Еще пять-шесть лет назад статьи о диагностических приборах начинались с неторопливых рассуждений - какая, мол, хорошая вещь сканер, и как трудно без него диагносту. Писать подобные "агитки" в 2003 году - все равно, что убеждать собственную жену обзавестись холодильником или стиральной машиной...
То ли дело...
Продолжим: то ли дело - вовремя рассказывать о технических новинках, тем более, если они выпущены ведущими производителями диагностического оборудования. К числу лидеров в этом деле, безусловно, относится американский концерн SUN. Судите сами: в области автомобильной электрики и электроники он работает с 1931 года. Такой большой стаж - уже неплохая рекомендация; к тому же заводы компании расположены не где-нибудь в третьих странах с дешевой рабочей силой, а в Великобритании, Германии, Голландии и Италии.
Мы не оговорились: "американцем" концерн SUN является лишь по рождению, по сути же он превратился в транснациональную корпорацию. Поэтому, произнося "компания SUN", будем подразумевать "SUN Electric Europe" - европейское отделение концерна.
Давайте познакомимся с двумя разработками этой компании: сканерами SUN PDL-1000 и SUN PDL-2000. А началась эта история так...
Рождение "тысячного"
Однажды в Америке (впрочем, в отличие от событий в одноименном фильме это произошло совсем недавно) появился сканер Snap-on МТ-2500 - совместное детище фирмы SUN и не менее известной компании Snap-on.
Европейскую версию этого прибора стал выпускать уже знакомый нам SUN Electric Europe (вошедший к тому времени в корпорацию Snap-on). Так диагносты Старого Света получили европейский "сканер с американскими корнями". Его-то и нарекли PDL-1000.
Посмотрим на фотографию. Перед нами изящный прибор со скромными габаритами 50 х 300 х 125 мм, весящий всего 1,2 кг. Основной блок прибора оснащен четырехстрочым текстовым дисплеем.
Кроме основного блока, в комплект входят 9-вольтовая батарея, два кабеля питания (от гнезда "прикуривателя" и непосредственно от АКБ), интерфейсный кабель и, разумеется, "Руководство по эксплуатации". Все перечисленное размещается в удобном кейсе, весьма компактном при переноске и достаточно вместительном для хранения и удобства пользования.
Возможности "тысячного"
Как и положено современному сканеру, PDL-1000 предназначен для поиска неисправностей в системах управления двигателем, автоматической трансмиссией, ABS, AirBag, кондиционером и другими системами - конкретный список зависит от марки, модели и года выпуска автомобиля.
Сканер "обучен" считывать коды ошибок и неисправностей из памяти электронных блоков управления (ЭБУ), стирать эти коды, сбрасывать сервисную индикацию, сигнализирующую о необходимости той или иной операции (например, замены масла), производить замену блоков управления с их адаптацией. Прибор поможет провести так называемые "активные тесты" по управлению форсунками, различными исполнительными механизмами, сравнить работу цилиндров, прочитать "живые" сигналы датчиков и команды, посылаемые ЭБУ к исполнительным механизмам, а также выполнить некоторые регулировки, в частности, добиться требуемого содержания CO в отработавших газах двигателей Rover.
Кроме того, система PDL способна отслеживать параметры управления в реальном масштабе времени, например, в процессе test-drive при движении под нагрузкой. И что важно: эти "экзамены" водитель проводит, практически не отвлекаясь от управления автомобилем.
Но и это еще не все: подключив PDL-1000 к персональному компьютеру, на котором установлена программа "Scan Grafix", можно наблюдать характеристики тестируемых автомобильных систем "вживую", анализировать их, сохранять на диске (что позволяет вести клиентскую базу), просматривать ранее сохраненную информацию и, разумеется, распечатывать необходимые данные.
Рождение "двухтысячного"
В 2002 году фирма SUN Electric Europe выпустила очередную версию "солнечного" сканера, на сей раз под именем PDL-2000. Сразу отметим: новый прибор "знает и умеет" все, чем могут похвастаться его предшественники МТ-2500 и PDL-1000. И вместе с тем "двухтысячный" может смело претендовать на звание "сканера нового поколения", и вот почему.
Начнем с главного: новинка обрела цветной графический дисплей вместо монохромного текстового. Соответственно, на корпусе основного блока появилась дополнительная кнопка для выбора графического режима отображения считываемой информации.
Если кнопка не нажата, на дисплее, как и прежде, высвечивается информация в текстовом виде. Стоит нажать ее - те же характеристики переводятся в графическую форму (например, в кривые, развернутые во времени). При этом можно просматривать два любых параметра одновременно. А навигация по дисплею и меню осуществляется весьма просто - по принципу "Scroll, Yes/No" (прокрутка, да/нет).
