Продолжаем серию рассказов об автомобильной продукции компании Delphi. Хотелось бы предупредить уважаемых читателей: заголовок сегодняшней статьи не метафора, не прихоть автора и не рекламный прием. Это - констатация факта, а факты, как известно, упрямая вещь...
75 лет - это много или мало? Если говорить о техническом прогрессе, то очень много: целая эпоха, и даже не одна. Каскад научно-технических революций, высокие технологии, прорыв в будущее - вот что такое для техники семь с половиной десятилетий. А ведь именно столько существует компания Borg&Beck, и все это время она занимается исключительно автомобильными сцеплениями. Нетрудно представить, сколь велик накопленный ею конструкторский и производственный опыт.
Ныне фирма Borg&Beck входит в корпорацию Delphi. Подобное объединение вполне соответствует духу времени, лозунг которого можно сформулировать так: "интеграция как залог высочайшего профессионализма". Поэтому современное наименование узлов сцепления, о которых мы рассказываем, - Delphi Borg&Beck.
Сегодня Delphi выпускает узлы сцепления более 1100 наименований. Эта номенклатура охватывает практически все автомобили, имеющие сколько-нибудь значительное распространение в крупных странах.
Можем привести и такие цифры: более 95% европейских легковых автомобилей и легких грузовиков могут оснащаться сцеплениями Delphi Borg&Beck. А "в мировом масштабе" этот показатель еще больше - 98%. Причем для каждой конкретной модели сцепление разработано не формально, а с учетом всех тонкостей конструктивной и эксплуатационной специфики автомобиля.
В это не трудно поверить, если учесть, что сцепления Delphi Borg&Beck поставляются на сборочные конвейеры таких именитых автомобильных фирм, как Mercedes, BMW, VW, Porsche, General Motors, Ford, Chrysler, Fiat, Mitsubishi, Nissan, Honda, Peugeot, Volvo, Saab и многих других.
Возможно, кое-кто из читателей будет недоволен: "Опять автомобильные "гранды", громкие имена... А как же наши машины?". Успокоим пессимиста: в России у Delphi Borg&Beck тоже есть своя история, правда, известная лишь специалистам. Так, конструкция и технология производства сцепления для автомобиля Fiat-124, ставшего прототипом заднеприводных ВАЗов, разработана Borg&Beck.
А еще раньше у этой компании была закуплена лицензия на производство сцепления для "Москвича-412". И не зря: механизм оказался надежным и долговечным. Его ресурс превосходил 100 тыс. км, о чем владельцы "Москвича-2141" могут только мечтать.
Но продолжим знакомство с современной статистикой. С начала уходящего года фирма Delphi выпустила около 400 новых изделий, так или иначе связанных с системами сцепления, и еще более 400 наименований будут добавлены в фирменные каталоги в ближайшие 10-12 месяцев.
Сегодня компания занимает первое место по продаже сцеплений на рынке Великобритании, и второе - на рынке Франции. Очень любопытен британский опыт: здесь узлы сцепления Delphi распространяются специальными отделениями фирмы. В их обязанности входят не только маркетинг и продажи, но и профессиональная установка изделий Delphi Borg&Beck на все модели автомобилей.
Впрочем, подобная практика становится правилом и в других странах. Везде, где созданы представительства компании, специалисты Delphi осуществляют техническую поддержку продукции, в том числе и после того, как она стала собственностью покупателя. В перечень фирменных услуг входят слесарно-монтажные работы, организация обучения персонала сервисных станций клиентов, распространение технической литературы и... просто добрые советы.
Но одну из услуг хотелось бы выделить особо: речь идет о предоставлении фирменных каталогов с полным списком продукции компании. Каталоги предельно "прозрачны": даже совершенно не разбирающийся в автомобилях клиент сможет сделать грамотный заказ. Ему надо лишь... суметь правильно прочитать марку и модель своей машины в техпаспорте.
Чего уж говорить о профессионалах! Раскрыв каталог сцеплений Delphi Borg&Beck, владельцы автосервисов, мастера и оптовые покупатели с удовольствием обнаружат список более чем 1100 узлов сцеплений "под ключ", а также реестр 2500 запасных частей к ним. Как уже говорилось, этот ассортимент "накрывает" 98% марок и моделей автомобилей практически во всех уголках мира.
