ДЛЯ ВАС И ФИЛЬТРЫ, И МАСЛА...
(Продолжаем рассказы об ассортименте Delphi. Начало в №11/2002)
ГЕОРГИЙ БОБРОВ.
Несмотря на лаконичность названия, сегодняшняя статья охватывает широкий спектр автомобильных товаров: фильтры масляные, воздушные, топливные и салонные; масла моторные и трансмиссионные. На многочисленных этикетках, коробках и канистрах мы видим одну и ту же надпись - Delphi.
Разнообразие торговых марок автомобильных фильтров и жесткая конкуренция на рынке привели к любопытному и в то же время предсказуемому результату. Изделия известных фирм примерно сравнялись по качеству (разумеется, в соответствующих ценовых нишах).
Причины понятны: сегодня все ведущие производители фильтров располагают современными научно-исследовательскими центрами. Под стать им и производственная база. Упомянутое качество обеспечивается новейшими технологиями, применением специальных фильтровальных бумаг и пропиток. А довершает успех многолетнее тесное сотрудничество с автомобильными концернами, включающее и конвейерные поставки. Вот и получается, что производители фильтров все время "наступают друг другу на пятки".
В этих условиях занять нишу на российском рынке нелегко, даже если торговая марка популярна за рубежом. Есть ли шансы на успех у продукции Delphi? Давайте порассуждаем.
Не будем играть словами "лучший", "превосходный", "признанный" без всяких объяснений. Подобных эпитетов для сегодняшнего российского покупателя недостаточно - он искушен, придирчив и любые восхваления воспринимает критически. Будем оперировать фактами: против них даже "профессиональные" скептики бессильны.
У меня в руках солидная бумага, выданная Органом по сертификации автомобильных изделий "НАМИ-Фонд". Называется она "Сертификат соответствия". Сертификат удостоверяет, что фильтры для очистки масел и топлива, равно как и фильтры для очистки воздуха от изготовителя "Delphi Automotive systems" (Великобритания), соответствуют требованиям нормативных документов. И далее следует перечень этих самых документов, а заканчивается текст такой фразой: "Сертификат имеет силу на всей территории Российской Федерации". Это - факт.
Есть у фирмы Delphi и каталог, содержащий перечень фильтров практически для всего мирового автопарка (включая и российские автомобили). Это еще один факт. А поставки фильтров на сборочные конвейеры Mercedes, Nissan и других более чем известных автомобильных концернов - тоже факт, причем весьма и весьма значимый.
А теперь поговорим о некоторых особенностях фильтров Delphi, поскольку именно особенности выделяют их из ряда многочисленных "одноклассников". И начнем мы с масляных фильтров.
Загрязнение масла в двигателе происходит непрерывно. Сей неприятный процесс зависит от конструкции двигателя, качества топлива, режимов эксплуатации и многих других факторов.
Загрязняющие примеси подразделяют на две основные группы: органические и неорганические. Первые состоят из продуктов неполного сгорания топлива, продуктов термического разложения, окисления и полимеризации масла, топлива и соединений серы. А вторые образуются из частиц пыли, продуктов механического износа, технологических загрязнений двигателя и "сработавшихся" зольных присадок.
Однако не думайте, что в процессе эксплуатации свойства масла сразу начинают ухудшаться. Вовсе нет: значительное время инородные вещества просто накапливаются в мас-ле, лишь "подготавливая почву" для его старения и снижения смазывающих свойств. Вот тут-то и должен сыграть свою роль правильно подобранный фильтр.
Современные системы очистки моторного масла могут быть полнопоточными либо комбинированными, то есть когда полнопоточному фильтру помогает дополнительный фильтрующий элемент, частичнопоточный. Подобные схемы применяются, например, на дизельных "мерседесах". Но так или иначе роль "коренной лошадки" достается именно полнопоточному фильтру.
