В нашем журнале сложилась добрая традиция в канун Нового года подводить итоги деятельности крупнейших представителей рынка авторемонтных лакокрасочных материалов - компаний "Технолак" и "Акзо Нобель Автопокрытия".
Каким был для этих фирм 2002 год, как они оценивают состояние российского рынка лакокрасочных материалов, и какие ими были предприняты шаги, - обо всем этом нам рассказали технические и бизнес-специалисты каждой из этих компаний.
Забегая вперед, можно сделать вывод, что и для той и для другой компании год удался, хотя и прожили они его по-разному.
Так, для компании "Технолак" основной и наиболее радостный итог года - это безусловный успех выбранной концепции бизнеса "Комплексное обслуживание и индивидуальный подход", которая предполагает поставку всего, что может потребоваться для кузовного ремонта: от стапелей правки кузова до эмалей DuPont Refinish.
Серьезное отношение к российскому рынку мирового лидера компании DuPont, отметившего в 2002 году свой 200-й день рождения, подтверждается большим количеством новинок лакокрасочных материалов, которые "Технолак" предложил в уходящем году российским потребителям.
Главная новость 2002 года - это действительно революционный прорыв лакокрасочных материалов DuPont Refinish в средний сегмент авторемонтного бизнеса. Именно так специалисты оценивают появление нового связующего Duxone L400, с помощью которого, используя стандартный набор колеровочных паст, можно приготовить высококачественную недорогую и неприхотливую в применении эмаль с практически неограниченными возможностями колеровки.
Но Duxone L400 далеко не единственная новинка среди ЛКМ DuPont Refinish.
Прогрессивная окрасочная система Centari получила дальнейшее развитие благодаря добавлению новых материалов, позволяющих еще больше расширить ее возможности. Большой интерес вызвал появившийся в 2002 г. однокомпонентный протравливающий экспресс-грунт 44R Quick Prime, поставляемый в аэрозольной упаковке. Этот грунт изготовлен на основе поливинилбутираля (на той же основе, что и высококачественные антикоррозионные грунты) поэтому по характеристикам сравним с ними.
Грунт 44R быстро сохнет, обладает превосходной адгезией и может без каких-либо ограничений наноситься на "голую" сталь и алюминиевые сплавы. Для однокомпонентного грунта этого класса у 44R очень хорошие заполняющие свойства.
Распыляющая головка аэрозольного баллона создает распыл, не уступающий факелу профессионального краскораспылителя, что дает возможность наносить высококачественное покрытие. Конструкция баллона позволяет очень экономно расходовать продукт - можно прервать процесс нанесения в любой момент и отложить баллон до другого раза. Грунт из баллончика расходуется до конца, абсолютно без остатка.
Эти уникальные свойства определяют и область применения аэрозольного грунта 44R. Его предпочтительно использовать для локального ремонта и "закрытия" небольших прошлифованных до металла участков, которые образовались на уже загрунтованной поверхности готовой к покраске детали на последних этапах ее подготовки или обнаружились прямо в окрасочной камере.
В уходящем году на российский рынок был представлен и еще один протравливающий грунт - 635R. Этот грунт не содержит хроматов, может наноситься на любые металлы (обычную сталь, сталь с гальваническим покрытием и алюминий), при этом он обладает прекрасной адгезией и хорошими антикоррозионными свойствами. Грунт 635R дополнил гамму антикоррозионных грунтов DuPont Refinish, и теперь в этом классе у компании есть продукты на любой вкус. О качестве 635R говорит тот факт, что он входит в часть окрасочной системы, одобренной концерном DaimlerChrysler для применения в своих дилерских центрах.
В спектре продукции DuPont Refinish появилось новое семейство шпатлевок, качественно превосходящее материалы предыдущего поколения. В новую гамму продукта, входят четыре двухкомпонентные полиэфирные шпатлевки (средняя 749R, тонкая 769R, универсальная 779R и жидкая 795R) и одна однокомпонентная сверхтонкая на нитроцеллюлозной основе 710R. Она поставляется в небольших тубах и предназначена для заделки незначительных дефектов.
Некоторые автопроизводители уже начали выпускать автомобили, окрашенные перламутровыми эмалями с пигментом Xirallic, то есть синтетический перламутр, дающий очень интересные цветовые эффекты. В лучах яркого падающего света поверхность, окрашенная такими эмалями, дает чистое зеркальное отражение, а в темноте (или тени?), кажется серой. Не отставая от производителей конвейерных эмалей, компания DuPont одна из первых выпустила новые пасты Centari АМ 725 и АМ 735, содержащие пигменты Xirallic и позволяющие приготовить ремонтные эмали с таким же эффектом.
