Устремления большинства людей направлены на достижение нормальных, человеческих условий жизни.
Рынок услуг кузовного ремонта и окраски с начала 90-х годов развивался в основном, если использовать философское определение, количественно. Мастерские, в подавляющем большинстве, познали прелесть работы современными ремонтными окрасочными системами, такими как DuPont Refinish или Sikkens. Можно сказать, что эти материалы стали уже обыденностью на СТО, причисляющих себя к современным. Работа случайными материалами по прадедовским технологиям - удел «холодных сапожников», постепенно уходящих в небытие.
Не ошибемся, утверждая, что количественное насыщение этой сферы рынка современными лакокрасочными материалами практически завершено. Настает пора качественных преобразований. Без них высокой рентабельности добиться нельзя, а стало быть, появляется угроза выживанию мастерской в жестком мире бизнеса кузовного ремонта.
С чего начинаются такие преобразования? Ответ простой, подсказанный развитием бизнеса в любых других областях. Необходим поиск новых форм нестандартного подхода к делу, которые обеспечат предприятию расширение границ его деятельности и привлекут новых клиентов. Но это - слишком общий рецепт. Конкретные рекомендации могут дать только специалисты, рассматривая каждый случай индивидуально.
Сегодня мы решили поговорить о прибыльности участка кузовных и малярных работ и ее зависимости от планировки такого подразделения. Естественно, с привлечением к нашей беседе специалистов по этой проблеме. Логичен вопрос: «Так ли уж важна планировка участка?» Оказывается, да. Эта проблема неразрывно связана с организацией работ, и тут таятся большие резервы повышения рентабельности мастерской. Причем в ряде случаев - без особых материальных затрат. Попробуем это доказать.
Кузовные и малярные работы по своей сути сильно отличаются от других работ, проводимых на СТО. Их отличие в том, что это единственный вид авторемонта, при котором требуется перемещение автомобиля по участку.
В самом деле, что происходит на других участках? Закатили, к примеру, машину в бокс диагностики или установили на подъемник, а дальше мастер делает свое дело. На участке кузовного ремонта иначе: сначала арматурные работы, затем машину на стапель, затем подготовка к окраске, наконец, в камеру и опять к арматурщикам. Иными словами, сплошные перемещения, которые можно сократить при правильной планировке участка.
Вполне естественно, что грамотная организация работ в таком подразделении автосервиса увеличивает пропускную способность, а следовательно, и прибыльность. По мнению специалистов, только организационные мероприятия способны увеличить прибыльность кузовного и окрасочного участка минимум на 50% (!). Основной резерв, реализуемый в таком случае, - не только повышение производительности труда при выполнении отдельных операций, немалую долю вносит также и сокращение времени межоперационных простоев.
Научная организация труда, или как правильно перемещать автомобиль
Организация труда, тем более научная, требует немалых знаний и огромного опыта во всех аспектах ремонтного процесса. Таких многогранных специалистов в редакции нет, и поэтому мы обратились к нашему давнему консультанту, к непререкаемому авторитету в области лакокрасочных материалов и организации участков кузовного ремонта Роману Туркову, который любезно согласился не только поделиться своими знаниями, но и провести своеобразную экскурсию по участкам кузовного ремонта, созданым при его непосредственном участии.
Дабы не быть обвиненными в предвзятости, мы намеренно не указываем фирму, в которой работает г-н Турков. Большинству профессионалов, работающих с материалами DuPont Refinish или Sikkens, эта фамилия хорошо известна и в дополнительном представлении не нуждается.
Конечно, советы, которые будут приведены ниже, могут показаться банальными. Но парадокс реальной жизни в том, что по «долгу службы» нам довелось посетить не менее дюжины сервисов, где «очевидное» не разглядели, а «банальное» не поняли. Результат - беспорядочная суета на участке во время работы, бессмысленные траты рабочего времени и низкая (а то и отрицательная) рентабельность кузовных и окрасочных работ. И это не литературный прием, действительно, общее впечатление о деятельности таких цехов можно охарактеризовать цитатой из классика: «Пожар в борделе во время наводнения».
Однако обратимся к примерам положительным. Вначале несколько слов о том, как специалисты подходят к основе основ организации труда на участке кузовного ремонта и окраски, а именно - его планировке.
Установлено, что при разработке планировочного решения за основу надо брать минимизацию перемещений автомобиля, работников и оборудования. В идеале, хотя это не реально, необходимо свести все оговоренные перемещения к нулю. Поэтому на практике используется принцип: «условно неподвижный автомобиль и перемещение рабочего с оборудованием».
Старая поговорка «танцевать надо от печки» весьма справедлива при создании чернового варианта планировочного решения такого участка. Только в качестве печки выступает окрасочно-сушильная камера. Почему так? Есть непреложные закономерности, установленные в результате практической деятельности. К примеру, статистика гласит, что только 10-15% работ малярного участка приходится на полную окраску автомобиля. Остальной ремонт - мелкий и средний - когда «загонять» весь автомобиль в камеру нет нужды. Можно обойтись окраской отдельных панельных деталей, предварительно их демонтировав. Это мы к тому, что на окрасочном участке должна присутствовать «усеченная» окрасочная камера. Такие модели производят многие известные производители, их цена значительно ниже полноразмерных камер, да и стоимость их эксплуатации намного привлекательнее.
Та же статистика информирует, что «чистая» окраска занимает в 5-7 раз меньше времени, чем подготовительные работы к ней. Очевидно (но это тоже не всегда реализуется), что, установив одну окрасочную камеру, необходимо позаботится о создании, как минимум, четырех-пяти постов подготовки к окраске. В этом случае исключаются загромождение цеха и масса ненужных «телодвижений». Ordung, он и в России порядок, - ведет к повышению прибыльности всего цикла в целом.
