Сегодня мы поговорим об уникальных технологиях и оборудовании для повышения качества дизельного топлива (ДТ). Их разработала московская научно-производственная фирма "ДИТО".
С качеством дизельного топлива связаны, как минимум, две проблемы. Во-первых, эксплуатационная: век дизеля, работающего на грязной солярке, недолог. Во-вторых, экологическая: изношенный, неисправный дизельный двигатель начинает дымить, как паровоз. Всем знакома ситуация: стоишь в пробке, а рядом "облагораживает" атмосферу гигантский КрАЗ или КамАЗ. Сейчас он "газанет" и твою машину окутает черное облако...
Впрочем, эти "во-первых" и "во-вторых" показывают лишь причинно-следственную связь. На самом деле обе затронутые проблемы давно уже слились в одну, поэтому и решать их нужно комплексно.
Прошло то время, когда экологические тревоги выглядели абстрактными. Во всех крупных городах мира вредоносные выбросы автотранспорта составляют 60 - 80% от общего загрязнения окружающей среды. Даже в благополучных западных странах имеется печальная статистика заболеваний вследствие вредных воздействий выхлопных газов транспортных средств. И не последнюю роль здесь играют именно дизельные двигатели.
Дело в том, что отработавшие газы неисправных муниципальных автобусов, коммунального транспорта, самосвалов с городских строек (да мало ли дизелей в городе!) содержат канцерогенные полиароматические углеводороды (ПАУ), их нитропроизводные, а также большое количество сажи и оксидов азота.
Такой "коктейль", соединяясь с парами воды, создает ядовитый туман - смог. В висящем над городом облаке начинаются реакции, приводящие к появлению вторичных соединений. "Детишки" смога отличаются особой токсичностью и канцерогенной опасностью. Как нам сообщили во ВНИИ НП, в последнее время в атмосфере Москвы обнаружено более 1200 различных химических соединений. Взаимодействуя друг с другом, они продолжают создавать все новые и новые производные.
Но если бы двигатели, в частности дизельные, постоянно работали на качественном топливе, загрязнение атмосферы не прогрессировало бы столь стремительно.
И опять "если бы, да кабы"... Пора, пора нам избавляться от обнадеживающей (и такой безнадежной!) частицы "бы" и переходить к реальным действиям!
Да будет вам известно, уважаемые читатели, что с 1994 года сотни дизельных грузовиков и строительных машин СМУ-9 Мосметростроя, работая "с полной выкладкой", уже не коптят небо.
А с 1995 года к ним присоединились тысячи единиц различной дизельной техники в сотнях автохозяйств более чем в 20 городах по всей России. Но и это еще не все: с 1996 г. этот список пополнился предприятиями Казахстана, Киргизии, Белоруссии и Эстонии.
Секрет прост: все упомянутые фирмы и организации успешно очищают дизельное топливо на собственных АЗС непосредственно перед заправкой техники. Для этого они используют специальные технологии и оборудование, поставляемые московской научно-производственной фирмой "ДИТО". Кстати, название это расшифровывается просто: ДИзельное ТОпливо.
Технологии "ДИТО" основаны на трех "китах", трех взаимосвязанных процессах или, если хотите, этапах. Первый - глубокая механическая очистка топлива. Второй - комплексная физико-химическая (в том числе и термодинамическая) обработка. И, наконец, третий этап - это улучшение свойств топлива путем введения многофункциональной присадки.
О результатах мы еще поговорим, а пока отметим: все перечисленные стадии "облагораживания" ДТ реализуются на специальном оборудовании. Оно компактно смонтировано в так называемом "малогабаритном производственном модуле" (МПМ) "ДИТО".
Модуль представляет собой утепленный металлический контейнер, разделенный герметичной перегородкой на два отсека: технологический и операторский.
Габаритные размеры модуля 4,0 х 2,2 х 2,55 м, масса - 3700 кг. Монтаж предельно прост: модуль размещается на ровной горизонтальной площадке и подключается к топливным резервуарам. Одни из них служат для хранения исходного топлива, а другие - для обработанного, предназначенного для заливки в топливные баки автомобилей.
Модуль подключается к сети переменного тока напряжением 380 В и обслуживается одним оператором. Причем срок обучения персонала небольшой, всего 3-4 дня - вполне можно уложиться в период пусконаладочных работ. А вот производительность установки изрядная - от 2,0-3,0 тонн в час зимой до 3,0-3,5 тонн в час летом.
Сегодня фирма "ДИТО" выпускает модули третьего поколения. Не вдаваясь в подробности, отметим: они превосходят ранние модели по производительности, глубине очистки, имеют более совершенную механику и электронику. Поэтому, говоря "модуль "ДИТО", мы будем подразумевать установки именно третьего поколения.
Итак, что же "умеет" современный МПМ "ДИТО"? Весьма и весьма многое.
