Казалось бы, об авторемонтной лакокрасочной системе Sikkens сказано и написано уже много, и, тем не менее, нам приходится снова возвращаться к рассказу о материалах, входящих в эту систему. Жизнь не стоит на месте, появляются новые материалы и заменяются устаревшие составы. Основная цель этого процесса - обеспечить более высокую производительность труда при использовании новых материалов и сократить расходы на склад при неизменно высоком качестве получаемого покрытия. А именно производительность и качество становятся сегодня главными вопросами авторемонта и, в конечном итоге позволяют сервису больше зарабатывать.
Напомним, что Sikkens замкнутая система, все материалы которой между собой абсолютно совместимы. Сказать то же самое, если какой-то из компонентов изъят и заменен составом другого производителя или взят из другой системы, уже будет невозможно. На практике только комплексное применение лакокрасочных материалов определенной системы позволяет работать быстро и главное с гарантированным качеством.
Техническая документация на лакокрасочные материалы начинается с грунтов. Наверно, это не случайно, поскольку грунты - фундамент ремонтного покрытия. Никого не должен смущать тот факт, что грунтов в системе Sikkens довольно много, поскольку каждый грунт имеет свое прямое назначение для определенного случая ремонта. Применение "не того" грунта равносильно попытке отвернуть гайку с шестигранником "14" ключом "17". Теоретически это может быть и можно это сделать, подложив какие-нибудь подкладки, но ни о какой производительности, и ни о каком качестве такой работы и речи быть, не может. Поэтому кажущееся увеличение затрат на склад значительно перекрывается увеличением производительности труда.
Рассмотрим назначение грунтов системы Sikkens, наиболее подробно останавливаясь на новых, прогрессивных материалах.
Всю гамму грунтов делят на первичные - так называемые праймеры, и вторичные - филлеры или наполнители. Встречаются грунты, обладающие свойствами праймеров и филлеров одновременно. Естественно, для покрытия металла и пластика тоже применяют разные материалы.
Начнем с первичных грунтов для металла. В качестве первого слоя при ремонте кузова используют адгезионные грунты, предназначенные для улучшения сцепления (адгезии) металла с последующими слоями покрытия и для защиты опять же металла автомобильного кузова от коррозии. В ассортименте Sikkens таких грунтов три: коррозионно-защитный Washprimer CR, травящий грунт-выравниватель Washfiller 590 и грунт Primer Surfacer EP. Расскажем о них по порядку.
Washprimer CR это грунт на основе ортофосфорной кислоты, обладающий очень хорошими адгезионными и антикоррозионными свойствами. Для надежной защиты метала от коррозии достаточно всего одного слоя этого грунта толщиной 4…8 микрон. Сохнет этот грунт всего 15…20 минут при 20 0С и его можно использовать при ремонте кузовов из оцинкованной или нержавеющей стали и даже из алюминия.
Washfiller 590. Как и предыдущий, этот грунт содержит кислоту, но в его составе есть и наполнитель. Поэтому он сочетает в себе свойства праймера и филлера, то есть первичного и вторичного грунта. В нем нет хроматов цинка, он менее ядовит и идеально подходит для нанесения на старые, в том числе термопластичные акриловые покрытия. Это один из самых мягких грунтов, и сохнет он очень быстро. Это свойства позволяют наиболее эффективно использовать Washfiller 590 для точечного ремонта там, где необходим одновременно и защищающий металл от коррозии и заполняющий грунт.
