на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|
Школа маляра «Vika»
Часть 1

ИГОРЬ БАЙДИН,
кандидат химических наук, ОАО «Русские краски»,
ЮРИЙ БУЦКИЙ,
кандидат технических наук

В прошлом году мы неоднократно писали о ремонтных лакокрасочных материалах Vika (см. №№5,6,7,9,11/2002). Это «семейство», включающее автоэмали, лаки, грунтовки, шпатлевки, отвердители и растворители, было создано ОАО «Русские краски» (до недавнего времени оно носило имя «Победа рабочих»).

Что и говорить, завод известнейший. Поэтому редакция обратилась к ярославским специалистам с просьбой рассказать о своей продукции подробнее.

Введение в ЛКМ

Поскольку беседа о лакокрасочных материалах Vika растянется почти на год, предлагаем начать с некоторой систематизации терминов. Это позволит «убить двух зайцев». Во-первых, отказаться от жаргонных выражений, которые (что греха таить!) время от времени употребляются даже опытными мастерами.

Во-вторых, подключить к разговору начинающих маляров, коих становится все больше и больше - ведь сервисная сеть постоянно развивается, превращаясь в мощную отрасль. В итоге будет достигнута «прозрачность» терминологии и полное взаимопонимание (что, собственно, и требуется). Итак, начнем.

Шпатлевка - высоконаполненный ЛКМ, не обладающий защитными и декоративными свойствами. Это слово происходит от немецкого термина «шпатель».

Грунтовка - пигментированный ЛКМ, наносимый на поверхность перед эмалью. Часто используемый термин «грунт» - это жаргон.

Грунтовка выполняет различные функции: обеспечивает адгезию, защищает от коррозии, выравнивает поверхность, защищает покрытие от ударов мелких камешков - впрочем, об этом подробно сказано в разделе «Слово о грунтовке».

Эмаль - пигментированный ЛКМ на основе раствора пленкообразователей. Как правило, обладает высоким блеском (однако бывают и матовые эмали).

Лак. Здесь может быть два толкования. Во-первых, это - прозрачный непигментированный лакокрасочный материал. Во-вторых, - полуфабрикат-связующее для пигментированных ЛКМ. Но в обоих случаях лак - это раствор пленкообразователей в растворителях.

Краска - высоконаполненный ЛКМ на основе пленкообразователей без растворителя (например, масляные краски на основе олифы). Очень часто «краской» именуют любые лакокрасочные материалы, но это неверно. И, уж конечно, не следует называть так автомобильные эмали.

Из чего же состоят ЛКМ? Вот их основные компоненты:

• пленкообразователи;

• пигменты;

• наполнители;

• растворители;

• добавки.

Начнем с пленкообразователей. Это полимерное органическое вещество, призванное, как и следует из названия, образовывать пленку (понятно, что без данного компонента ЛКМ просто не бывает). Существует два вида пленкообразователей и, соответственно, ЛКМ.

Первые образуют пленку на окрашиваемой поверхности при удалении растворителя, без каких-либо химических реакций. Иными словами, пленка формируется лишь за счет физической сушки. Такой пленкообразователь имеет низкое содержание сухого вещества при рабочей вязкости.

Вторые образуют пленку в результате химической реакции, протекающей в нанесенном слое. Они представляют собой своеобразные «заготовки» полимеров со средней молекулярной массой. При этом обеспечивается оптимальное соотношение вязкости и содержания нелетучих веществ в ЛКМ с рабочей вязкостью.

Роль пигментов огромна - именно они придают пленке цвет и укрывистость. А вот наполнители, наоборот, не связаны ни с цветом, ни с укрывистостью, но зато влияют на физико-механические, а иногда и на защитные свойства покрытия. Кроме того, правильно подобранные наполнители способны удешевить ЛКМ либо придать им специальные свойства. Главное различие между пигментом и наполнителем - это величина коэффициента преломления света.

Во всех ли ЛКМ присутствуют пигменты и наполнители? Тут все зависит от конкретного материала. Так, упомянутые выше прозрачные лаки не содержат ни того, ни другого. А вот в грунтовках наполнители присутствуют всегда.

Растворители, как известно, придают ЛКМ определенную вязкость, диктуемую условиями производства и нанесения. Однако существуют ЛКМ, не требующие применения растворителя.

И, наконец, несколько слов о добавках. При создании ЛКМ они обеспечивают ряд полезных качеств продукта - как технологических, так и потребительских. Вот лишь несколько из них:

• смачивание, диспергирование и стабилизация пигментных паст;

• противодействие оседанию пигментов;

• обеспечение лучшего розлива и внешнего вида покрытия;

• предотвращение расслаивания пленки;

• повышение защитных свойств пленки;

• матирование либо, наоборот, повышение блеска покрытия;

• предотвращение образования подтеков, а также решение множества иных, зачастую противоречивых и взаимоисключающих проблем, возникающих при создании «правильных» ЛКМ.