Посмотрим на рисунок типичного полнопоточного масляного фильтра Delphi в разрезе. Под буквой "A" значится стальная крышка (усилитель) с присоединительной резьбой и уплотнителем.
Отметим, что диаметр резьбы для масляных фильтров автомобилей ВАЗ должен выдерживаться в пределах от 17,323 до 17,678 мм. Диаметр резьбы соответствующего фильтра Delphi находится в середине диапазона - значит, "прослабление", равно как и слишком тугой монтаж этому изделию не грозят. А надежная фиксация кольцевого уплотнителя из специальной резины исключает подтекание масла и разгерметизацию соединения (самопроизвольное отвинчивание фильтра) при вибрации двигателя.
Буква "B" указывает на трубку, придающую фильтрующему элементу дополнительную прочность. Формально она должна выдерживать двойное расчетное давление перепускного клапана. Испытания показывают, что у фильтров Delphi этот показатель перекрывается с лихвой.
Переходим к букве "С" - так на рисунке обозначен перепускной клапан фильтра. Его задача - обеспечивать подачу масла в двигатель, когда оно не в состоянии пройти через фильтрующий элемент. Такое бывает при загрязнении фильтрующей шторы, резком повышении числа оборотов двигателя, а также при увеличении вязкости масла в холодное время года, в частности при так называемом "холодном пуске".
Перепускной клапан настраивают на определенный перепад давления "до" и "после" фильтрующей шторы. Конкретные цифры задаются моторным заводом в соответствии с требованиями ТУ. Так, стандартный "жигулевский" фильтр открывает клапан при перепаде давления в 0,6 - 0,75 атмосфер. Фильтр Delphi для автомобиля Lada продемонстрировал открытие перепускного клапана при перепаде в 0,8 атмосфер. Это вполне допустимо, тем более если владелец автомобиля применяет качественное масло. Ведь что ни говори, а ТУ тоже постепенно устаревают, отставая от прогресса моторных масел.
Интересно, что перепускной клапан в некоторых моделях фильтров Delphi работает дискретно: он либо открыт, либо закрыт, промежуточных положений тут не бывает. При испытаниях на стенде можно даже уловить характерный щелчок. В отличие от "ленивого" срабатывания традиционных клапанов, такая конструкция не имеет неприятного "последействия" - когда маслу уже положено идти через штору, а клапан еще только начал ме-е-едленно закрываться.
А все дело в кольцевой пружине особой формы. Изготавливать такие в массовом порядке под силу лишь компании, уверенной в поставщике металла стабильного качества. Фирма Delphi в поставщиках уверена - и это тоже составная часть ее успеха.
Но продолжим изучение рисунка. Под буквой "D" значится антидренажный клапан. Его задача - удерживать масло в корпусе фильтра в неработающем двигателе и обеспечивать быстрый подъем давления при запуске. В фильтрах Delphi применяется антидренажный клапан в виде тонкого диска. Чем хорошо такое решение? А вот чем.
Некоторые производители применяют антидренажный клапан в виде резинового кольца переменного сечения. Со временем кольцо теряет упругость. При этом масло из фильтра после остановки двигателя стекает в картер. В результате во время очередного пуска масло заполняет корпус фильтра и к парам трения поступает с запаздыванием. А нормальная работа дискового клапана, применяемого Delphi, практически не зависит от срока службы фильтра на автомобиле. Следовательно, и масляное голодание двигателю не грозит.
Далее под буквой "E" идет фильтрующая штора, уложенная в виде многолучевой "звезды". Штора - основная деталь фильтра. В качестве фильтрующего материала используется специальная бумага с определенной пористостью, высокой прочностью и специально пропиткой для придания водостойкости. Отметим, что лучи "звезды" в шторах фильтров Delphi заканчиваются не острым углом, а небольшой площадкой, что снижает концентрацию напряжений, а следовательно, и вероятность разрыва шторы. А специальные "выдавки" на боковых поверхностях гофр предотвращают их слипание.
