мин), совмещенного со стартер-генератором мощностью 8-10 кВт, который питает тяговую аккумуляторную батарею и четыре мотор-колеса с вентильными электродвигателями на постоянных магнитах. Колесная формула автомобиля - 4х4, суммарная мощность мотор-колес составляет 10 кВт, при рабочем напряжении 120 В. Габаритные размеры фургона 3300х1550х1560 мм, колесная база 2300 мм. Он может разгоняться до скорости 80 км/час.

Двигатели

Сегодняшний владелец ЯМЗ - компания "РусПромАвто", заключила в августе договор с фирмой Bosch, который предусматривает модернизацию производства двигателей с целью соответствия нормам "Евро-2", повышения их технического уровня. На втором этапе планируется освоение изготовления комплектующих по документации фирмы.

Сфера влияния ВАЗа распространяется и на ОАО "Уфимский завод автомобильных моторов" (УЗАМ), основным потребителем которого является ОАО "Иж-Авто". Совместно с австрийской фирмой "AVL List GmbH" специалисты завода проводят модернизацию существующего модельного ряда двигателей.

Показанный на выставке опытный образец рабочим объемом 1,8 л (диаметр цилиндра 85 мм, ход поршня 80 мм) развивает мощность 100 л.с. и крутящий момент 140 Н·м. Двигатель имеет полисферическую камеру сгорания с улучшенным процессом смесеобразования и повышенными антидетонационными свойствами. Степень сжатия доведена до 10, а удельный расход топлива составляет 195 г/л.с. в час. По сравнению с базовой моделью его длина уменьшена на 52 мм при массе 130 кг. Система управления распределенным впрыском топлива создана московским НПП "Элкар". Сертификационные испытания двигателя, проведенные в прошлом году, подтвердили его соответствие нормам "Евро-2".

Унифицированный двухлитровый вариант опытного двигателя, отличающийся лишь диаметром цилиндра (88 мм), обеспечивает мощность 112 л.с. и крутящий момент 160 Н·м. По желанию заказчика на двигатели дополнительно могут быть установлены приводы гидроусилителя руля и компрессора кондиционера.

Другой производитель бензиновых двигателей - ОАО "Волжские моторы", известный ранее под названием "Ульяновский моторный завод" и входящий ныне в состав уже упоминавшейся компании "РусПромАвто", представил свои образцы на стенде ГАЗа. Перспективной разработкой является двигатель модели 249 с верхним расположением распределительного вала, наличием гидротолкателей, повышенной до 8,8 единиц степенью сжатия и оригинальной конструкцией головки блока цилиндров. Он предназначен для установки на автомобили семейств ГАЗ и УАЗ. Естественно, этот мотор имеет распределенный впрыск топлива с электронным управлением и удовлетворяет нормам "Евро-2".

Интересно сравнить характеристики "249-го" с уфимскими, приведенными выше. Диаметр цилиндра ульяновского двигателя - 100 мм, ход поршня - 92 мм, рабочий объем - 2,89 л, номинальная мощность - 150 л.с. при 4500 об/мин, максимальный крутящий момент - 240 Н·м, минимальный удельный расход топлива - 185 г/л.с. в час. Масса двигателя - 172 кг.

Продолжает совершенствовать свой дизельный двигатель ОАО "Заволжский моторный завод". Двигатель модели ЗМЗ-5148.10 получил турбокомпрессор с регулируемым соплом, охладитель наддувочного воздуха, регулируемую систему рециркуляции с охладителем отработавших газов. Система топливоподачи теперь имеет топливную магистраль высокого давления (система Common Rail) с электронным управлением, что позволяет выйти на уровень "Евро-4".

Это обеспечивает при рабочем объеме 2,24 л (диаметр цилиндра 87 мм, ход поршня 94 мм) мощность 130 л.с. при 4000 об/мин и крутящий момент 284 Н·м. Минимальный удельный расход топлива равен всего 155 г/л.с. в час. Масса двигателя со сцеплением - 215 кг.

Комплектующие

Кроме "полновесных" систем управления двигателем появляются и новые микропроцессорные системы зажигания. Так ЗАО "Завод автотракторной электроаппаратуры" (МЗАТЭ-2) предлагает низковольтную бесконтактную систему, предназначенную для автомобилей ГАЗ и УАЗ с двигателями типа ЗМЗ-402. В комплект входят две двухвыводные катушки зажигания, датчик момента искрообразования, использующий эффект Холла, контроллер со встроенным датчиком абсолютного давления фирмы "Моторола" и соединительные провода.

К преимуществам новинки отнесем отсутствие необходимости технического обслуживания, повышение энергии искрового разряда на 30%, снижение уровня радиопомех, возможность работы двигателя на газе, наличие специального алгоритма режима пуска двигателя и возможность ручной корректировки угла опережения зажигания.

