Перед каждым владельцем «пламенного» мотора изначально встает вопрос: «Как добиться его правильной работы?» Особенно когда речь идет о карбюраторных, не отягощенных инжекторными заумностями автомобилях. Конечно же, на помощь приходят цифровые технологии. В Санкт-Петербурге сегодня большую популярность завоевала цифровая система зажигания «ОКТАН-4».
Любая система зажигания устроена так, чтобы получить наибольший КПД от сгорания топливной смеси. При позднем зажигании смесь сгорает не полностью - в результате снижается мощность, ухудшается приемистость автомобиля, возрастает расход топлива и перегревается мотор. Чересчур раннее зажигание также снижает мощность (поршень в момент воспламенения смеси не дошел до ВМТ) и является причиной детонации, при которой возможны разрушение поршней и другие повреждения двигателя.
Выход из положения - работать на границе детонации, не пересекая её. И здесь всё зависит от установки правильного момента зажигания. Штатные системы регулирования зажигания устроены просто, но весьма неудобно. При желании изменить угол опережения зажигания (УОЗ) надо открывать капот и «крутить» трамблер. Заправились качественным топливом - все равно приходится регулировать. Здесь «пресловутые» системы задержки зажигания (именно задержки!) не пригодны - в любом случае трамблер подлежит регулировке. Более того, УОЗ, настроенный на одних значениях оборотов, «уводит» на других. И причина этого - либо в помехах, либо в несовершенных элементах регулировки (вспомним, например, о двух пружинках в трамблере «классики»).
Теперь у водителя появилась возможность установить цифровую систему зажигания, воочию наблюдать за процессами и оперативно корректировать угол опережения. За дело берется «Октан-4» - по сути, бортовой миникомпьютер, который оптимизирует момент зажигания.
«Октан-4» выпускается в четырех модификациях в зависимости от типа датчика в распределителе системы зажигания. Для контактных систем зажигания (ВАЗ 2101Є2107, «ИЖ», «Москвич» 401Є2141, ГАЗ 21Є24, УАЗ и аналогичные) предназначена система «Октан 4Е-02»(цифровой блок) + «Октан 4Е-01» (силовой блок). Эта система подойдет и для импортных машин, лишь бы катушки зажигания были идентичны отечественным - Б115, Б115-В, Б117, Б117-А.
Для бесконтактных систем с датчиком Холла (ВАЗ 2108-21099, ВАЗ 2110-2115, «Нива», «Таврия» и аналогичные) выпускается цифровой блок «Октан 4Е-03» на базе штатного коммутатора. На тех же моделях можно установить систему «Октан 4Е-035» (цифровой блок) + «Октан 4Е-015» (цифровой коммутатор, устанавливаемый вместо штатного аналогового, что значительно увеличивает надежность системы).
Для электронных систем зажигания с индукционным датчиком (ГАЗ 2410, 31029, 3110, 3102, «Газель», УАЗ и аналогичные) создан цифровой блок «Октан 4Е-04».
Монтаж устройства достаточно прост и не занимает много времени - у всех проводов уже есть наконечники и клеммы для стыковки со штатными элементами. Цифровой блок монтируется в любом удобном для водителя месте. Небольшой силовой блок (многоискровое электронное зажигание для «классики» либо цифровой коммутатор для ВАЗ 2108Є099) устанавливается под капотом.
Применение процессора INTEL позволило не только существенно повысить надежность системы, но и заложить в прибор множество новых функций и режимов. Восемь различных систем удалось объединить в одной.
1. Цифровой двухрежимный октан-корректор позволяет устанавливать оптимальный угол опережения зажигания как в обычном режиме, так и в режиме запуска двигателя. Диапазон регулировок довольно широк - до 15 градусов в каждую сторону. При оптимальном угле существенно повышается КПД двигателя, экономится топливо, а в выхлопе снижается содержание CH. А главное - не надо «крутить» трамблер в поисках верного угла опережения, что значительно облегчает регулировку и выгодно отличает «Октан-4».