На первое место при организации постов подготовки к окраске встают вопросы обеспечения чистоты на рабочих местах. Идеальное решение - решетчатый пол с вытяжкой и дополнительное оснащение каждого поста локальной вытяжной системой, которую можно совместить с подачей сжатого воздуха через коаксиальный шланг.
Можно пойти по пути снижения затрат, используя бетонный или выложенный плиткой пол, но оснастив посты системами боковой вытяжки.
Вообще, грязь и пыль - главные враги любого участка кузовного ремонта, об этом надо помнить всегда. Перед поступлением автомобиля на участок обязательна его мойка, недопустимо любое загрязнение участка, комбинезоны сотрудников должны быть всегда чистыми - вот неполный перечень банальных рекомендаций.
Кстати, последнее требование положительно сказывается на имидже мастерской. Если персонал имеет вид настоящих технических специалистов, то клиенты с «легким сердцем» доверяют такому сервису сложный ремонт своих любимцев.
Кусочки мозаики
Все, о чем мы говорили выше, - не более чем разрозненные элементы, из которых можно слепить общую картину того, как должен выглядеть участок кузовного ремонта, обладающий «отменным здоровьем». А говоря более серьезно, «обреченный» на процветание.
А сложить все эти элементы в законченный узор нам помог визит в ряд СТО.
Начнем со строящейся станции «Атланта-М» на ул. Бажова. Попадая на создаваемый участок, понимаешь, что означает грамотное проектирование. Ошибки на этой стадии и при проведении общестроительных работ могут стоить очень дорого. На этом сервисе таких ошибок не допущено, все продумано, и ломать в будущем ничего не придется.
Изначально все делается для обеспечения размеренной работы окрасочного участка. Все машино-группы вынесены за пределы рабочей зоны, в отдельное помещение, которое будет отделено стенкой, - значит, шума на участке не предвидится. Машино-группа окрасочно-сушильной камеры разместилась поверх последней на самостоятельной несущей раме. В последующем агрегат также «прикроют» шумозащитным фальш-потолком.
Естественно, перед въездом на участок запланирована мойка. А из других «мелочей» хотелось бы отметить, что пространство над частью участка предполагается использовать для хранения панельных элементов.
Мы обязательно посетим этот участок после его открытия и надеемся, что он станет одним из примеров «идеального» цеха кузовного ремонта.
Следующий адрес - новейшая СТО на МКАДе, недалеко от пересечения с Ярославским шоссе, «Тойота-Центр Лосиный Остров» - без сомнения пример идеальной организации работ. Любых, начиная от Reception и заканчивая самим производством. Не убавить, не прибавить. И дело не только в том, что станция создана с учетом всех современных требований как к проектированию, так и к оснащенности. Отлажен, как хорошие швейцарские часы, весь процесс ремонта автомобиля. Впустую, на «толкотню» время не теряется. Это уже показатель класса менеджмента.
О производственном участке. Кузовной и малярный цеха ничем не разделены, но подготовительные к окраске работы на кузовной площадке не ведутся. Для этого выделены индивидуальные посты, отсекаемые пластмассовыми занавесями. Само собой, на постах наличиствуют решетчатые полы, а также локальные вытяжные системы и приточная потолочная вентиляция. Благодаря этому чистота на всем участке прямо-таки стерильная. Венчает «малярку» сдвоенная окрасочно-сушильная камера, разделенная подъемной стенкой. Из одной камеры в другую автомобиль может быть перемещен по поперечным рельсам.
Панельные детали кузовов аккуратно разместились на антресолях вдоль цеха и не загромождают его площадь. Тому же способствуют рельсы над постами подготовки, по которым перемещаются ИК-сушки. Одним словом, все великолепно.
Перемещаемся по МКАД на другой конец Москвы. Каширское шоссе, также недавно построенная станция «ЗАО ТК ЛУКОЙЛ ГАРАНТ, филиал Видное».
Весь «джентльменский набор», необходимый для качественной и прибыльной работы цеха кузовного ремонта, налицо. Разделенные посты подготовки с решетчатыми полами и мощной вентиляцией. Машино-комната, отделенная от цеха. Естественно, чисто и тихо. Достаточная ширина внутрицехового проезда облегчает перемещения ремонтируемого автомобиля. Также придраться не к чему.
И последний адрес: Москва, ул. Волгина, станция «Логоваз-Беляево». СТО выполнена по немецкому проекту, поэтому найти изъяны в ее планировке невозможно. Чистота, тишина и порядок. Все посвящено работе. Решетчатые полы, системы пылеудаления - само собой разумеются. Для всего есть место. «Рутинный» немецкий Ordung, никто не совершает «трудовых подвигов». И это хорошо и правильно: чем меньше в жизни места для подвигов, тем больше места для самой жизни.
Подведем итоги наших визитов. Чтобы кто ни говорил, нормальные (читай идеальные) участки кузовного ремонта и окраски в нашей стране уже есть. Значит, можем. Проектировать и строить надо с умом, не стесняясь обращаться за советом к умным людям - специалистам. Если же полагаться на себя и советы неквалифицированных менеджеров некоторых фирм-продавцов оборудования - жди беды.
Еще есть недобросовестные фирмы, торгующие оборудованием, заинтересованые лишь в том, чтобы продать его как можно быстрее и в большем объеме. Далее у клиента начинается «толкотня» на участке. Это ставим сюда, а это - что за агрегат? Ну, тащи сюда. Все, приехали: вместо нормальной работы - бардак, вместо зарплаты - проценты, менеджмент самоустраняется, клиент «не идет».
Вывод: «бардак» хорошо работать не может, такая система порочна и обречена на вымирание.
|