Упоминавшееся ранее ОАО "Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие "Элара" в текущем году начало производство коммутаторов 94.3734 (для четырех- и восьмицилиндровых двигателей автомобилей ГАЗ, ПАЗ, УАЗ), 98.3734-01 (для ВАЗ-2108/09, -21213, -1111, ЗАЗ-1102) и коммутатора модуля зажигания 52.3705. Последний предназначен для переднеприводных автомобилей ВАЗ с микропроцессорной системой управления двигателем.

Все коммутаторы выполнены по технологии поверхностного монтажа с применением импортных электронных компонентов, имеют малые габариты и массу. Например, для 94-го коммутатора эти показатели составляют 140х72х24 мм и 0,16 кг соответственно.

Другой новинкой является микропроцессорная система зажигания автомобиля "Газель" с двигателем ЗМЗ-4026.10. Она устанавливается на штатное место взамен коммутатора и при смене вида топлива бензин/газ обеспечивает автоматическое изменение угла опережения зажигания.

Бортовая сеть

Предполагается, что в ближайшие годы в мировом автомобилестроении должны произойти революционные изменения, связанные с внедрением новой архитектуры электрооборудования. Ведущие фирмы работают в этом направлении уже в течение нескольких десятилетий. Ожидается повышение напряжения в сетях в 3 раза (в отличие от существующих 14В - 42В), но не это главное. Вместо нынешнего, ставшего чудовищным по размерам пучка проводов будет применена совершенно другая компактная проводка. Скорее всего, останутся всего четыре провода: плюс, минус и два сигнальных (высокий и низкий уровень сигналов). Возможно, они будут продублированы еще двумя или четырьмя проводами.

Дело это настолько новое, что для него пока отсутствует общепринятая терминология. Часто ее называют мультиплексной проводкой, или просто "мультиплекс". На самом деле, это - дальнейшее внедрение компьютерных технологий в автомобилестроение. Будущая бортсеть будет построена по образу межкомпьютерных линий связи с учетом специфики автомобиля. Новинка сулит немалые преимущества: возрастет надежность электрооборудования, за счет встроенной диагностики упростится обслуживание и ремонт, но особенно облегчится сборка автомобилей. Правда, с простейшим пробником делать в автомобиле станет нечего.

Прообразом будущей сети являются широкораспространенные межсистемные линии связи, работающие по предложенному фирмой Bosch протоколу CAN (Controler Area Network). Они объединяют в единое целое микропроцессорные блоки управления двигателем, коробку передач, тормоза (системы динамической стабилизации, электрогидравлический привод) и подвеску.

Наиболее совершенной является система связи модернизированных Volvo FH/FM, производство которых началось с 2002 года. Она содержит две параллельные линии: по одной передаются команды, а по другой - расчетная информация. В случае отказа командной линии ее функцию автоматически начинает выполнять информационная. Одновременно загорается индикатор, информирующий водителя о возникшей неисправности. При этом сохраняется работоспособность автомобиля в аварийном режиме.

Отрадно, что подобные работы ведутся и в России. Московская компания "Альтоника", хорошо известная среди автомобилистов охранными и противоугонными системами, разработала свой вариант мультиплексной проводки для автомобилей ВАЗ и ИЖ, которую назвала "цифровая шина управления электрооборудованием автомобиля". Она содержит модуль моторного отсека, модуль багажника, блок комбинации приборов, блок рулевой колонки, блок индикации и управления и четыре блока в дверях.

Диагностическое оборудование

АО "Автомобильная и медицинская диагностика" экспонировало компьютерный диагностический стенд КДСО, который предназначен для регулировки углов установки колес легковых автомобилей. Он построен на базе персонального компьютера и имеет шесть электромеханических датчиков наклона и восемь датчиков угла с инфракрасной связью, что позволяет повысить точность измерений и исключить механические связи между измерительными блоками. В комплект входят пульт дистанционного управления и электронные поворотные круги.

Стенд может работать в нескольких режимах, с возможностью одновременного отображения на экране углов развала, схождения и кастера передних колес, а также одновременного отображения развала и схождения задних колес при постоянной самопроверке стенда во время диагностики автомобиля.

Программно-математическое обеспечение функционирует в среде Windows-98. База данных включает более 8,5 тысяч автомобилей со схемами регулировок. Архив клиентов позволяет хранить в памяти компьютера информацию обо всех отрегулированных автомобилях. Масса стенда не более 125 кг.

Иностранные экспонаты

Несмотря на то, что западные автопроизводители дружно отказались от участия в выставке, их продукция все же была представлена. Например, в тюнинговом исполнении был показан BMW 7-й серии. Этот автомобиль буквально "кишит" электронными системами управления. Про новые двигатели с системой Valvetronic мы уже писали (см. № 4 за 2002 год). Теперь остановимся на активной ходовой части и Электронном ручном тормозе.

