Сварочные полуавтоматы и ручные аппараты контактной сварки, активно используемые в условиях автомастерской, все же следует отнести к универсальному оборудованию. В том смысле, что оно находит применение не только при авторемонте, но и в других производственных отраслях. Нельзя не упомянуть о специализированном сварочном оборудовании, разработанном исключительно для ремонта автомобилей. Точнее, для ремонта панелей кузова.
Это - споттеры и универсальные аппараты на их основе.
Споттеры практически незаменимы при правке небольших вмятин кузовных панелей, особенно в случае затрудненного доступа к обратной стороне зоны деформаций. В таких случаях рихтовочное усилие можно приложить только с внешней стороны панели. Для этого при помощи споттера в зоне деформаций временно приваривают ряд штучных крепежных элементов (гвоздей, шпилек, шайб, крючков и т.п.).
Временные элементы играют роль точек приложения вытягивающего усилия. Оно может быть ударным, что характерно при применении инерционного молотка, или плавным в случае использования рычажных устройств. После выправления дефекта временные элементы удаляются.
С точки зрения принципа работы, споттер представляет собой аппарат контактной сварки, но в отличие от сварочных клещей в нем используется иная ее разновидность - сварка сопротивлением.
Схема сварки сопротивлением аналогична односторонней точечной. Один из выводов источника тока подсоединяется к привариваемому элементу, другой - к панели. Разница заключается в том, что при сварке сопротивлением в месте контакта металл соединяемых деталей нагревается до температуры, близкой к температуре плавления, но не превышающей ее (Тнагр = 0,8-0,9 Тплав).
При этом в месте сварки не происходит образования расплавленного ядра точки. Достаточно прочное соединение получается в результате пластической деформации нагретого металла сжимающим усилием.
При работе споттером усилие сжатия между привариваемым элементом и панелью создается вручную. Для этого элемент крепится в удобном ручном пистолете (стаддере), через который осуществляется подвод тока. Тонкость применения споттера заключается в точном выборе режима сварки (величины и длительности импульса тока). При правильной установке параметров сварное соединение получается, с одной стороны, достаточно прочным для передачи рихтовочного усилия, с другой стороны - легко разрушаемым при скручивании приваренного элемента.
Процесс сваривания скоротечен, вручную осуществить дозирование сварочного импульса очень трудно. В большинстве случаев эта задача решается с помощью цифровой электроники, управляющей режимами сварки. Это дает основание некоторым производителям называть свою продукцию цифровыми споттерами.
Второй тонкий момент работы со споттером - крепление второго вывода источника тока к кузовной панели. Поскольку цепь сварочного тока замыкается через участок кузовной панели, для уменьшения потерь место крепления второго вывода располагают как можно ближе к месту сварки и тщательно зачищают. Для надежного соединения с панелью он снабжается специальными элементами крепления.
Если работа споттером ведется на двери или другом элементе, соединяемом с кузовом петлями, подсоединять второй электрод источника питания нужно только к ремонтируемой панели. Протекание сварочного тока через петли должно быть исключено.
Для сварки сопротивлением при прочих равных условиях требуется менее мощный источник тока, чем для точечной. Это тем более позволяет создавать компактные ручные споттеры. Так же, как и сварочные клещи, такие устройства оснащены источником тока, размещенным непосредственно внутри них.
Номинальная мощность ручных аппаратов невелика, и они имеют ограниченные возможности. Впрочем, эти возможности достаточны для выполнения главного предназначения споттера - устранения вмятин кузова методом односторонней рихтовки. Невысокая цена делает их доступными большинству жестянщиков.
Более мощные модели имеют стационарный источник питания. В этом случае пистолет соединяется с одним из выводов блока питания гибким кабелем большого сечения. Мощность блока питания таких устройств позволяет не только приваривать временные крепежные элементы, но и выполнять ряд других, весьма полезных при кузовном ремонте, технологических операций. Используя различные сменные наконечники и варьируя выходные параметры блока питания, можно осуществлять одностороннюю точечную сварку, шовную сварку заплат и отжиг небольших фрагментов панелей.
Как говорилось, различие между процессом сварки сопротивлением и двусторонней точечной заключается лишь в интенсивности нагрева места соединения деталей и иногда в схеме подвода мощности к ним. Это, при соответствующей мощности источника тока, дает возможность создавать универсальные машины, объединяющие возможности классического споттера и ручного аппарата контактной точечной сварки.
Универсальные аппараты оснащаются мощным (от 5 до 25 кВА) источником тока, имеющим однофазное или трехфазное питание. Управление режимами, как правило, цифровое.
До недавнего времени в сварочных аппаратах использовались в основном трансформаторные источники тока. В последнее время все более широкое применение в сварочной технике находят бестрансформаторные блоки питания - инверторы. Они могут использоваться в составе аппаратов всех типов, обеспечивая им низкие массогабаритные показатели и отличные характеристики сварочного тока. Единственный недостаток инверторной техники в том, что она пока существенно дороже традиционной.
Тем не менее уже сейчас в программе различных фирм, производящих сварочное оборудование, можно встретить довольно много инверторных устройств. Не являются исключением и универсальные аппараты контактной сварки, некоторые модели которых имеют инверторный блок питания.
К его выводам посредством силовых кабелей либо одновременно, либо попеременно могут подключаться пистолет споттера и сварочные клещи. Поскольку блок питания стационарный, последние конструктивно отличаются от ручных сварочных клещей. Они представляют собой лишь сварочные электроды (охлаждаемые или нет), механизм для создания усилия сжатия (с ручным или пневматическим приводом) и ручку с кнопкой управления.
Как уже говорилось, напряженность собственно сварочных работ на участке кузовного ремонта невысока. Ввиду этого приобретение клещей с пневматическим механизмом сжатия и водяным охлаждением - вопрос комфорта в работе и, естественно, денег, но не жизни и смерти.
Универсальные аппараты комплектуются передвижной тележкой, набором расходных деталей для споттера, инерционным молотком, комплектом сменных электродов для сварочных клещей. Дополнительно можно приобрести С-образные сварочные клещи, двухточечный пистолет для односторонней сварки и многое другое.
Покупая споттер или универсальный аппарат, не забудьте поинтересоваться у продавца, есть ли в наличии комплекты расходуемых материалов - шпилек, гвоздей, заклепок, электродов и т.д. Если вы приобретаете оборудование для работы, а не для создания имиджа, вскоре они вам понадобятся.
Оборудование, о котором идет речь, - зарубежного производства. Его можно встретить, главным образом, в каталогах итальянских фирм. Так уж получилось в результате процесса мирового разделения труда, что сфера авторемонта в основном обеспечивается продукцией c берегов Адриатики. Кстати, весьма неплохой, с точки зрения качества, и при этом доступной по цене.
Аналогичные аппараты производятся также в Германии, Швеции, США. К сожалению, аналогичны они лишь по качеству и характеристикам, но не по стоимости. В этом одна из причин того, что встречаются они в магазинах и фирмах гораздо реже.
Сегодня не всем авторемонтным предприятиям затраты в несколько тысяч долларов «по карману». И все же нужно иметь в виду, что такие специализированные помощники жестянщика, как споттеры и универсальные аппараты контактной сварки, способны поднять работу кузовного участка на качественно иной уровень, превратить ее из тяжелого труда в искусство.
|