2. Автоматический режим адаптивного многоискрового старта двигателя, в котором система формирует серию искровых разрядов, что обеспечивает полноценное использование энергии, накопленной катушкой зажигания. Количество искровых разрядов зависит от частоты вращения двигателя и автоматически изменяется от 1 до 14. Процессор системы контролирует положение коленчатого вала, что исключает одновременное формирование в соседних цилиндрах искровых разрядов, затрудняющих запуск двигателя. Все это позволяет значительно облегчить пуск двигателя, особенно зимой.
3. Входящий в состав цифрового блока цифровой тахометр дает возможность водителю следить за оборотами двигателя в интервале от 480 до 6000 об/мин.
4. Цифровой «интеллектуальный» вольтметр с расширенной индикацией позволяет контролировать заряд аккумулятора и напряжение бортовой сети, оповещая водителя сигналом о выходе напряжения за допустимые пределы.
5. Поскольку имеющийся в любом трамблере центробежный регулятор не в состоянии обеспечить оптимальный угол опережения зажигания, «Октан-4» оснащен автоматической коррекцией работы центробежного регулятора. Это, с одной стороны, значительно улучшило динамику автомобиля, с другой, сократило количество подаваемого топлива в режиме холостого хода при тех же оборотах двигателя.
6. Программируемый с места водителя экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ), заменяющий штатный блок управления электроклапаном карбюратора, позволяет выбирать для каждого конкретного двигателя оптимальный режим в широком диапазоне - от 1400 до 2500 об/мин по верхней границе отключения и от 950 до 2000 об/мин по нижней границе включения. Многоразрядный индикатор позволяет отслеживать этот процесс. В результате обеспечивается лучшая экономия топлива в режиме торможения двигателем.
7. Благодаря аварийному генератору импульсов прерывателя, автомобиль сможет добраться до места ремонта своим ходом, даже если в пути выйдут из строя прерыватель, датчик Холла или индукционный датчик. Устройство формирует импульсы зажигания специальной формы, обеспечивающие работу двигателя при частоте вращения коленвала в пределах от 2000 до 2800 об/мин.
Но имейте в виду, момент зажигания и оптимальное положение коленвала в таком режиме не синхронизированы, и поэтому запуск двигателя осложнен. Так что пользоваться таким режимом можно только в исключительных ситуациях.
8. И последнее, кодовый иммобилайзер с 10 тысячами комбинаций дополнит установленную на вашей машине охранную систему, повысив ее надежность. Все необходимые опции и параметры работы системы выбираются в режиме установок. Так, если нет необходимости в кодовом иммобилайзере, его можно отключить. Все установки запоминаются в энергонезависимой памяти с неограниченным временем хранения. При выключении зажигания система полностью обесточивается, что повышает ее пожаробезопасность.
Для людей, профессионально интересующихся техническими новинками, сообщаем некоторые другие подробности. Силовой блок «Октан 4Е-01» содержит импульсную транзисторную систему зажигания с регулируемой процессором накачкой катушки от управляемого преобразователя напряжения. В составе блока есть также узел повышения напряжения, дискриминатор длительности искры, ограничитель тока разрыва, помехозащищенный гистерезисный формирователь, фильтры питания и развязка по цепям внешнего управления от блока цифрового корректора.
Что дает использование этой электронной системы зажигания при совместной работе с цифровым блоком? Искра становится примерно в 5 раз мощнее, чем при использовании стандартной контактной системы зажигания. Это существенно улучшает работу двигателя. Наличие преобразователя позволяет даже при снижении напряжения бортовой сети автомобиля до 6В получать искру практически такой же мощности, что особенно важно при разряженной батарее и зимой, когда запустить двигатель с обычной системой зажигания часто невозможно. Учитываемая электроникой оптимальная зависимость длительности искрового разряда от числа оборотов двигателя дает возможность создать более щадящий режим работы свечей зажигания, вследствие чего повышается их ресурс.
Отпадает необходимость постоянного ухода за контактами прерывателя зажигания в процессе эксплуатации - в «Октане-4» есть система самоочистки, которая разрушает тонкую пленку оксидов на их рабочих поверхностях. И, наконец, допустим, что система отказала (учитывая надежность процессора INTEL, допущение это скорее теоретическое). Чтобы перейти на штатную систему, вовсе не требуется демонтировать электронную, достаточно лишь переключить тумблер на корпусе силового блока, и работа штатной системы будет восстановлена.
|