на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|

В ЗЕРКАЛЕ КЛАССИФИКАЦИЙ
ЮРИЙ БУЦКИЙ

Большинство статей о классификациях моторных масел не содержат ссылок на конкретные продукты тех или иных производителей. Неужели авторы публикаций опасаются обвинений в личных пристрастиях или, того хуже, в рекламных устремлениях? Попробуем взглянуть на эту проблему по-иному.

Без примеров не обойтись

Начнем с того, что с примерами изложение понятнее, а значит, читатель от них только выиграет. И вообще: не следует доводить ситуацию до абсурда. Пора, наконец, научиться различать рекламные публикации и рассказы о качественных товарах. Поэтому примеры "из жизни замечательных масел", а также ссылки на конкретные марки в этой статье будут. Но какие именно продукты целесообразно выбрать для сопровождения повествования?

Вспомним год минувший.

В №5 нашего журнала, а потом с №8 и вплоть до №11 рассказывалось о продукции германской компании JB German Oil. Многочисленные отклики показали, что тема эта читателям интересна, - причем как сами масла, так и личность главы компании, известного гонщика и каскадера Юргена Баумгартена. Да, да, того самого, что прыгнул на мотоцикле с олимпийского лыжного трамплина в Инсбруке. К слову, Юрген много раз демонстрировал гармонию Человека и Машины в экстремальных ситуациях, за что и был вписан в книгу рекордов Гиннеса ни много, ни мало пять раз.

Для тех, кто прошлогодних статей не читал, сообщим: оставаясь действующим спортсменом, Юрген Баумгартен занялся разработкой и производством моторных масел. Так появилась фирма JB German Oil. Сокращение JB означает Jurgen Baumgarten (Юрген Баумгартен), а что такое German Oil ясно и без подсказки.

В эксклюзивном интервью на Московском "Мотор-Шоу'2002" господин Баумгартен сообщил автору этих строк следующее: "Сегодня я на 20% спортсмен и на 80% - бизнесмен. Азарт и тонкий холодный расчет требуются и там, и там".

Вывод напрашивается сам собой: если качество масел JB German Oil адекватно спортивному мастерству главы компании, значит, они достойны того, чтобы иллюстрировать наш рассказ.

Где начинается наука?

На этот, в общем-то, риторический вопрос есть вполне определенный ответ: наука начинается там, где начинается классификация. А потому проникнемся уважением к систематике вообще, и к необходимости ранжирования моторных масел, в частности.

Но прежде чем перейти к описанию классификаций, вспомним некоторые азы. Это необходимо для вхождения в тему читателей-новичков, а следовательно, для расширения нашей аудитории.

Известно, что моторные масла подразделяют на "бензиновые", "дизельные" и универсальные. Как следует из названия, последние можно применять как в бензиновых, так и в дизельных двигателях.

Также всем известно, что моторные масла бывают зимними, летними и всесезонными. Внутри каждой группы масла подразделяют по классам вязкости, кстати, именно они станут предметом сегодняшнего разговора.

Качество товарного масла зависит от двух составляющих: основы (базового масла) и пакета присадок. По виду базового масла различают минеральные масла (Mineral или Conventional), синтетические (Fully syntetic) и частично синтетические (Semisyntetic) - кстати, их еще называют полусинтетическими.

Особо выделим минеральные масла, получаемые из нефтяных фракций в присутствии водорода и специальных катализаторов под действием высокого давления и высоких температур. Такие продукты именуют "гидрокрекинговыми маслами" и относят к группе Unconventional. Кстати, в ассортименте JB German Oil мы видим немало таких масел. Их весьма привлекательные эксплуатационные свойства заслуживают более подробного рассказа - в ближайшее время мы поговорим и о них.

Классификации по вязкости: SAE и ГОСТ

Существует две классификации моторных масел по вязкости: зарубежная SAE. Общества автомобильных инженеров США и российская по ГОСТ 17479.1-85. Кстати, последняя редакция классификации SAE датируется июнем 2001 года. Примерное соответствие классов вязкости всесезонных масел по двум этим документам приведено в таблице 1.

Таблица 1

Примерное соответствие классов вязкости всесезонных масел по действующему ГОСТу и классификации SAE.

Ниже речь пойдет о классификации SAE, ибо ее требования, не в обиду нам будет сказано, полнее ГОСТовских. Они позволяют судить о реологических свойствах масел, зависящих от температуры и скорости сдвига (течения). К наиболее значимым показателям SAE относят кинематическую вязкость, пусковые свойства, прокачиваемость, вязкость при высокой температуре и характеристики скорости сдвига.