На рынке 2002 г. были представлены отделочные покрытия нового поколения - лаки серии 696S и 676S.
Многофункциональный лак 696S MS II Clear - это продукт универсального назначения, предназначенный для использования в системах "база/лак" с органическими растворителями (Centari 600 и Centari 6000). Он может применяться для локального, панельного, экспресс-ремонта и для полной перекраски автомобиля. Лак 696S отличается простотой нанесения и прекрасной сбалансированностью таких противоречивых свойств, как хорошее смачивание, превосходный розлив и устойчивость к образованию подтеков. Как говорят маляры, такой лак "не любит течь" с вертикальных поверхностей.
В зависимости от применяемого активатора свойства лака можно менять в широких пределах. Так, при использовании активатора 256S, лак очень продуктивен, его время сушки незначительно.
Разработав лак 676S, DuPont установил новый стандарт для мелкого и среднего ремонта. В продукте сочетаются высокая скорость сушки (уже через 15 минут ОСК свободна для следующего ремонта) и отличное качество, обеспечивающее превосходный внешний вид ремонтного покрытия. Больше не нужно искать компромисс между скоростью и качеством ремонта. Новый лак совместим с любыми базовыми покрытиями - как на водной, так и на органической основе. Его можно наносить в широком диапазоне температур, при этом ассортимент активаторов и растворителей позволяет "настроить" материал в соответствии с требуемой скоростью и условиями ремонта. Это идеальный лак для мелкого и среднего ремонта!
Представители компании "Технолак" неоднократно подчеркивали, что стержневой вид продукции - лакокрасочные материалы DuPont Refinish наилучшим образом могут быть использованы в сервисных мастерских только при помощи поставляемого "Технолаком" оборудования ведущих мировых фирм.
В 2002 г. существенно расширился прелагаемый ассортимент, к которому добавились новые брэнды. Среди них:
- Meguiar's - комплекс профессиональных полировальных материалов;
- Norton - абразивные материалы;
- National Detroit - пневматический инструмент для всех видов подготовительных работ;
- DeVILBISS - окрасочные пистолеты, фильтры и респираторы;
- Impa - шпатлевки для авторемонта;
- Boss - окрасочные комплексы промышленного применения;
- Carlo Banfi - пескоструйные и дробеструйные установки индустриального применения.
Некоторые из этих видов продукции заслуживают более подробного описания.
Главным инструментом маляра автосервиса был, есть и еще долго будет - ручной пневматический краскораспылитель. Это - инструмент, от которого зависит все: и качество покрытия, и производительность, и возможность применения самых современных материалов. В выборе краскопульта, как ни в чем другом, ярко проявляется индивидуальность маляра-профессионала. Можно с уверенностью утверждать, что среди многообразия окрасочного оборудования разных производителей продукция DeVILBISS пользуется особой популярностью у мастеров. Ее признают как эталон.
Компания "Технолак", став в уходящем году официальным дистрибьютором фирмы DeVILBISS на территории России, предлагает окрасочное оборудование высшего класса. К нему относятся не только краскопульты DeVILBISS нескольких видов и окрасочные установки, но и красконагнетательные баки, системы фильтрации воздуха, различные приспособления, аксессуары, средства индивидуальной защиты и многое другое.
Кузовные цеха бывают разные. Есть такие, где неделю "колдуют" с помятым "шестисотым", а бывают (и таких очень много!) - где быстро приводят в порядок недорогие иномарки и наши обычные "шестерки" и "девятки".
Поэтому и в ассортименте компании "Технолак" появилось несколько линеек материалов, рассчитанных на различных потребителей. Так, наряду со шпатлевками DuPont, о которых рассказано выше, предлагается и более дешевая гамма шпатлевок итальянской фирмы Impa. Благодаря высокому качеству эти шпатлевки с успехом используются в современных авторемонтных мастерских более чем 60 стран мира.
Ассортимент Impa, предлагаемый компанией "Технолак", включает большое количество полиэфирных двухкомпонентных шпатлевок, предназначенных буквально для всех случаев кузовного ремонта и способных удовлетворить любой вкус.