Начнем с того, что топливо, пропущенное через "ДИТО" практически полностью очищается от воды и механических примесей. Кстати, вода - один из самых страшных врагов дизеля. Попадая в топливо, она способна быстро вывести из строя любой топливный насос. А вероятность попадания воды в солярку велика - как из-за гигроскопичности самого топлива, так и вследствие нарушения условий его транспортировки и хранения.
Что касается абразивной опасности твердых частиц, то комментарии здесь, как говорится, излишни. Но с установкой "ДИТО" можно быть спокойным: через нее "проскочат" лишь частицы с линейными размерами менее 4 мкм - двигателю они уже не страшны.
Но продолжим: модуль существенно улучшает физико-химические свойства ДТ. Так, коэффициент фильтруемости (обобщенный показатель чистоты топлива) снижается на 30-50 %, зольность и коксуемость - на 33-38 %. Содержание смол уменьшается едва ли не на порядок, а концентрация бенз(а)пирена (ядовитейшего канцерогенного соединения!) - минимум в 2 раза. Более того, трудно переоценить моющие свойства такого топлива - оно буквально лечит дизель, смывая накопившийся нагар с деталей цилиндро-поршневой группы и форсунок и очищая всю топливную систему, в том числе и дорогостоящий ТНВД.
И, коль скоро уж мы коснулись экологии, отметим: дизельный автомобиль, заправившись на АЗС, оснащенной модулем "ДИТО", продемонстрирует снижение выброса сажи в 1,5-2 раза, канцерогенных нитро-полиароматических углеводородов в 8 раз, а всех вредных веществ "в совокупности" - более чем в 2 раза.
Значительно улучшатся и эксплуатационные показатели: расход топлива на 1 км пути снизится на 3-10 %, сроки эксплуатации деталей топливной аппаратуры и цилиндро-поршневой группы увеличатся на 30-40 %, а топлива, идущего на разогрев двигателей в зимних условиях, потребуется на 15 % меньше.
Кстати, о зимней эксплуатации. Выше мы говорили о введении в топливо комплексной присадки. В ее состав входят и депрессорные (антигелевые) составляющие, поэтому модуль "ДИТО" способен превратить летнее ДТ в зимнее (с температурой застывания -28°С), а зимнее - в арктическое.
Комплексная присадка повышает и цетановое число топлива, - причем на несколько единиц сразу. Это очень важно, поскольку недостаточно высокое цетановое число ухудшает показатели рабочего цикла дизеля, увеличивая жесткость работы и износ деталей.
Но и это еще не все. Технологии "ДИТО" позволяют производить предварительную очистку ёмкостей, загрязнённых смолистыми отложениями, водой и грязью для последующего хранения чистого дизельного топлива, удалять конденсат из емкостей по мере его образования, производить очистку топливных баков автомобилей и обрабатывать топливо прямо в них.
С 1994 по 2002 год технологии и оборудование фирмы "ДИТО" проходили всевозможные испытания, причем как по российским, так и по международным стандартам. Несмотря на то, что качество исходного топлива было различным, результаты "на выходе" модуля поражали своей стабильностью и эффективностью. Поэтому в апреле 2001 г. фирме "ДИТО" был выдан очень важный документ - "Разрешение на применение знака соответствия системы сертификации ГОСТ Р". А в августе 2002 г. МПМ "ДИТО" успешно прошел испытания и был сертифицирован.
Важно знать, что технологии и оборудование "ДИТО" запатентованы и, следовательно, охраняются Законодательством РФ, большинством стран Европейского Сообщества, Евразийской патентной организации, Украины, США и Эстонии. Таким образом, приобретение и эксплуатация МПМ "ДИТО" регулируются правовыми нормами цивилизованного бизнеса.
А во сколько обходится, эта самая эксплуатация? Попробуем посчитать, исходя из расценок 2002 года. Затраты на эксплуатацию МПМ "ДИТО" складываются из заработной платы оператору (47-66 тысяч рублей в год на одного человека), платы за электроэнергию (11-15 тыс. рублей в год, при суточном расходе топлива 10000 л).
После обработки 9-10 млн. л топлива требуется замена элементов фильтра-реактора (стоимость элементов не более 11 тыс. рублей).
Введение многофункциональной присадки в летнее ДТ для его использования в зимних условиях обходится не дороже 10 коп. на 1 л топлива. Таким образом, для автобусного парка средний экономический эффект составит минимум 10 тыс. руб. в год на один автобус.
Надеемся, данная статья будет интересна директорам автохозяйств, автобусных парков, а также коммерсантам, связанным с поставками дизельного топлива.
Наша справка.
ООО "ДИТО"
г. Москва, проезд Серебрякова, 14.
Тел./факс: (095)180-14-27, 189-38-95, 187-83-22
www.dito.ru E-mail: [email protected]
|