Впрочем, для потребителя эти тонкости остаются "за кадром": они определяют диапазоны применения продукта, но в товарную маркировку не входят. Покупателю надлежит выбирать подходящее масло среди шести зимних (SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W и SAE 25W); либо среди пяти летних классов (SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50 и SAE 60W); либо среди всесезонных, имеющих двойное обозначение: например, SAE 0W-40, SAE 10W-30, SAE 15W-40 и так далее. Чем больше число, обозначающее класс, тем выше вязкость соответствующего масла. Ну а то, что буква "W" означает "winter" (зима) даже напоминать неудобно - об этом не писал только ленивый.

Не секрет, что применительно к автомобилям, всесезонные моторные масла сегодня практически вытеснили своих зимних и летних "коллег". Потребителю удобно - не нужно менять масло по "сезону", достаточно ориентироваться на пробег автомобиля, те самые "тысячи км", назначенные заводом-изготовителем. Кроме того, многие всесезонные масла обладают энергосберегающими свойствами, чего не скажешь о летних.

Какой класс вязкости SAE подойдет для конкретного двигателя? Это зависит от нескольких факторов. В первую очередь назовем климатические условия, техническое состояние агрегата и, конечно, требования производителя автомобиля. Многим водителям помогут рекомендации, приведенные в таблице 2.


Таблица 2

Диапазоны применения моторных масел различных классов вязкости по классификации SAE в зависимости от температуры окружающей среды для двигателей ВАЗ.

Все знают, что двигатели со значительным пробегом, а следовательно, повышенным износом трущихся деталей, требуют более вязких масел, чем новые. Для моторов "зрелого возраста" подойдут классы SAE 15W-50, SAE 15W-40 или же SAE 20W-60. Такие масла обеспечат меньший расход масла "на угар", лучшее уплотнение камеры сгорания и снижение шумности работы двигателя. Правда, в этом случае придется смириться с чуть большим расходом топлива, но это, согласитесь, лучше, чем периодически доливать "угорающее" масло.

Кстати, есть ли масла указанных классов в ассортименте компании JB German Oil, на которую мы обещали ссылаться? Конечно, есть. Например, "минералка" Evolution High-Tech 15W-40 и "минералка" Super HD 5 15W-50. Последнее масло к тому же подойдет для силовых агрегатов, работающих в тяжелых условиях.

Упомянем также новое масло Lightrun 2000S SAE 10W-40, предназначенное для смешанного (легкового и грузового) автопарка. К перечисленным маркам мы вернемся, когда будем говорить о других классификациях и спецификациях автопроизводителей, а пока продолжим рассказ о SAE.

Для зимней "безгаражной" эксплуатации следует применять масла более низких зимних вязкостных классов, например, SAE 0W-ХХ SAE 5W-ХХ или, в крайнем случае, 10W-XX, где символы "ХХ" обозначают какие-либо летние классы. Такие масла обеспечат легкий пуск двигателя и снижение пускового износа за счет хорошей прокачиваемости, позволяющей быстро достигнуть самых отдаленных участков смазки.

Примеры из ассортимента JB? Пожалуйста: "синтетика" Formula XXL SAE 0W-40, "синтетика" Exclusiv V.0 SAE 0W-30, а также гидрокрекинговые масла Longlife P-5 5W-40 и LL-Special 5 SAE 5W-30. Разумеется, это далеко не все, но ведь и рассказ наш еще не окончен.

Продолжим: чем ниже тепловой режим двигателя, тем меньше должен быть зимний класс вязкости масла - это обеспечивает снижение потерь на трение. Например, в городском режиме, когда поездки коротки, а стоянки с выключенным мотором продолжительны, двигатель не успевает прогреться до оптимальной температуры. Значит, масло для подобных поездок нужно выбрать соответствующее, например, уже знакомое нам Longlife P-5 5W-40. Наряду с уменьшением износа трущихся пар оно позволит сэкономить топливо.

Среди всесезонных синтетических масел есть очень интересные классы - так называемые "нулевые". В качестве примеров приведем уже знакомые нам масла JB German Oil Formula XXL SAE 0W-40 и Exclusiv V.0 SAE 0W-30. Что сулит водителю нолик, стоящий перед буквой W?

Напомним: чем меньше число перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низких температурах. За этим стоят привлекательные эксплуатационные характеристики: легкий холодный пуск даже при частично разряженной батарее, хорошая прокачиваемость и многое другое, продлевающее жизнь двигателю.

Нолик - своеобразная "вершина" зимнего ряда, ведь отрицательные числа в классификации SAE не применяются. Значит, масла, класс которых начинается с символов 0W, имеют самые высокие показатели прокачиваемости, обеспечивая высокую скорость подачи к парам трения. Последнее обстоятельство особенно важно для подшипников распределительных валов, расположенных в головке блока.