Новый режим "стоп-кадр" позволяет зафиксировать изображение, повторно просмотреть те или иные характеристики и сравнить данный параметр с любым другим.
Словом, не слукавили разработчики, написав в технической документации, что "никогда еще индикация не была столь наглядной". И диагносты, успевшие поработать с PDL-2000, подтверждают: не слукавили.
Кроме того, сканер получил новый аккумуляторный блок с быстрой перезарядкой, но это уже просто "приятные мелочи".
Естественно, для общения с бортовыми системами нам понадобятся сменные программные картриджи и адаптеры для подключения к диагностическому разъему конкретного автомобиля. Поговорим об этом подробнее, ибо на "информационно-программном фронте" SUN только что одержала блестящую победу.
Вам - 32 мегабайта или 128?
Как работали диагносты с приборами SUN совсем недавно, еще в прошлом году? В их распоряжении имелись сменные картриджи с жестко "прошитым" программным обеспечением. Если сервисная станция планировала диагностировать, например, автомобили Mercedes, BMW, VAG и Opel, необходимо было обзавестись четырьмя картриджами и, в зависимости от марки автомобиля, вставлять в сканер один из них.
При этом наращивание возможностей сканера или же его update (upgrade) производилось путем комплектования новыми "жесткими" картриджами.
Надо отдать должное специалистам SUN: они накопили солидную информационную базу для "жестких" прошивок (достаточно ознакомиться с цветной вставкой, помещенной в нашей статье). И все же в 2002 году компания SUN Electric Europe перешла на новую систему. Суть в следующем.
Посмотрим на фотографии: пользователь теперь получает два картриджа. Один из них называется VCI (Vehicle Communication Interface) и служит для аппаратной связи с автомобилем. Второй именуется EMB (Expanded Memory Board) - в нем "прописывается" software, или просто "софт". Но что важно: EMB является перепрограммируемым блоком. В него можно записывать информацию, дополнять и обновлять ее - иными словами, конфигурировать систему по своему желанию. Правда, здесь необходимо сделать важное замечание: перечисленные операции производятся официальными дилерами SUN с помощью специального программатора Scan Bay.
Плата EMB комплектуется памятью объемом 32 или 128 мегабайт. В первом случае в блок можно занести от одного до четырех модулей, во втором - от одного до шестнадцати.
Что означает в данном случае слово "модуль"? Никакого секрета: либо Primary, то есть программа для работы с одной маркой или группой автомобилей (фактически аналог традиционного "жесткого" картриджа); либо Troubleshooter - программа для углубленного поиска неисправностей.
Кроме этих двух картриджных устройств, диагносту необходимо обзавестись комплектом адаптеров и коммутационных ключей для работы по протоколам OBD-II или DL-16.
Что сразу привлекает внимание - так это гибкие возможности новой системы. VCI приобретается один раз и "на всю оставшуюся", а тот или иной EMB выбирается по потребности. Можно взять 32 мегабайта, попросить "зашить" Mercedes и начать работать. Потом вернуться, заявить "хочу VAG" - и получить VAG.
Места в памяти осталось еще на два модуля, но это не страшно: дописав, положим, BMW и Opel, можно приобрести еще один EMB с 32 мегабайтами. А можно проявить дальновидность и сразу купить блок 128 мегабайт. Такого EMB хватит надолго. Впрочем, если потребуется, в будущем его тоже можно доукомплектовать... И совершенно очевидно: чем больше модулей "зашьешь", тем меньше будет удельная стоимость каждого.
Вот еще несколько явных преимуществ новой системы. Конфигурирование картриджа под конкретный сервис происходит быстро, причем на основе новейшей информации. Легко сделать прогноз: какие модули появятся через два-три месяца. Отпадает необходимость хранить на складе большое количество картриджей, как это бывало в старые времена. Да и с update (upgrade) проблем не будет, достаточно лишь обратиться к дилеру и попросить переписать соответствующий модуль - прогресс, однако...
И в заключение раздела отметим широкую совместимось всех программных и аппаратных средств SUN. С новой системой программируемых картриджей может работать как сканер PDL-2000, так и его предшественник PDL-1000. А PDL-2000, в свою очередь, прекрасно уживается с "жесткими" картриджами старого образца.
Однако, выбирая диагностическое оборудование для своего бизнеса, следует помнить: "жесткие" картриджи SUN с осени 2002 года уже не выпускаются. Значит, нужно уделить самое пристальное внимание новой системе, о которой мы только что рассказали.