Компания непрерывно совершенствует и модернизирует продукцию Delphi Borg&Beck. Внедрение фирменной методики с многообещающим названием "Разработка систем сцеплений" (Clutch system engineering) существенно расширило конструктивные, технологические и испытательные возможности производства.
В частности, все виды выпускаемых сцеплений проходят тесты на специальном оборудовании. В натурных узлах моделируются самые жесткие условия эксплуатации: сцепление в процессе работы включаются-выключаются 10 000 000 раз! Согласитесь: неплохой "экзамен" для ведущего и ведомого дисков, выжимного подшипника, диафрагменной пружины корзины и прочих элементов конструкции.
Но для полномасштабной оценки качества этого ответственного узла одних только стендов недостаточно. Лучший полигон для испытаний новых технологий - престижные автомобильные гонки. И здесь у фирмы тоже все в порядке: в течение последних 30 лет все чемпионы "Формулы-1" используют продукцию Delphi Borg&Beck.
Ну что, читатель, высоко мы взлетели? Дух захватывает? Давайте-ка приземлимся и поговорим о некоторых элементах фирменного сцепления подробнее.
Перед нами ведомый диск. Обратим внимание на фрикционные накладки - они твердые, на взгляд идеально плоские, не "взлохмаченные" по краям, без отслоений, раковин и трещин. Все это замечательно, ибо условия работы накладок можно смело назвать экстремальными.
Начнем с того, что в процессе эксплуатации поверхность фрикционного материала подвергается изрядному давлению - оно хоть и уступает распределенным усилиям на поверхности колодки дискового тормоза, но вполне сопоставимо с давлением на накладку тормоза барабанного. А при передаче момента трения (который, кстати, может существенно превышать крутящий момент на маховике) в накладке возникают различные напряжения, - прежде всего сжатия и сдвига. В таких условиях любая трещинка мгновенно начинает расти - итог, понятно, будет печальным. Вот почему мы столь придирчиво рассматривали поверхность накладки на предмет механических дефектов.
Вторая причина, по которой фрикционный материал должен иметь высокую механическую прочность, - это громадные инерционные нагрузки. Не разлетится ли диск Delphi Borg&Beck на современном высокооборотном двигателе?
Нет, не разлетится. Характерный рисунок поверхности подсказывает, что накладка на этом диске так называемая "эллипсонавитая", изготовленная из толстой, особым образом уложенной нити, спеченной после укладки в единую массу. Нить армирована латунной проволокой - такие накладки разорвать непросто. К тому же коэффициенты температурного расширения арматуры и фрикционной массы наверняка "лежат рядышком", а, следовательно, нежелательные температурные напряжения изделию Delphi Borg&Beck тоже не грозят.
Продолжаем осмотр. Головки заклепок ведомого диска плоские и невысокие, "лежат" в углублениях ровно, без перекосов; развальцованная часть заклепок без трещин и сколов. Демпферные пружины тоже установлены ровнехонько, а шлицы ступицы не имеют даже намека на заусенцы. Центровка ступицы идеальна, что подтверждается скрупулезной проверкой штангенциркулем. Словом, игрушка, а не диск.
- А разве бывает иначе? - удивляются специалисты Delphi.
- Бывает, - отвечаем, - на российском рынке все бывает... Позвольте-ка вашу корзину, господа.
Берем "вазовскую" корзину, укладываем в нее ведомый диск и довольно перемигиваемся: накладка выступает над габаритом корзины примерно на 4 мм. Значит, прижимающее усилие будет оптимальным и сцепление прослужит долго.
А не перекошена ли диафрагменная пружина на корзине? Это легко проверить, оперев ее концами лепестков на гладкую поверхность. Нет, все в порядке... Значит, равномерное давление на нажимной диск обеспечено, причем в процессе износа фрикционных накладок оно практически не будет изменяться. А это не только надежность узла, но и меньшая утомляемость водителя!
И в заключение сегодняшнего разговора порадуем мастеров, в частности, мотористов. Как известно, коленчатый вал - новый ли, шлифованный - балансируют в сборе с маховиком и сцеплением. И зачастую "кривой", некачественный узел сцепления не позволяет отбалансировать эту систему - не станешь же высверливать половину маховика! Так вот: со сцеплением Delphi Borg&Beck таких проблем у сервисников не возникнет - инерционный "разброс" у этих узлов практически "нулевой". А как же иначе? 75 лет на рынке сцеплений - это вам не шутка.
|