Все шпатлевки Impa отличает одна замечательная особенность - исключительно легкая и быстрая, не засоряющая ни ручной, ни механический инструмент, шлифуемость "по сухому".
Стремясь стать поставщиком оборудования и материалов всех операций, выполняемых в цехах кузовного ремонта, компания "Технолак" в 2002 году стала официальным дистрибьютором профессиональной линии препаратов Mеguiar's.
В мире всегда ценятся изделия семейных фирм, производственные секреты которых, накапливаясь, передаются по наследству. Более чем вековой опыт фамилии
Mеguiar по производству материалов для полировки и ухода за лакокрасочной поверхностью привел к созданию препаратов элитарного качества и исключительных свойств. О классе продукции Meguiar's говорит тот факт, что такие известные автомобильные компании, как Mercedes-Benz, BMW, Ford, Toyota, General Motors, Jaguar, Land Rover, Mitsubishi и другие одобрили применение продукции этой профессиональной линии на своих производствах, в автосервисах и демонстрационных дилерских залах.
Новое поколение не содержащих силикона полировальных паст Meguiar's - это, без всяких оговорок, продукты высоких технологий, включающие уменьшающиеся абразивы (Deminishing Abrasives). Острые абразивные частички этих паст обладают максимальной режущей способностью в начале, а по мере работы их размеры уменьшаются, позволяя получить очень гладкую зеркальную поверхность. Кроме этого, "буферное действие" этих абразивов (Buffered Abrasive Action) предохраняет пасты от высыхания, образования "сухих комков", препятствует возникновению царапин при полировке.
Режущие свойства полиролей зависят не только от величины абразивных зерен, но и от применяемого "полировальника". Естественно, наилучший эффект при полировке достигается правильным выбором средств и материалов на всех этапах работы. Поэтому фирма Mеguiar's предлагает профессионалам на просто гамму полировальных продуктов, а законченный технологический комплекс (систему) по удалению дефектов лакокрасочного слоя. В нее входят четыре полировальные подушки для работы с пастами, водостойкая шлифовальная бумага Unigrit, набор абразивных камней разной зернистости для удаления точечных и локальных дефектов и другие приспособления и материалы.
И, несмотря на то, что эти материалы появились на российском рынке совсем недавно, благодаря усилиям компании "Технолак" и ее дилерской сети продукция фирмы Meguiar's завоевала прочные позиции не только в Москве, но и по всей России, включая дальневосточный регион.
Именно в такой деятельности - в продвижении лучших материалов на рынке России - компания "Технолак" видит свою основную задачу. Для этого специалисты компании через свою дилерскую сеть знакомят сегодняшних и будущих потребителей с новейшими разработками и направлениями в отрасли.
Дилерская сеть "Технолака" была создана 5 лет назад и продолжает непрерывно расти. В 2002 г. был создан мобильный ассортиментный кабинет с образцами продукции компании "Технолак" на базе микроавтобуса Mercedes Sprinter, который позволяет самим специалистам приезжать к потребителям, расположенным в Москве и области. Представители компании "Технолак" приходят в новые регионы, открывают новых дистрибьюторов и через них продвигают свой товар на еще неохваченные рынки. В течение 2002 года было заключено несколько дистрибьюторских соглашений.
Серьезное внимание уделяется также маркетинговой политике, которая исходит из того, что потребитель не только должен знать о предлагаемых компанией материалах и оборудовании, но и понимать финансовую выгоду работы с "Технолаком". Предлагаются не просто лакокрасочные материалы, "Технолак" предлагает готовый бизнес. Потребителю предоставляется все необходимое, что может потребоваться в кузовных цехах автосервисов: автоэмали и оборудование для их нанесения, окрасочно-сушильные камеры, стапели для кузовного ремонта и измерительные системы к ним; при этом предоставляются доказательства выгодности того или иного предложения. С учетом этого региональных дилеры распространяют всю гамму продукции, поставляемую "Технолаком". И не просто продают ее, а осуществляют весь спектр услуг по технической поддержке: сервис оборудования, гарантийное и послегарантийное обслуживание и ремонт.
Обеспечить строгую согласованность всех ступеней бизнеса помогают регулярно проводимые с дистрибьюторами семинары и совещания, где можно познакомиться с новыми образцами, технологиями и направлениями, а также и обсудить проблемы дальнейшего развития с руководством DuPont.