Primer Surfacer EP - праймер на эпоксидной основе, обладающий наполняющими свойствами. Если грунты, содержащие кислоту, защищают металл от коррозии химическим способом, то Primer Surfacer EP - осуществляет физическую защиту. Он своей жесткой и довольно толстой пленкой надежно перекрывает доступ влаги и кислорода к металлу. Этот грунт рекомендуется для покрытия "мокрым по мокрому" новых деталей. Например, на деталь наносится грунт Primer Surfacer EP, на него "по мокрому" базовая эмаль и сразу, опять-таки, "по мокрому" лак. Такая технология дает идеальную экономию времени при отличной защите от коррозии. Плюс к этому Primer Surfacer EP это единственный грунт, который можно наносить на шпатлевку (?) и единственный из грунтов, который полностью изолирует любые старые покрытия. Primer Surfacer EP очень жесткий грунт, и он может вызвать оконтуривание при ремонте пятном, поэтому его рекомендуют наносить на всю деталь от края до края. Жидкую шпатлевку, какая бы она ни была, так же рекомендуют наносить именно на этот грунт и перекрыть ее, как сэндвич, сверху еще одним слоем Primer Surfacer EP. Этот грунт хорошо работает и на стеклопластиках.
Как правило, пластмассовые литьевые детали тоже окрашивают в несколько слоев. Непосредственно на деталь наносят грунты, улучшающие адгезию верхнего покрытия.
Для этих целей в системе Sikkens применяют два праймера: Plastoflex Primer и 2K Plastic Primer. Plastoflex Primer выпускается в литровых банках и в аэрозольной упаковке. Последняя очень удобна при точечном и локальном ремонта, когда, например, при ремонте бампера небольшие участки оказались прошкуренными до пластмассы.
Грунтом 2K Plastic Primer можно покрывать абсолютно все виды пластмасс и при этом он обладает очень хорошей адгезией, и на него могут наноситься последующие покрытия "мокрым по мокрому".
На любой из этих грунтов-праймеров могут наноситься вторичные грунты (их еще называют грунты-наполнители, выравниватели или порозаполнители).
Sikkens для работы по металлу предлагает четыре вторичных грунта: Autosurfacer 940HS, High Build Filler, Colorbuild и Spot Primer Grey New.
Грунт - выравниватель Autosurfacer 940HS быстро сохнет и при покрытии слоем даже 60 микрон практически не дает шагрени. Autosurfacer 940HS в зависимости от способа разведения с равным успехом может использоваться в двух версиях: шлифуемой и не шлифуемой. Последняя применяется для работы "мокрым по мокрому", когда нужно покрасить всю деталь от края до края и тут же положить отделочное покрытие, либо, для локальной грунтовки непосредственно перед окраской, если при шлифовке "пробили" уже высохший слой грунта. Autosurfacer 940HS можно тонировать, а, как известно, тонированные грунты всегда упрощают работу с неукрывистыми эмалями.
Наиболее популярным сегодня является грунт-выравниватель последнего поколения High Build Filler. Этот новейший продукт, который может наноситься слоем очень большой толщины - до 100 микрон, что соизмеримо только с жидкой шпатлевкой. Но, прежде чем покрасить деталь, на которую нанесена жидкая шпатлевка, необходимо после того, как она высохнет, шпатлевку прошкурить и сверху загрунтовать. А High Build Filler в этом не нуждается. Еще одним важным преимуществом грунта High Build Filler является его превосходная шлифуемость. Вне зависимости от режима сушки (при комнатной температуре, при 60?С в ОСК или при нагреве ИК-излучателем) грунт обеспечивает гладкую, твердую поверхность, прекрасно подходящую для сухого шлифования.
Следую принципам универсализации и создания более компактного ассортимента, High Build Filler смешивается с универсальными отвердителями серии Autocryl P Hardener, что, во-первых, позволит и автосервисам, и дистрибьюторам сократить свои затраты на склад, а, во-вторых, упрощает ремонтную систему и снижает риск ошибок.
Этот грунт удобно использовать там, где выполняют крупный ремонт, где ремонтируют большие площади или полностью восстанавливают крупные детали (Восстановление деталей, которые на Западе были бы просто выброшены, еще довольно широко практикуется в российских регионах, где нормо-час по отношению к цене новой детали стоит достаточно дешево).
Грунт High Build Filler выпускается светло-серого цвета и его так же можно тонировать акриловыми красками.
И, наверно, один из самых продвинутых грунтов-выравнивателей в системе Sikkens это уникальный грунт Colorbuild.