Интересно, что в некоторых типах масляных фильтров Delphi используется карманная штора (подобные конструкции применяются в панельных воздушных фильтрах для инжекторных моторов). Карманы увеличивают площадь шторы и, как следствие, ресурс фильтра. Об эффективности фильтрации, а именно о тонкости и полноте отсева загрязняющих частиц, говорить излишне. Эти показатели в норме, что подтверждено вышеупомянутым сертификатом НАМИ.
И, наконец, буква "F" на рисунке указывает на корпус из высококачественной стали. Этот "бронежилет" выдерживает давление в два раза большее, чем аналоги от других производителей. Справился он и с российским нормативом в 25 атмосфер (а ведь на практике такого давления достичь очень трудно!). Значит, масляным фильтрам Delphi не грозят "раздувание" при холодном пуске и уж тем более превратности небрежной транспортировки (у нас ведь всякое бывает).
А теперь поговорим о воздушных фильтрах Delphi. Для полного сгорания горючей смеси необходимо, чтобы воздуха в ее составе было в 15-20 раз больше, чем топлива - по массе, разумеется. Любознательный читатель может посчитать, сколько кубометров воздуха "проглатывает" среднестатистический автомобиль за стокилометровый пробег.
Понятно, что если воздух не очищать, вся находящаяся в нем твердая взвесь (главным образом, пыль) попадет внутрь двигателя и будет действовать на трущиеся пары как абразив. Через какое-то время это приведет к ухудшению работы двигателя, а в конечном счете, - к преждевременному его выходу из строя. Поэтому для защиты клапанного механизма и цилиндропоршневой группы в любом двигателе предусмотрено устройство для очистки воздуха.
В ассортименте Delphi мы встретим воздушные фильтры любого типа: и кольцевые (круглые), и панельные. Начнем с кольцевых, предназначенных для карбюраторных моторов. Штора такого фильтра представляет собой привычную "звезду". Подобно описанной выше шторе масляного фильтра, концы ее лучей образуют не треугольник, а трапециевидную площадку. К слову, такая площадка получается, если гофры формируются непосредственно при изготовлении элемента. Эта современная технология под силу далеко не всем производителям фильтров.
И опять, как и в случае с масляными фильтрами, мы вправе говорить о долговечности воздушных фильтров Delphi: замена фильтра потребуется лишь при засорении элемента, но никак не вследствие разрыва шторы, как это случается при треугольном луче.
К положительным характеристикам относится и наличие П-образных "выдавок" на шторе: они препятствуют слипанию гофр и увеличивают срок службы элемента.
Заливку шторы на заводах Delphi производят полиуретаном. В отличие от применяемого кое-где пластизоля, этот материал меньше подвержен старению, откуда следует вполне практический вывод: полиуретановый уплотнительный ободок дольше сохранит мягкость, а фильтр - герметичность.
На внутренней поверхности элемента отсутствует металлическая сетка-каркас. Хорошо это или плохо? Если конструкция воздухоочистителя позволяет зафиксировать элемент достаточно плотно в пределах упругой деформации полиуретанового пояска, отсутствие каркаса роли не играет. Но при затягивании крышки "жигулевского" воздухоочистителя легко переусердствовать. В этом случае отсутствие каркаса заставит штору сжиматься, что, конечно, нежелательно. Поэтому кольцевые воздушные фильтры Delphi требуют аккуратного обращения.
Характерный запах элемента говорит о пропитке шторы специальными смолами. Они препятствуют разбуханию бумаги, предотвращая увеличение сопротивления фильтра при возрастании влажности. Вредна ли она для здоровья, эта самая пропитка? Ответ отрицательный: водителю и пассажирам она не причинит никаких хлопот.
Что касается цифр, испытания показали: коэффициент пропуска пыли кольцевых воздушных фильтров Delphi находится в пределах нормы (в частности, для "жигулей" эта характеристика не должна превышать 1%).