Для того, чтобы потребитель более грамотно и технологически верно использовал поставляемую продукцию, "Технолак" постоянно проводит тренинги и обучающие курсы. Причем обучение проводится в учебных центрах не только в Москве, но и в регионах. Помимо теоретических проводятся и практические занятия - либо на одном из сервисов, либо в тренинг-центре дилера.
Следуя современным тенденциям на рынке кузовного ремонта и отвечая на возросшие запросы клиентов, "Технолак" ввел в учебную программу новые программы тренинг-курсов и семинаров:
- Эффективное управление предприятиями кузовного ремонта;
- Финансовый менеджмент авторемонтных предприятий;
- Программы для представителей страховых компаний.
К обучению работе на сложной технике у компании особый подход. Так в 2002 году "Технолак" открыл первый в России сертифицированный Учебный центр кузовного ремонта по работе на оборудовании Chief Automotive Systems.
Обучение специалиста-жестянщика - одно из основных требований идеологической концепции компании. Учебный Центр оборудован мощным стапелем Chief FZ Liner 25 в комплекте с механической и электронной (Genesis) измерительными системами геометрии кузова.
Программа обучения в Учебном Центре Chief насчитывает пять курсов, каждый из которых рассчитан на подготовку профессионалов в различных областях, начиная от мастеров, непосредственно занимающихся правкой кузова, и заканчивая менеджерами, принимающими автомобили в ремонт на СТОА, и экспертами страховых компаний.
Выпускники получают сертификат Chief международного образца.
Стоит напомнить, что это не первый учебный центр компании "Технолак". В 1999 году начал работать и успешно продолжает свою деятельность первый в Восточной Европе Учебный Центр DuPont Refinish. В этом году он получил самую высокую оценку и по уровню обучения, и по профессиональной подготовке преподавателей.
С начала 2002 г. в составе компании "Технолак" работает подразделение лакокрасочных материалов для коммерческого транспорта. Полиуретановые лакокрасочные системы DuPont очень перспективны, поскольку в условиях умеренного и холодного климата России служат 10 лет. Это подтвердилось результатами испытаний покрытий в лабораториях АвтоВАЗа, ВНИИЖТа и ВИАМа. Подразделением достигнуты очень важные первые результаты: произведена окраска шести электропоездов пригородного сообщения, следующих до аэропорта "Домодедово"; налажены деловые контакты со многими производителями коммерческих транспортных средств, например, подготовлена и реализуется программа окраски трамваев на Усть-Катавском вагоностроительном заводе, и окрашен экспериментальный тепловоз ТЭП-70А на Коломенском тепловозостроительном заводе. Таким образом, в деятельности компании "Технолак" сформировались три основных направления:
- лакокрасочные и расходные материалы для авторемонта;
- оборудование и инструмент для кузовных работ;
- материалы и оборудование для промышленных предприятий.
Вот лишь некоторые важнейшие итоги прошедшего года. В них не только радость побед, но и ежедневный нелегкий труд.
Компания "Акзо Нобель Автопокрытия" также основывает свою деятельность на детальном анализе и прогнозе развития российского рынка авторемонтных лакокрасочных материалов.
Специалисты определяют сегодняшнюю экономическую ситуацию в России как довольно благоприятную. Общая стабилизация экономики привела в уходящем году к определенному росту доходов всего населения страны. Поэтому хорошими темпами росли общие объемы услуг, которые оказывали автосервисы.
Поскольку в течение последних лет наблюдался наибольший рост спроса на высококвалифицированных специалистов авторемонта, рынок не замедлил отреагировать на эту тенденцию появлением все большего количества профессиональных хорошо оборудованных автосервисов. Во многих случаях такие сервисы являются частью дилерских станций, которые строятся по западным образцам или к ним стремятся.
Принятый недавно "Закон об обязательном страховании гражданской ответственности" может еще более приблизить этот бизнес к европейской модели. И если раньше развитие сервисов шло только изнутри, за счет своих сил, то с началом действия этого Закона должны появиться предпосылки к внешним инвестициям, что поможет прогрессу автосервисного бизнеса.
Качественный рост автосервисов особенно заметен в Москве, но это тенденция прослеживается и во многих других регионах России.
Хорошая ситуация в автосервисном бизнесе не замедлила отразиться на увеличении потребления авторемонтных лакокрасочных материалов. При общем росте продаж ЛКМ этот рынок остается достаточно сильно сегментированным по цене с четко определенными границами высшего, среднего и низшего звена.