Слово о грунтовке

Итак, грунтовка нужна для того, чтобы комплексное лакокрасочное покрытие (ЛКП) имело хорошую адгезию. Попробуйте, например, покрасить без грунтовки полипропиленовый бампер - что получится? Опытный человек ответит сразу: ничего хорошего... Да и к металлу адгезия у эмали всегда ниже, чем у системы «грунтовка-эмаль». Это особенно четко проявляется в процессе эксплуатации - но приговор в таком случае бывает один: «В камеру!» Окрасочную, разумеется.

А еще грунтовки нужны, чтобы защитить окрашиваемую поверхность от коррозии - если она металлическая, потому, что даже самая лучшая эмаль от коррозии не спасет.

А если окрашиваемая поверхность уже загрунтована противокоррозионной или адгезионной грунтовкой (либо и той и другой)? Следующий слой тоже может быть грунтовочным, но иного назначения: изолирующим, порозаполняющим или же выравнивающим. Понятно, что и грунтовка здесь применяется соответствующая. Впрочем, бывают материалы, совмещающие все три свойства.

Кстати, выравнивающая грунтовка служит не только декоративным целям, но и улучшает стойкость к сколам под воздействием ударов мелких камешков, коих на дорогах весьма и весьма много. Более того: это - ее главное предназначение.

К противокоррозионным следует отнести фосфатирующие материалы, а также особый класс - грунтовки, наносимые электроосаждением (впрочем, подобные технологии - прерогатива автозаводов).

Грунтовочные материалы, применяемые в авторемонте, можно классифицировать по химической природе связующего: поливинилбутиральные, акриловые, эпоксидные и алкидные.

Первые две могут быть двухкомпонентными: в качестве примера приведем предлагаемые ОАО «Русские краски» грунтовки ВЛ-02 и АК-0291. Эпоксидные грунтовки всегда двухкомпонентные, а вот алкидные таковыми не бывают (см. «Автомобиль и сервис» №11/2001).

Поливинилбутиральные ВЛ-02 и некоторые акриловые грунтовки, например, АК-0209 высыхают при температуре окружающего воздуха довольно быстро - минут за тридцать.

Двухкомпонентные акриловые грунтовки отверждаются при 60оС за сорок пять минут или же при 20oС - за сутки. Кстати, входящая в эту гамму АК-0291 совмещает функции наполнителя и выравнивателя, защищает от сколов и плюс ко всему содержит противокоррозионные компоненты.

А вот для алкидных грунтовок, например, ГФ-0163 и ГФ-021 рекомендуется горячая сушка. Если же эти материалы сушатся при окружающей температуре (не менее 20oС), наносить на них эмали МЛ следует не ранее чем через двое суток, иначе возможны неприятности.

Какую толщину должен иметь грунтовочный слой? Вот примеры для нескольких видов грунтовок: адгезионная по пластмассе - приблизительно 5 мкм, фосфатирующая - 10-15 мкм, алкидная - 18-22 мкм. Больше нельзя, иначе не произойдет отверждения «вглубь». Поэтому, если требуется покрытие большей толщины, нужно выдержать сутки, а потом нанести еще слой алкидной грунтовки.

Но продолжим: выравнивающую грунтовку обычно наносят слоем в 40-50 мкм. И тут нельзя не упомянуть о преимуществе АК-0291: ее можно наносить слоем в 100 мкм (и даже более) без опасности подтеков.

А теперь несколько слов о шлифовании грунтовочных слоев. Адгезионную по пластмассе и фосфатирующую грунтовки шлифовать не нужно. Выравнивающую грунтовку шлифуют обязательно, применяя шкурки от Р400 до Р1000 в зависимости от того, что именно окрашивают и что желают получить. Шлифуют, как правило, все алкидные грунтовки.

Грунтовочный слой «акрила» АК-0291 можно шлифовать «по-мокрому», если просушить его полтора часа вместо сорока пяти минут при 60oС (или дополнительно выдержать сутки при окружающей температуре). Однако бывает и нешлифуемая выравнивающая грунтовка, но это - особый материал, требующий специальных условий нанесения.

Для эмалей «Vika-акрил» рекомендуются фосфатирующие грунтовки ВЛ-02 и АК-0209 (кстати, последняя не годится для оцинкованной поверхности), затем выравнивающая АК-0291.

Алкидные грунтовки под эмали «Vika-акрил» наносить не следует. Однако они подойдут для эмалей «Vika-синтал» - более того, здесь проявятся их достоинства: дешевизна, простота применения и относительная экологичность. А можно ли наносить под «Vika-синтал» грунтовки, рекомендованные для «Vika-акрил»? Можно. При этом качество и долговечность покрытия будет выше, но Ваш кошелек - чуть легче.

Но что это мы все о грунтовках, да о грунтовках? А что же остается на долю эмалей или двухслойных систем «базовая эмаль плюс прозрачный лак»? Ответ прост: им надлежит услаждать наш прихотливый взор. Но без грамотно подобранной, профессионально нанесенной и правильно прошлифованной (если это необходимо) грунтовки услады не получится. Или она будет весьма скоротечной.

оглавление этого номера

Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©