Ведущие производители антикоррозионных материалов, в числе которых шведские концерны Dinol AB и Geveko Ind, бельгийский концерн Soudal и швейцарский Waxoyl AG, обеспечивают фирменные сервисы подробнейшими технологическими картами. О них и поговорим.
Мы говорим «карта», подразумеваем - «система»
Начнем с формальностей: технологические карты - это составная часть информационного обеспечения профессиональной антикоррозионной защиты, о чем говорилось в самом начале нашего «сериала» (№8/2001).
Если помните, в понятие «информационное обеспечение» мы тогда включили обучение персонала, описание технологий и методик работы, контроль, гарантии, работу с клиентурой. Список можно продолжить, но полагаем, идея понятна: это кирпичики, из которых складывается система антикоррозионной защиты.
Так, концерн Dinol AB строит свою работу на основе системы Tuff-Kote Dinol. Впрочем, системный подход применяют все ведущие производители антикоров. Поэтому, наряду с описаниями препаратов, инструкциями, руководствами и прочими полезными вещами, фирменные сервисы получают «простыни» со схемами, рисунками, фотографиями. В них указана вся необходимая информация: в какой последовательности, какими материалами, каким инструментом, какие участки автомобильного кузова обрабатывать. Причем не какого-то абстрактного автомобиля, а конкретной марки, модели и года выпуска.
Наличие подробных технологических карт, безусловно, говорит о тщательности, если не сказать - скрупулезности фирменного подхода к антикоррозионной защите автомобиля. И об этом стоит поговорить подробнее.
Как она создается или открытое «ноу-хау»
Действительно, как создается технологическая карта? Но прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте раз и навсегда откажемся от клише «все кузова одинаковы». Да, у всех автомобилей имеются пороги, стойки, двери, капоты и так далее. Но тут сходство и заканчивается.
«Чего это автор проповедует такую элементарщину?», - обидится читатель и будет... не прав. Ибо немало еще в России сервисов (мы не рассматриваем сейчас фирменные станции), где антикоррозионная обработка поставлена «на поток». Выглядит сей процесс так: помыли машину (колеса почему-то не сняли!), «пролили» полости, подняли машину на подъемнике, «пролили» полости, доступные снизу, обработали днище - и вперед... Ну, просверлят иногда несколько отверстий. И прокомментируют: дескать, «что «Жигули», что «Тойота», все едино - пороги есть пороги, стойки есть стойки, ML-препарат везде достанет...»
Стоп... А вы видели эти пороги изнутри? У немецких моделей, например? Чем там отбортовочки от «жигулевских» отличаются? А конденсат у тех или иных кузовов где скапливается? А шовчик сварной в поперечном коробе где расположен? Не знаете... А вот производители антикоров знают.
Знают, ибо досконально исследовали техническими эндоскопами и бороскопами полости великого множества автомашин. Российские представители перечисленных выше концернов, наши консультанты, даже терминологию используют особую: говорят не «внутренние полости», а «скрытые сечения» - так информативнее!
Ведь у иных моделей, ради выигрыша в жесткости кузова, без увеличения его веса, в тех же порогах делаются сложнейшие нахлесты, фигурные ребра, конструктивные навороты «полость в полости» и так далее. Словом, «короба» там давно уже не короба, а хитрые переплетения металла, - и словосочетание «скрытые сечения» иллюстрирует это как нельзя лучше.
А теперь вспомним банальную истину, которую мы не устаем повторять: настоящая коррозия приходит изнутри. Поверхностная ржавчина неприятна, но не опасна - она заметна, с ней можно бороться, и уж к сквозным-то дыркам эти рыжие пятна не приведут. А вот внутренние процессы... тут не следует обольщаться и относительно новых машин, эндоскопирование находит зачатки коррозии даже у них.
Вывод простой: надежная защита на 99% зависит от грамотной профессиональной обработки скрытых сечений, иными словами, от индивидуальной защиты по «алгоритму» конкретной технологической карты, созданной на основе эндоскопирования (а зачастую и разборки, расчленения) того или иного кузова. Только такая карта укажет, как «дотянуться» факелом до «критических точек», проблемных участков, где просверлить дополнительное отверстие, когда поменять насадку. А вот и пример: как сообщили нам российские представители Geveko Ind, одним из малоизвестных проблемных мест «вазовской» «десятки» является задняя часть порога. Полости там разделяются перегородкой, а заводское технологическое отверстие только одно. Поэтому на технологической карте Mercasol появилось категорическое требование в виде значка: «сверлить, закачивать материал, ставить заглушку».