Специалисты кампании Akzo Nobel считают, что эти сегменты в дальнейшем будут развиваться неравномерно. Низший останется, как и ранее, доминирующим по объемам продаж. Хотя с появлением большего количества высокопрофессиональных сервисов, использующих более качественные материалы, этот сегмент может сократиться или, по крайней мере, не будет расти.
Большой рост продаж Akzo Nobel прогнозирует в высшем и среднем сегментах. Особенно интересная ситуация складывается в среднем сегменте. Анализ автосервисного бизнеса, тенденции спроса на ЛКМ в России и опыт других стран со схожей экономической ситуацией, находящихся на аналогичной стадии развития, привел специалистов компании Akzo Nobel к выводу об ожидаемом в ближайшем будущем всплеске спроса на ЛКМ, относящиеся к среднему ценовому диапазону.
На основании таких выводов концерн Akzo Nobel проводит в России мультисегментную политику, предлагая сразу три уровня ЛКМ. Каждый уровень определяется своим брэндом: Sikkens, Lesonal и Dynacoat, соответственно. (К низшему сегменту рынка относят еще и готовую к применению эмаль Sadolin, которая, являясь продуктом концерна Akzo Nobel, не распространяется через компанию ООО "Акзо Нобель Автопокрытия").
Уходящий год для компании был богат новинками. В каждом из трех сегментов рынка появилось большое количество новых продуктов. В 2002 году были даже введены совершенно новые для российского рынка, однако широко известные и хорошо себя зарекомендовавшие на Западе, брэнды.
Так у основного, ведущего брэнда компании - Sikkens - самой главной новинкой года стала авторемонтная система базовых покрытий Autobase Plus, которая создана для замены широко известного предыдущего продукта - системы Autobase. Новая система характеризуется значительно более высоким содержанием сухого остатка, что позволяет одним литром готовой эмали Autobase Plus окрасить на 30% большую площадь, чем эмалью Autobase. Специальная формула полимерной основы, которая применена в новой системе, позволяет добиться устойчивости при ориентации металлических и полимерных пигментных частиц, что значительно упрощает ремонт "пятном" и "переходом" даже с применением "металликов" и "перламутров" этой системы и исключает дефекты типа "яблочности".
Одновременно с введением новых устойчивых пигментов упростился процесс колеровки. Теперь однажды подобранный цвет может быть воспроизведен по рецепту максимально точно даже через несколько лет.
Система Autobase Plus обладает и многими другими достоинствами, о которых наш журнал уже подробно рассказал в №10/2002.
Опыт использования Autobase Plus в автосервисах подтвердил все заявленные характеристики этих материалов. Новая система понравилась, и сейчас компания "Акзо Нобель Автопокрытия" ведет активный перевод сервисов, работавших ранее с системой Autobase, на новую систему Autobase Plus.
Условия, позволяющие быстро и с наименьшим ущербом для сервиса перейти на новую систему, просты и понятны. Дистрибьютор забирает на автосервисе весь объем неиспользованных ЛКМ системы Autobase. Если банки были открыты и материал частично использован, проводится взвешивание с аптекарской точностью. Далее по накладным автосервиса определяется стоимость продуктов Autobase, возвращаемых дистрибьютору, и на эту сумму предоставляются новые продукты Autobase Plus. Если стоимость устаревших материалов Autobase не покрывает стоимость нового комплекта Autobase Plus и возникает необходимость доплаты со стороны сервиса, то на эту разницу в цене компания "Акзо Нобель Автопокрытия" может предоставить рассрочку сроком до трех месяцев.
Вместе с материалами предоставляется полная документация, чистые крышки и наклейки на смесительную установку и настенная карта тонеров. Как видно, применяемая схема замены очень удобна и дружелюбна. Сервисы стали так активно переходить на систему Autobase Plus, что дистрибьюторы и компания "Акзо Нобель Автопокрытия" не всегда успевают за их желанием переключится на новую систему. Переход требует труда - материалы нужно доставить, взвесить, увести новые комплекты. А в регионах клиенты зачастую бывают разбросаны на такие расстояния, что существуют объективные препятствия быстрому протеканию этого процесса.