Собственно, это не один грунт - это система цветных грунтов Sikkens Colorbuild - первая система, в которой проблема подбора цвета подложки решается за счет применения цветных грунтов. Выпуском Colorbuild Akzo Nobel установил новый стандарт в авторемонтной отрасли. За счет уменьшения числа слоев эмали кузовные мастерские, использующие эту систему, получают существенную экономию времени и материалов.
Colorbuild выпускают 6-ти цветов: красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый. Смешивая эти грунты можно получить покрытие 46-и различных цветов без добавления дорогих колеровочных компонентов покрывных эмалей, а, значит, можно грунтовать грунтом практически того же цвета, что цвет автомобиля.
А это дает, во-первых, то, что сколы на таком автомобиле не будут так заметны, как если на темной машине грунт был белого или желтого цвета. Во-вторых, можно сделать такой же цвет грунта, как был на заводе, а значит, отремонтированную деталь будет невозможно отличить от заводской даже по сколам (такие требования предъявляют владельцы серьезных машин). В-третьих, моторных отсеки части современных автомобилей внутри покрашены не той краской, что автомобиль снаружи. (Особенно, это распространено среди японских и корейских машин, например, "Ниссан" - цвет синий металлик, а под капотом синий матовый неметаллик.) В этом случае для покраски моторного отсека используют фосфатный грунт и Colorbuild, тонированный в нужный цвет. Покрытие при этом получается примерно таким же матовым, как заводское. Если бы не было грунта Colorbuild, то необходимо было применить фосфатный грунт, грунт-наполнитель и эмаль с матовой добавкой. В результате - потеря времени и лишний расход материалов.
В-четвертых, и видимо, это самое главное, Colorbuild позволяет повысить укрывистость покровных эмалей, облегчая дальнейший ремонт и делая его более экономичным. Если использовать грунт Colorbuild, даже самые неукрывистые цвета могут быть перекрыты в 1,5 слоя, а покраску внутренних частей капота, внутренних частей дверей можно вести и одним слоем базовой краски.
К этому можно добавить, что грунт Colorbuild удобен в нанесении, может использоваться как в шлифуемой, так и в не шлифуемой версии, первая из которых шлифуется прекрасно. Естественно, в систему Colorbuild включены различные растворители, позволяющие работать как при пониженной, так и при повышенной температурах, а также изменять вязкость грунта в случаях необходимости грунтования всей детали или только ремонта "пятном". При добавлении состава Elast-o-Actif система грунтов может быть использована и для ремонта пластмассовых деталей, правда с обязательным предварительным покрытием пластика соответствующим адгезионным грунтом.
Как и все современные продукты Colorbuild допускает сушку при комнатной температуре, в этом случае грунт можно обрабатывать через 3 часа. Ускоренная сушка при 60 0С в ОСК занимает 30 минут. Грунт не боится перегрева, так что допустимо использование сушки инфракрасным излучением.
Еще один интересный грунт, грунт-выравниватель Spot Primer Grey New . Этот грунт относится к однокомпонентным и выпускается в аэрозольных баллончиках. Spot Primer Grey New используется для точечного ремонта и ремонта пятном, когда зона ремонта небольшая. Эти грунты выпускают 4-х цветов: серый, желтый, синий и зеленый.
Грунтовать им полностью все место ремонта лишком дорого. Но, если на уже готовой под покраску детали в нескольких точках пробили грунт, то Spot Primer Grey New позволит сэкономить много времени, которое пришлось бы потратить на то, чтобы развести грунт, заправить краскопульт и вымыть его после работы. Затем нанесенный грунт нужно еще и высушить. Spot Primer Grey New эту работу выполняет за минуту, далее за 5…10 минут грунт высохнет и при 20 С и после легкого прошкуривания - дефект убран.
Грунты концерна Akzo Nobel, о которых мы рассказали, необходимая составляющая в работе малярного участка в системе Sikkens стремящегося занять передовые позиции в своей деятельности. Но только грунтов для достижения цели недостаточно. О других новых материалах и приемах работы с ними и о новых возможностях, которые они открывают, речь пойдет в следующих статьях.
|