Не забудем и панельные фильтры для инжекторных двигателей - они занимают достойное место в ассортименте Delphi. Воздух в таких фильтрах проходит через знакомую нам штору карманного типа. Там-то и происходит очистка, после чего воздух продолжает движение через нижнюю часть фильтра. Карманная укладка шторы более эффективна, чем "звезда" в кольцевом элементе. Плюс ко всему, бумага, применяемая в панельных элементах, обладает лучшей очищающей способностью.
Панельные фильтры имеют более высокий коэффициент пропуска воздуха, не изменяющийся в процессе работы, и меньшее начальное сопротивление. Эти показатели обусловлены требованиями системы питания инжекторного двигателя. Что касается коэффициента пропуска пыли, то он находится в пределах 0,4 - 0,6% (при норме 0,6%).
Для заливки шторы панельных элементов Delphi применяется только полиуретан. Причины те же, что и в случае с круглыми элементами: он более мягкий, меньше подвержен старению и обладает относительно лучшими экологическими характеристиками.
Панельные фильтры дороже кольцевых. Это естественно: в них применяются более дорогие бумаги и пропиточные смолы. Но с увеличением цены приходится мириться, поскольку современный инжекторный двигатель требует более тщательной очистки воздуха, нежели карбюраторный.
Однако пора нам переходить к топливным фильтрам Delphi. Начнем с изделий для карбюраторных двигателей. Эти, в общем-то, традиционные фильтры с пластмассовыми корпусами способны выдержать внушительные перепады температур, не стареть, не трескаться, а значит, - обеспечить полную пожарную безопасность автомобиля.
А новые сорта бумаги для фильтровальной шторы обеспечивают прекрасные эксплуатационные характеристики при небольшом сопротивлении элемента. Последнее обстоятельство очень важно: ведь в зависимости от конструкции двигателя такие фильтры устанавливают либо на линии нагнетания (после бензонасоса), либо на линии всасывания (перед ним). И если фильтр будет иметь значительное сопротивление, его эксплуатация на линии всасывания будет проблематична.
Топливные фильтры Delphi для инжекторных двигателей, как и положено, имеют металлический корпус. Из-за значительного давления в магистрали пластмасса здесь не применима. Кстати, компания Delphi одной из первых освоила изготовление корпусов топливных фильтров методом глубокой вытяжки. Правильно сделать такой "стакан" удается не всем, зато готовое изделие служит прекрасной рекомендацией при знакомстве с продукцией фирмы.
Инжекторные фильтры Delphi выпускаются с резьбовыми штуцерами либо с наконечниками "под хомут" - все в строгом соответствии с требованиями производителя автомобиля.
Радует и содержимое фильтра. Штора из современной фильтровальной бумаги, уложенной так называемым "спирально-складчатым" способом, обеспечивает отменную очистку бензина.
Есть в ассортименте Delphi и фильтры для дизельного топлива. Тип бумаги и конструкция шторы в них аналогичны применяемым в фильтрах для инжекторных бензиновых двигателей.
Но это еще не все. Компания Delphi выпускает и салонные фильтры. Без них наш рассказ был бы неполным.
Автомобиль и человек... Зададимся вопросом: кто для кого существует? Почему мы уделяем столько внимания чистоте масла, топлива и воздуха для мотора и не думаем о чистоте воздуха для водителя и пассажиров? Можно ли очищать и его?
Можно и нужно, - отвечают специалисты компании Delphi. Необходимо лишь смонтировать вблизи воздухозаборника специальный салонный фильтр. Он будет задерживать как грубые пылевые частицы, так и более мелкие - сажу, цветочную пыльцу, вплоть до микроскопических загрязнений, которые абсорбируются в слоях микроволокон фильтрующего материала. Таким образом, в машине, оборудованной салонным фильтром, можно спокойно перевозить по улицам мегаполиса и маленьких детишек, и пожилых родителей, и беременную супругу.