Система Autobase Plus включает все необходимые для эффективной работы материалы, и, тем не менее, в нее могут быть добавлены некоторые новые компоненты. Так, к уже ставшему популярным лаку Autoclear Plus с начала 2003 года будет добавлен новый лак с высоким содержанием сухого остатка, наносимый всего в 1,5 слоя без промежуточной выдержки. Это - прогрессивный материал, нацеленный в первую очередь на тех, кто заботится об эффективности производства, у кого каждая сэкономленная минута отражается на общих экономических результатах малярного участка.
В 2002 году компанией Akzo Nobel был введен новый грунт - Sikkens High Build Filler. Собственно, в названии и раскрыты его основные свойства. Это грунт, который обладает прекрасным розливом, легко наносится и обеспечивает толщину нанесения 300 микрон за три слоя, всего с 5-минутной выдержкой между слоями. По этим свойствам новый грунт может сравниться с жидкой шпатлевкой, но по всем другим характеристикам он относится именно к грунтам-выравнивателям. Грунт не дает такую большую усадку, как жидкая шпатлевка, хорошо шлифуется, не "кипит" и допускает нанесение большого количества слоев. При его сушке возможно применение ламп ИК-излучения. В качестве последующих покрытий могут быть использованы любые отделочные материалы Sikkens.
Применение грунта Sikkens High Build Filler позволяет экономить время нанесения и шлифовальные материалы, а также за счет применения универсального отвердителя сократить затраты на склад и снизить вероятность ошибок при приготовлении продукта.
Наряду с лакокрасочными системами, использующими органические растворители, брэнд Sikkens содержит и материалы на водной основе - Autowave.
Но, исходя из анализа нашего рынка, в концерне Akzo Nobel считают, что нет необходимости в повсеместном введении этих материалов в России. Тому есть несколько причин. Во-первых, - климат, который создает определенные трудности (читай - дополнительные расходы) при транспортировке и хранении водорастворимых материалов. Проще говоря, их нужно хранить и перевозить только при положительных температурах. Во-вторых, материалы системы Autowave сами по себе дороже, чем, например, Autobase Plus.
А коль скоро компания "Акзо Нобель Автопокрытия" стремится к повышению эффективности сервисов, нет необходимости во внедрении водорастворимых материалов до тех пор, пока это не будет продиктовано государством. Мы все надеемся, что наше Правительство воспользуется европейским опытом, и будет вести себя честно по отношению к своим гражданам, и, в частности к тем специалистам, которые занимаются авторемонтом. Некоторые правительства европейских стран заблаговременно (за 10 лет) предупредили о том, что с 2008 года будет запрещено использование органорастворимых материалов. В любом случае ведущие компании, поставляющие ЛКМ в Россию, должны заранее знать о подобном запрете. А пока нет никаких намеков на ограничение использования традиционных материалов - нет смысла инвестировать в лакокрасочные системы на водной основе. Тем не менее, такая система в ассортименте продукции Akzo Nobel есть и может быть поставлена любому желающему.
В среднем сегменте рынка ЛКМ "Акзо Нобель Автопокрытия" предлагает полноценную окрасочную систему Lesonal, введенную на рынке России в 2002 году. Она включает: во-первых, систему смесительных тонеров для "акрила" и для "базы". С помощью компактного миксера, цветовой документации и специального программного обеспечения в этой системе могут быть быстро подобраны точные цвета, в том числе "металлики" и "перламутры" для большинства иномарок и всех российских автомобилей.
Во-вторых, - полную гамму подготовительных материалов, включающую грунты-наполнители, грунты для пластика и новый, только что появившийся на рынке, антикоррозионный травящий грунт Etch Primer, и активатор к нему.
В-третьих, - прозрачные лаки MS и HS Exstra.
Lesonal - это окрасочная система, которая технологически обладает всеми достоинствами систем высшего сегмента, имея при этом еще одно важное преимущество - примерно на 30% более низкую стоимость материалов. Эта известная на Западе марка получила заслуженное признание среди заказчиков, которые стремятся к достойному качеству за сравнительно невысокую цену. Lesonal идеален для ремонта отечественных и не очень дорогих импортных автомобилей. Он ориентирован и на сервисы, выполняющие заказы страховых компаний, которые диктуют свои расценки.
К материалам с торговой маркой Dynacoat концерна Akzo Nobel добавился грунт Dynacoat Filler 4+1. И на этом первый этап формирования ассортимента материалов, цена которых примерно в 2 раза ниже, чем стоимость аналогичных материалов высшего сегмента, завершен, и в ближайшее время добавление новых позиций не планируется. Следует отметить, что материалы Dynacoat значительно выигрывают по качеству у конкурентов, находящихся в той же ценовой нише.