Сканеры-снайперы
Сегодня российским автосервисам предлагается великое множество диагностических приборов из самых разных стран. Бывают и конфузы. Знакомые диагносты провели любопытный эксперимент: они многократно подключали сканер (не будем уточнять какой марки)… к диагностическому разъему автомобиля и изучали статистику случаев "соединился - не соединился". Оказалось, что связь устанавливалась лишь в трех случаях из десяти. Или в тридцати из ста, как угодно.
Одна из вероятных причин такого "разнобоя" - низкий уровень software. Программа - штука тонкая, требующая не только разработки алгоритма, написания текста, трансляции и "сборки" модуля, но и тщательной отладки. А на это у иных разработчиков времени и не хватает - а ну как за последней моделью Mercedes не успеешь... А вот SUN все успевает, потому как "поспешает не торопясь". Отсюда и "процент попаданий" - десять из десяти, сто из ста.
И вообще, надежности "солнечных" сканеров можно только позавидовать. За всю историю освоения российского рынка дилеры ремонтировали свой прибор всего один раз. Причина была банальной и курьезной: сканер (кстати, это был МТ-2500) попал под колесо диагностируемого автомобиля.
Качество продукции SUN признано и производителями автомобилей. Так, концерн DaimlerChrysler рекомендует PDL для обслуживания Mercedes, причем это единственный недилерский прибор, занесенный в спецификацию. А постоянно обновляемое программное обеспечение SUN открывает перед диагностом широкие перспективы обслуживания всей гаммы новейших автомобилей.
С какими автомобилями работает традиционная система SUN? На сегодняшний день сканер PDL-1000 комплектуется "жестко прошитыми" картриджами для тестирования следующих автомобилей:
- Настоящие "Американцы" (USA Domestic). Сюда входят Ford, GM, Chrysler, Jeep.
- Этнические "азиаты" (Asian Imports). В эту группу включены Acura, Chrysler imports, Daiыhatsu, Geo, Honda, Hyundai, Isuzu, Kia, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Toyota & Lexus. Три группы "азиатов", "леворуких" и "правлруких":
- Asian 1 (Hyundai, Daewoo, Daihatsu, Kia, Subaru, Suzuki);
- Asian 2 (Mitsubishi, Mazda, Nissan), протокол EUNOS;
- Asian 3 (Toyota, Lexus, Honda).
- И, конечно, "европейцы": VAG, Ford, Opel, BMW, Mercedes, Volvo, Renault, Peugeot, Citroёn, Rover, Fiat, Lancia, Alfa Romeo; протокол EOBD.
С какими автомобилями работает новая система SUN? Сегодня в блок EMB можно запрограммировать информацию о следующих марках автомобилей: Mercedes, BMW, VAG (VW, Audi, Seat, Skoda), Opel, Ford, Rover, Renault, Peugeot, Citroёn, Fiat, Alfa Romeo, Lancia. С января 2003 к ним добавилась марка Volvo. Таким образом, новая система пока охватывает только "европейцев". С автомобилями группы USA Dowestic, Asian Imports, Asian 1, Asian 2 и Asian 3 пока придется работать с помощью традиционных "жестко прошитых" картриджей. Но это только пока. Список автомобилей, охваченных новой системой, непрерывно расширяется и дополняется.
Новая система: как правильно посчитать затраты? Рассмотрим, например, "джентльменский набор", необходимый для диагностики автомобилей Mercedes (в скобках даны номера из каталога продукции SUN):
1. сканер PDL-1000 (EESC101B) или PDL-2000 (EESC105A);
2. комплект адаптеров и коммутационных ключей для диагностики автомобилей Mercedes (EESC226H);
3. блок VCI - Vehicle Communication Interface для аппаратной связи сканера с автомобилем (EESC233A) (напомним: независимо от перечня охватываемых марок автомобилей требуется только один VCI);.
4. блок EMB - Extended Memory Board. В зависимости от планируемого количества программных модулей необходимо приобрести ЕМВ объемом 32 мегабайт (EESCEU234H), либо 128 мегабайт (EESCEU237H);
5. программный модуль Mercedes, загружаемый в блок ЕМВ (3-01227C10B0). Загрузка модуля производится дилерами компании SUN. Теперь можно легко посчитать затраты на приобретение диагностического комплекта, узнав цены по каталогу SUN. Для этого достаточно, например, заглянуть на сайт дилеров в Интернете или связаться с ними по телефону. Положим, набор для Mercedes куплен. А что нам понадобится для диагностики BMW? Правильно, всего лишь комплект адаптеров и коммутационных ключей, да соответствующий программный модуль, который подгрузят в уже имеющийся ЕМВ. Что там на очереди - VAG? Нет проблем...
|