А ведь достаточно пропустить одну из указанных на карте точек, и вся работа пойдет насмарку: все мы знаем примеры вроде бы «свежих» кузовов с «ложкой дегтя» в виде локальной перфорированной ржавчины.
Но будем оптимистами: строгое следование технологической карте позволит обрести лишь «сладкий мед», без «дегтя». Тем более, что информация, с таким трудом (и такими затратами!) добытая фирмами-производителями антикоров является абсолютно открытой и доступной. Это удивительный пример непрерывно подпитываемого «ноу-хау», владельцы которого заявляют: пользуйтесь!
«Вира» и «майна» мастера антикоррозионного участка
В этом разделе мы рассмотрим три примера технологических карт: для препаратов Dinitrol, Mercasol и Waxoyl. Дабы автора не заподозрили в пристрастиях, подчеркнем: антикоры здесь перечислены в алфавитном порядке. Попутно заметим, что карты Soudal аналогичны документации Waxoyl.
Давайте посмотрим на приведенную здесь карту Dinitrol. Она вся усеяна графическими значками. Это - своеобразный язык, которому присущи однозначность, определенность, ну и, конечно, простота и доступность.
Не будем сейчас разъяснять всю символику этих карт - для их изучения предусмотрены специальные руководства и дублировать их нет смысла. Но отдельные значки все же расшифруем.
Пустой кружок говорит о том, что материал закачивается в отверстие, выполненное заводом-изготовителем автомобиля. Кружок с закрашенной сердцевиной - это отверстие, также выполненное заводом-изготовителем, но заглушенное пробкой.
Кружок с незакрашенным треугольником говорит о том, что отверстие для закачки материала необходимо просверлить на станции антикоррозионной обработки.
Кружок с закрашенным треугольником - что отверстие необходимо просверлить и заглушить после обработки.
Но, пожалуй, достаточно. Добавим лишь, что карты Dinitrol весьма насыщены, в чем можно убедиться, еще раз взглянув на иллюстрации.
Карты Mercasol используют ту же символику, что и Dinitrol - здесь наблюдается приятная стандартизация. Но есть у них и отличия. Например, Geveco Ind широко используют фотографии, в том числе и полученные через эндоскоп, а также настойчиво указывает на проблемные места кузовов.
Очень интересны технологические карты концерна Waxoyl AG (они один к одному подходят и для материалов Soudal). В отличие от шведских коллег, эта фирма выпускает большие плакаты, которые вывешиваются на стене сервиса (см. фото). Наглядность - мощный аргумент, в том числе и в разговорах с клиентом. А въедливый заказчик может проследить технологический процесс обработки своей машины «от и до» и в итоге уехать умиротворенным.
Кроме плакатов, Waxoyl AG выпускает подробные руководства для мастеров в виде брошюр (разумеется, отдельно для каждой марки автомобиля). То, что мы показали на фото - лишь малая часть этой технологической библиотеки. В руководствах приводятся фотографии реальных панелей и проблемных участков, а их язык весьма прост: закрашенный треугольник означает закачку материала в полость, а незакрашенный - косметическую обработку (напомним, что технологии Waxoyl и Soudal не требуют сверления отверстий).
Здесь хотелось бы подчеркнуть две особенности: во-первых, включение в карту Waxoyl операций косметической обработки. Это стало возможным благодаря прозрачности и «легкости» препаратов Waxoyl и Soudal, а следовательно, их универсальности: что закачиваем в полость, тем и обрабатываем внешние отбортовки и молдинги.
Во-вторых, выпуск карт в виде брошюр, а также простота и доступность языка. Здесь просматривается «конек» Waxoyl AG, а именно, желание свести к минимуму человеческий фактор и возможные ошибки при обработке.
И в заключение сделаем небольшое объявление. Начиная со следующего номера, мы открываем рубрику «Антикор-практикум». Задача такова: рассказывать об «изюминках» антикоррозионной обработки различных автомобилей. В этом нам помогут фирменные станции:
• антикоррозионная станция Dinitrol, пос. Новый Быт;
• антикоррозионная станция Waxoyl и Soudal, г.Сергиев Посад;
• техцентр «Варшавский», г. Москва, работающий с антикоррозионными материалами Mercasol.
|