Совсем недавно в России появился и стал активно развиваться еще один сегмент рынка ЛКМ - материалы для окраски коммерческого транспорта: автобусов, трамваев, железнодорожных вагонов.
Раньше мало кто заботился о качестве окраски этого транспорта. Сейчас все больше владельцев такой техники считает, что лучше заплатить один раз за качественное покрытие, скажем, с 5-летней гарантией, чем перекрашивать каждый год. Такое изменение взгляда на коммерческий транспорт открывает хорошие перспективы для поставок специальных материалов. Тем более что потребителями ремонтных ЛКМ для коммерческого транспорта становятся и российские производители автобусов, которым в большинстве случаев из-за небольших объемов выпуска невыгодно использовать конвейерные продукты.
Напомним, что ассортимент ремонтных материалов для коммерческого транспорта компании Akzo Nobel содержит две линейки материалов. Одна из которых - полиуретановые отделочные покрытия Mason - новинка российского рынка 2002 года. Мы представили эти материалы читателям нашего журнала в №10/2002.
Кроме своего основного товара - различных ЛКМ - компания "Акзо Нобель Автопокрытия" предлагает своим потребителям и достаточно большое количество вспомогательной технологической продукции. Так, в этом году была изменена программа поиска рецептов, в которую добавлена новая опция. Программа теперь дает возможность прямого подключения весов к компьютеру, а значит, совмещения на одном экране рецепта и результата процесса взвешивания. Те, кто раньше, готовя ЛКМ и занимаясь колеровкой, бегали от компьютера к весам с распечаткой, оценят неоспоримые удобства такой программы.
Совсем недавно обновилась и часть цветовой документации - появился новый веер для подбора цвета на пластиковые детали и специальный веер "ладовских" цветов. Последний подготовлен региональной лабораторией, работающей в Польше, на основе данных по цветам автомобилей, выпущенных с конвейера АвтоВАЗа.
В компании "Акзо Нобель Автопокрытия" в 2002 году было множество организационных нововведений.
Основное из них заключается в том, что вся организация переехала на новые площади, где расположены офис, склад и учебный центр. Склад и офис в одном месте, безусловно, удобны для региональных дистрибьюторов. А вот об учебном центре стоит рассказать особо.
Фактически рентабельность кузовного цеха автосервиса в первую очередь зависит от квалификации его сотрудников - маляров, их помощников, занимающихся подготовкой поверхности, и кузовщиков. А значит, на практике именно человеческий фактор определяет различия между средним, хорошим и отличным производствами. Именно повышение квалификации персонала дает сервису наибольшие возможности, с точки зрения увеличения прибылей, а, значит, инвестиции в обучение являются эффективным средством повышения рентабельности кузовного ремонта. Вследствие такой убежденности компания "Акзо Нобель Автопокрытия" предлагает своим клиентам услуги по обучению на различных курсах.
Российский Учебный центр "Akzo Nobel" начал работу в апреле 2002 года. Это - самый крупный среди компаний-поставщиков ЛКМ и оборудованный, что называется, по последнему слову московский Учебный центр, занимающийся обучением персонала.
В нем имеются две полноразмерные окрасочно-сушильные камеры, одна маленькая камера для окраски "тестов", плюс к этому оборудование для ИК-сушки, шлифовальные машинки, пистолеты и прочие малярные инструменты. В двух учебных классах могут одновременно заниматься две группы по 6 - 8 человек.
Пять опытных инструкторов, включая инструктора по колеровке, имеющих большой опыт работы в автосервисах, хорошо знают, что такое окрасочный бизнес. Они обучают в среднем за месяц 4 группы - от 24 до 32 человек - причем их питание и проживание оплачивается за счет центра. Преподаватели периодически проходят переподготовку, поскольку их квалификация должна быть на уровне последних достижений в области технологии ремонтной окраски.
В программе учебного центра - семь различных курсов:
- Система ремонта - базовый курс, нацеленный на практическое проведение ремонта, с акцентом на подготовку поверхности под окраску..
- Техника ремонта - курс фокусируется на отделочных покрытиях и методах их нанесения..
- "От начала до конца" - сжатая версия двух предыдущих курсов для менеджеров и работников мастерских, предпочитающих более "быструю" версию..