При конструировании подвески всегда возникает противоречие между плавностью хода (комфортом) и управляемостью (динамикой) автомобиля. В зависимости от назначения автомобиля отдается предпочтение тому или другому параметру. Система Dynamic Drive позволяет разрешить это противоречие. Она включает передний и задний активные стабилизаторы, блок клапанов со встроенными датчиками, насос, датчик поперечного ускорения и микропроцессорный блок управления. Основа системы - два активных стабилизатора, которые устанавливаются вместо обычных на переднем и заднем мостах. Управление стабилизатором осуществляется поворотным двигателем с гидравлическим приводом, вал двигателя соединен с одной половиной стабилизатора, а корпус - с другой.

При прохождении поворота возникает поперечное ускорение, величина которого регистрируется соответствующим датчиком. Кроме того, по мультиплексной линии связи БУ получает дополнительную информацию от других агрегатов автомобиля и, обработав входные сигналы, формирует управляющие команды на блок клапанов. Гидродвигатель активного стабилизатора включается в работу, и один конец стабилизатора поворачивается относительно другого и выправляет боковой крен автомобиля.

Алгоритм регулирования выбран таким образом, что при небольших ускорениях (от 0 до 0,3 g) осуществляется почти полная компенсация крена, при средних (от 0,3 до 0,6 g) - выбирается около 80% крена, а вот при больших ускорениях наклон автомобиля становится заметным.

Это сделано специально для того, чтобы водитель помнил, что законы природы даже самая "умная" система отменить не может. Поэтому с ростом поперечного ускорения автомобиль приобретает "недостаточную" поворачиваемость, впрочем, строго дозированную.

В то же время при движении по прямой жесткость подвески не изменяется.

Особенно хорошие результаты получаются в сочетании этой новинки с системой электронной регулировки жесткости амортизаторов (EDC-К) и пневматической подвеской заднего моста. Все три системы поставляются как дополнительное оборудование.

Стояночный тормоз с электронным управлением повышает безопасность, создает для водителя дополнительные удобства и имеет ряд особенностей. Прежде всего, он имеет два исполнительных механизма: электромеханический и гидравлический. Первый "затягивает" задние тормозные колодки и в таком состоянии может находиться как угодно долго

В качестве гидравлического исполнительного механизма используется гидроагрегат системы динамической стабилизации (DSC), который действует уже на все четыре колеса.

Пользоваться стояночным тормозом очень легко - необходимо лишь нажать кнопку на передней панели слева от рулевого колеса. При пуске двигателя или его остановке система автоматически переключается с механического привода на гидравлический или наоборот. Повторное нажатие кнопки позволяет отпустить тормоз.

Если во время движения выйдет из строя основной тормоз, водитель может осуществить торможение, нажимая на кнопку стояночного. При этом гидравлика будет тормозить все четыре колеса, причем сохраняется антиблокировочное регулирование. Эффект торможения значительно выше, чем при действии обычного стояночного тормоза, и требует от водителя минимальных усилий.

Другой интересной особенностью является наличие функции автоматического стояночного тормоза (Automatic Hold), автоматически включающей рабочий тормоз, когда автомобиль останавливается. Как только водитель включает "ходовую" передачу и нажимает на педаль акселератора, происходит автоматическое отпускание тормоза. В этом режиме водителю не надо постоянно держать ногу на педали тормоза, когда он стоит перед светофором, на подъеме или в пробке.

Для повышения безопасности эта функция блокируется при выключении двигателя, при выходе водителя из автомобиля с работающим двигателем или при открывании капота, а также когда при включенном заднем ходе (рычаг коробки передач находится в положении "R") открывается крышка багажника. Одновременно автоматически задействуется электромеханический привод стояночного тормоза.

Кстати, в систему динамической стабилизации(DSC), являющуюся стандартным оснащением всех моделей новой 7-й серии, дополнительно введена функция DTC, которая может быть задействована водителем. В этом режиме допускается ограниченная пробуксовка ведущих колес, что в некоторых ситуациях увеличивает тяговое усилие, например, при движении по снегу с цепями противоскольжения, а также при выезде "враскачку". При прохождении поворотов вмешательство DSC также происходит несколько позднее, чем обычно, допуская небольшие заносы. По соображениям безопасности при быстром прохождении поворотов пороги срабатывания в режиме DTC приближаются к обычным порогам DSC.

Примечание. Все приведенные в обзоре технические характеристики соответствуют данным заводов-изготовителей.

"Мишка" с гибридным приводом (фото Д.А. Кононова).
BMW 7-й серии.
Двигатель УЗАМ.
Коммутатор 94.3734 "Элары".
Кнопка включения стояночного тормоза.
оглавление этого номера

Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©