И заканчивая разговор о фильтрах марки Delphi, вспомним фразу, прозвучавшую в начале статьи - мол, ведущие производители "наступают друг другу на пятки". Да, это так. И все же их можно разделить на две группы: "кому наступают" и "кто наступает".
Компания Delphi, несомненно, окажется в первой группе. Хоть и на четверть шага, но она движется впереди многих конкурентов. Кстати, многие ли из них производят высококачественные моторные и трансмиссионные масла? А вот Delphi производит - значит, необходимо поговорить и о них.
В ассортимент смазочных материалов этой компании входят минеральные, полусинтетические и полностью синтетические моторные масла. Не имея возможности перечислить всю гамму, назовем хотя бы Prestige Super Plus SAE 0W-40, Prestige Plus SAE 5W-40, Supreme SAE 15W-40, Supreme Diesel SAE 15W-40, Select Plus 15W-50 и Select 20W-50.
К моторным маслам мы вернемся буквально через пару абзацев, а пока продолжим "экскурсию" по ассортименту. В качестве примера трансмиссионных масел Delphi приведем Gear Oil 5/4 SAE 75W-90 API GL-5 и Gear Oil 4 SAE 80W-90 API GL-5.
В отдельную группу можно выделить масла Delphi для двухтактных двигателей. Они выпускаются как для наземной техники (мотоциклы, снегоходы), так и для малых судов. К "сухопутным" относится масло 2 Stroke Non-Marine, а к "морским" - 2 Stroke Marine и 2 Stroke Marine Outboard. Легко догадаться, что последняя марка предназначена для подвесных лодочных моторов.
А теперь, как и было обещано, продолжим разговор о моторных маслах Delphi. Эксплуатационные свойства этих продуктов удовлетворяют самым жестким требованиям стандартов и спецификациям ведущих автопроизводителей. Они обеспечивают экономию топлива, снижение токсичности отработавших газов, легкий холодный пуск двигателя и надежную защиту пар трения. Последнее обстоятельство особенно важно для современных высокооборотных многоклапанных двигателей.
Рассмотрим, например, полностью синтетическое всесезонное моторное масло Prestige Super Plus SAE 0W-40. На его этикетке помимо характеристик по SAE, API и ACEA значатся ссылки на спецификации VW 502.00/505.00 и MB 229.1. Это означает, что масло Prestige Super Plus прошло длительные испытания на реальных двигателях именитых производителей и получило их одобрение. Согласитесь, весьма неплохая рекомендация.
А масло Supreme Diesel SAE 15W-40 для дизельных двигателей признано целой плеядой именитых компаний: MB, MAN, Volvo, Mack, VW. А знаете ли вы, что значит соответствие спецификации VW, тем более для "дизельного" масла? Откроем секрет: такому признанию предшествует изнурительная работа на форкамерных дизелях и отдельно - на дизелях с непосредственным впрыском топлива. За подобным одобрением стоит тщательная проверка на совместимость с фирменными сальниками и многое, многое другое.
А соответствие "дизельной" спецификации Volvo? Легко ли завоевать признание этой фирмы? Представьте длительный пробег громадного грузовика, заправленного тестируемым маслом со всеми тяготами "дальнобойных" рейсов. Потом специалисты Volvo проверяют: есть ли нагар и каков его характер, измеряют степень износа пар трения - и все это на реальном двигателе. И если какая-то характеристика не укладывается в допустимые пределы... Но не будем о грустном, ибо масла Delphi все перечисленные экзамены успешно сдали.
Масла и фильтры, фильтры и масла... Вдумаемся: если компания выпускает и то и другое, значит, ее специалисты одинаково хорошо разбираются в обеих проблемах. А все крупные достижения последних десятилетий получены, как известно, на стыках дисциплин. И успешная деятельность компании Delphi все время подтверждает этот тезис.
Оглавление номера
|