И вообще, диапазон эксплуатационных возможностей "нулевок" широк чрезвычайно. На маслах Formula XXL SAE 0W-40 и Exclusiv V.0 SAE 0W-30 можно смело совершать дальние поездки в межсезонье. Например, выехать в марте-апреле с русского Севера в Западную Европу. Указанные масла легко выдержат температурные сюрпризы от ночной морозной стоянки в Вологде до летней жары на Средиземноморье. Можно совершить путешествие из равнинной местности в горы, даже с прицепом - всесезонные масла "нулевых" классов с широким вязкостным диапазоном надежно сохранят двигатель от перегревов и перегрузок.

Здравствуй, "подснежник"!

А можно ли, основываясь на основе классификации SAE, рекомендовать какие-либо масла для "подснежников"? Ведь именно сейчас, в марте-апреле, они откидывают снег от ворот гаражей или освобождают от сугробов стоящие во дворах машины, проверяют электрику, пробуют заводить двигатели - словом, готовятся к открытию дачного сезона.

Что ж, давайте поговорим об этом чуть подробнее. Бытует мнение, что осенью, отправляя автомобиль "на зимние квартиры", основательно поработавшее моторное масло необходимо сливать. Мол, в нем содержатся продукты износа, поэтому масло будет окисляться, разлагаться, и, плюс ко всему, вызовет усиленную коррозию внутренних деталей двигателя.

Это, мягко говоря, миф. Да, в процессе работы двигателя в масле накапливаются продукты его окисления, срабатывания присадок и посторонние примеси. Однако специалистами установлено, что многие из них обладают консервирующим действием. Поэтому поработавшее масло является более эффективным консервантом, чем свежее. Отсюда следует рекомендация: если срок замены масла по пробегу не наступил, сливать его "на зиму" не нужно.

Другое дело, что в ожидании весенних ручейков двигатель следует периодически заводить и "гонять на холостых" - но этот совет имеется в любой инструкции по эксплуатации. А весной на "старом" масле можно смело ездить до тех пор, пока оно не выработает положенный километраж.

Но вернемся к SAE. Конечно, теоретически (запомним это слово!) "подснежникам" можно посоветовать пользоваться сезонными летними маслами. Например, классов SAE 30, SAE 40 или даже SAE 50 в зависимости от степени изношенности двигателя.

В летнее время такие масла будут лучше смазывать двигатель, чем всесезонные. Причина в том, что летние масла относятся к ньютоновским жидкостям, вязкость которых зависит только от температуры. А вот загущенные всесезонные масла являются неньютоновскими жидкостями. Вязкость таких сред зависит не только от температуры, но и от градиента скорости сдвига. Этот показатель определяется отношением скорости перемещения одной поверхности трения относительно другой к зазору между ними, заполненному маслом.

Летние масла не подвержены временным падениям вязкости, а всесезонные - подвержены. Свойства летних масел не зависят от состояния загустителей (они там просто-напросто отсутствуют), а свойства всесезонных - зависят, их вязкость может уменьшаться вследствие деструкции загущающих присадок. И, наконец, сезонные масла дешевле, поскольку, как только что говорилось, дорогие загустители в них не вводят.

Казалось бы, все говорит в пользу сезонных летних масел (кроме, может быть, затрудненных пусков при внезапных заморозках в мае или сентябре), а тем не менее их автомобильное применение неуклонно сокращается. Многие ведущие производители просто-напросто не выпускают сезонных масел, отдавая предпочтение всесезонным. Кстати, в их рядах и компания JB German Oil. Почему?

Главная причина - стремление умерить аппетиты двигателей. Ведь летние масла " не умеют" экономить топливо, а всесезонные, вследствие своей неньютоновской природы, временного падения вязкости и наличия модификаторов трения, могут быть энергосберегающими. Важность снижения потребления дорогого топлива в наше время, полагаем, объяснять не требуется.

Значит, "подснежникам" надлежит все же ориентироваться на всесезонные масла. Лучше всего, если это будут классы SAE 15W-30, SAE 15W-40 или SAE 20W-50.

Есть ли такие в ассортименте JB German Oil? Есть, конечно, - назовем хотя бы минеральные масло Evolution F3 Hight-Tech 15W-40, предназначенное как для легковых, так и для грузовых автомобилей. Рекомендуем присмотреться и к "минералке" GSX 15W-40 - это масло специально создано для автомобилей российского производства. Также стоит обратить внимание и на минеральное масло Super HD 5 15W-50, предназначенное для тяжелонагруженных двигателей, в том числе и с большим пробегом.

Пожелаем удачи на дорогах уважаемым "подснежникам" и всем, кто ездит круглый год. В следующий раз мы поговорим о классификации API, разработанной Американским институтом нефти, и разделяющей моторные масла по областям применения и уровню эксплуатационных свойств. Кроме того, побеседуем о спецификациях и допусках ведущих производителей автомобилей. И, само собой разумеется, наш рассказ будет проиллюстрирован примерами из ассортимента компании JB German Oil.

Оглавление номера


Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©