на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|
Школа маляра «Vika»
Часть 3. Начало в №№3,4/2002

ЛЮДМИЛА ВОРОНОВА,
ОАО «Русские краски»

Сегодня ярославские специалисты рассказывают о шпатлевках, в том числе и о своих новых разработках.

Какими они бывают

Все больше сервисов становятся приверженцами ремонтных лакокрасочных материалов отечественного производства. В этом нет ничего удивительного: качество, диапазон применения и ассортимент российской продукции непрерывно растут, а цена была и остается доступной. Пример тому - семейство ЛКМ Vika, разработанное в ОАО «Русские краски». Есть в этом наборе и шпатлевки, но сначала несколько слов о классификации и особенностях применения этих материалов.

Как известно, шпатлевки предназначены для выравнивания отрихтованных участков кузова, а также заделки мелких царапин и сколов лакокрасочного слоя. В любом случае на шпатлевку наносятся последующие слои ЛКМ (впрочем, на этом мы заострим внимание чуть позже).

Шпатлевки - это высоконаполненные лакокрасочные материалы, вязкие и пастообразные, состоящие из пигментов и наполнителей, смешанных с пленкообразующим веществом. Для придания специальных свойств (термостойкости, механической прочности) в их состав помимо традиционных наполнителей и пигментов могут входить частицы алюминия, измельченное стекловолокно и тому подобные ингредиенты. К слову, шпатлевки, наполненные стекловолокном, позволяют перекрывать даже сквозные отверстия в кузове.

Наиболее часто в автосервисах применяют полиэфирные, реже - нитро-, алкидные и эпоксидные шпатлевки. Применимость того или иного типа материала определяется видом перекрываемых дефектов, а также свойствами пленкообразующих веществ покрывных материалов.

Так, нитроцеллюлозные и алкидные шпатлевки годятся только для заделки мелких (глубиной до 0,3 мм) царапин, сколов и следов от ошкуривания. Причем, алкидные шпатлевки рекомендуются только под алкидные и меламиналкидные ЛКМ, а нитрошпатлевка «идет» под нитроцеллюлозные эмали и ограниченно - под меламиноалкидные. Оба вида шпатлевок рекомендуют применять только после нанесения на ремонтируемую поверхность антикоррозионной грунтовки. К несомненным достоинствам этих материалов следует отнести однокомпонентность и относительно низкую стоимость.

Предельная толщина слоя шпатлевки определяется величиной усадки материала. Так, усадка полиэфирной и эпоксидной шпатлевок составляет 0,1 %, алкидной - до 5%, нитроцеллюлозной - 20%. Поэтому слой нитрошпатлевки толщиной порядка 100 мкм наносится в три-четыре приема.

Следует предупредить, что шпатлевки не обладают антикоррозионными свойствами. Из-за крупной дисперсии наполнителя шпатлевочный слой приобретает капиллярно-пористую структуру и становится гигроскопичным. Поэтому эксплуатация автомобиля с зашпатлеванными, но неокрашенными поверхностями просто недопустима. Конечно, нежелательно и ошкуривать их «в мокрую». Ну, а если такое все же случится, поверхность рекомендуется немедленно высушить теплым воздухом (для этого можно воспользоваться промышленным феном или тепловой пушкой для сушки лакокрасочных материалов).

Наибольшее распространение для ремонта кузова автомобиля получили двухкомпонентные шпатлевки. Непревзойденной адгезией (вне зависимости от подложки), обладают все виды эпоксидных шпатлевок и грунт-шпатлевки на эпоксидной основе. Однако полученные таким образом покрытия долго отверждаются (от 5 до 24 часов) и с трудом поддаются шлифовке. Эти свойства в конечном счете и ограничивают применение эпоксидных шпатлевок в ремонтных работах.

О полиэфирных - с любовью

Лучший материал для исправления дефектов поверхности - это двухкомпонентные полиэфирные шпатлевки. Они легко наносятся и шлифуются, а их усадка, как уже говорилось, невелика. Кроме того, они позволяют за один прием нанести слой толщиной до 2-3 мм. В отдельных случаях полиэфирными шпатлевками можно заделывать дефекты глубиной до 10 мм. Поскольку эти материалы обладают высокой адгезией, их можно наносить на чистый металл, а также перекрывать любым типом лакокрасочных материалов.

Однако следует помнить, что полиэфирные шпатлевки очень чувствительны к сильному нагреву во время сушки. Это приводит к растрескиванию материала, поэтому нагревать покрытие с полиэфирной шпатлевкой свыше 80oС нельзя. Впрочем, эту рекомендацию надо принять с оговоркой: сегодня для ОАО «ТД Русские краски» разработаны шпатлевки, выдерживающие температуру до 100oС (см. следующий раздел статьи).

Работая с полиэфирными материалами, необходимо соблюдать правильную пропорцию при смешении шпатлевки и отвердителя (пероксида). При недостаточном его количестве отверждение шпатлевки будет неполным. А избыток отвердителя или его плохое перемешивание со шпатлевкой повлияет на блеск и цвет последующих слоев эмали.

Перед окраской зашпатлеванные участки должны быть обработаны грунтом-наполнителем для создания равномерной непоглощающей подложки под эмаль. В противном случае не избежать появления «пятен» с пониженным блеском.

ОАО «Русские краски» рекомендует

Сегодня мы рекомендуем мастерам несколько видов полиэфирных шпатлевок:

ПЭ-0099 - полиэфирная шпатлевка для выравнивания металлических и неметаллических поверхностей. Возможно использование в комплексе с эмалями горячей сушки (до 100oС), так как эта шпатлевка не растрескивается при высокой температуре. Она хорошо шлифуется, обладает хорошей адгезией и получила высокую оценку у маляров.

Шпатлевка «Тинейсик-универсал» предназначена для выравнивания различных поверхностей перед окраской, имеет хорошую адгезию.

Шпатлевка «Тинейсик-профи» служит для выравнивания металлических поверхностей при авторемонте перед окраской. Шпатлевка технологична, легко наносится шпателем и не стекает с вертикальных поверхностей.

Шпатлевка «ПЭК-стандарт» - мелкозернистая, удобная в применении, хорошо шлифуется, но может быть рекомендована только под эмали естественной сушки.

Время отверждения полиэфирных шпатлевок около 20 мин при температуре 200С. Жизнеспособность - 4-6 мин при той же температуре.

Перечисленные полиэфирные шпатлевки имеют очень хорошие потребительские характеристики и относительно низкую стоимость по сравнению с импортными аналогами.

И в заключение несколько слов еще об одном продукте. Для выравнивания дефектов большой площади хорошо себя зарекомендовала двухкомпонентная акрил-уретановая грунт-шпатлевка АК-0291. Она наносится с помощью пистолета и позволяет получить слой толщиной до 100 мкм, легко шлифуется и обладает хорошей адгезией. Режим сушки этого материала таков: 30 минут при 80oС или 24 часа при 20oС.

оглавление этого номера

Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©