- "Перламутровые" системы - этот курс сконцентрирован на особенностях "перламутров" и систем, дающих "перламутровый" эффект. Он рассчитан на опытных маляров и менеджеров, прошедших базовый курс..
- Колеровка - курс для колористов и маляров, часто занимающихся подбором цвета. Программа учит анализировать цвета и, зная характеристики всех колеровочных компонентов, точно подбирать любой цвет за минимальное время..
- Предотвращение дефектов. Маляры и менеджеры учатся идентифицировать дефекты ремонтной окраски и определять их причины с целью их предотвращения в будущем.
- Система контроля качества. Слушатели учатся тому, как шаг за шагом строить систему контроля качества для своего кузовного участка.
Качественный рост сервисов требует нового уровня услуг от поставщиков ЛКМ, которые в этом бизнесе выступают носителями новых технологий ремонта, нового взгляда на весь автосервисный бизнес. В этом плане учебный центр компании "Акзо Нобель Автопокрытия" постоянно предлагает новые программы и новые тренинги по обучению персонала. Как видно, в программе учебного центра есть курсы для менеджеров. Они освещают вопросы эффективности, планирования производства управления персоналом авторемонтного предприятия, которое сейчас, к сожалению, мало, где преподаются, несмотря на жажду экономических знаний у грамотных работников сервисов.
Кроме работы по подготовке кадров для сервисов, компания "Акзо Нобель Автопокрытия" уделяет большое внимание и развитию дистрибьюторской сети. Причем теперь региональные дистрибьюторы становятся поставщиками нескольких брэндов ЛКМ компании Akzo Nobel (Sikkens, Lesonal, Dynacoat, ЛКМ для коммерческого транспорта), рассчитанных на разные сегменты рынка. Усилилась роль технической поддержки на местах со стороны дистрибьюторов, в штате большинства из них появились технические консультанты. Для их подготовки в московском Учебном центре был организован специальный курс.
На дистрибьюторов теперь ложится не только роль поставщиков ЛКМ, но и всего комплекса оборудования для малярных и кузовных участков автосервисов. В связи с этим открывается очень важная возможность предлагать вновь создающимся автосервисам или тем, которые полностью перестраиваются, полный комплекс услуг, начиная с создания проекта. Для этого у компании "Akzo Nobel" есть специальная проектно-консультативная служба, которая по заявкам из разных стран делает проекты любых современных автосервисов. Теперь деятельность этой службы распространяются и на Россию, и дистрибьюторы компании "Акзо Нобель Автопокрытия" могут организовать поставку необходимого оборудования. Причем компания старается вместе со своими партнерами (такими, как "АВТО ЭМ", "АВТОЛАК" и другими) предоставить заказчику любое требуемое для малярных и кузовных участков оборудование.
Компания "Акзо Нобель Автопокрытия" недавно стала практиковать еще одну, очень интересную форму сотрудничества с автосервисами - бизнес-консультации, которые, в конечном итоге, сводятся к рекомендациям, как тому или иному сервису больше зарабатывать. Эти рекомендации основаны на работе специальной компьютерной программы "сканирования" сервисов, которая анализирует многочисленные параметры, например, площадь автосервиса, количество рабочих постов, характеристики и размещение оборудования в окрасочном цехе, работу ОСК, и даже есть ли у сервиса вывеска и достойный "ресепшен" (reception), где осуществляется приемка, сколько людей и какой квалификации работает на каждом участке и каков управляющий персонал. На основе многостороннего анализа этой информации программа позволяет оценить, где у сервиса все хорошо, и одновременно показывает, где есть узкие места либо возможности для улучшения. Результат этой оценки позволяет техническим консультантам рекомендовать сервисам те или иные бизнес-решения.
И это не теория, такие консультации уже ведутся и приносят вполне реальные плоды. Нужно учесть, что бизнес-решения дадут положительный эффект только там, где сотрудники автосервиса стремятся работать лучше. И второе условие - достаточно большая, приближающая к максимальной, по мнению руководства сервиса, загрузка и желание ее увеличить. Если сервис простаивает, никакое сканирование ничего не даст, пока не будет достаточно работы.
Из всего вышесказанного следует вывод, что компания "Akzo Nobel" в последнее время ведет активные действия на рынке России по многим направлениям, а каковы будут результаты такой политики - обсудим через год.
|