Начиная данный цикл в №12 за прошлый год, мы обещали посвятить фильтрам марки Spectrol отдельную статью. Она перед вами.
Одну из особенностей фильтров Spectrol можно «вычислить» сразу, без погружения в технические подробности. Скажите, много ли у нас производителей моторных масел? Достаточно. А производителей фильтров? Тоже немало. А компаний, выпускающих и то и другое? А вот таких - раз-два, и обчелся.
Наши читатели уже знают, что промышленная группа «Спектр-Авто» производит и масла, и фильтры. Преимущества такого подхода налицо, он позволяет взглянуть на проблему «здоровья» двигателя с разных точек зрения: трибологии смазочных материалов и теории фильтрации. А в том, что эти взгляды будут квалифицированными, сомневаться не приходится. Как уже говорилось в №12 за прошлый год, научно-техническими проблемами компании занимаются 27 докторов наук и несколько десятков кандидатов наук из ведущих отраслевых институтов России и стран СНГ.
К проблеме фильтрации специалисты «Спектр-Авто» подходят комплексно, решая триединую задачу - «чистое масло, чистый воздух, чистое топливо». Соответственны и результаты: сегодняшняя номенклатура фильтров Spectrol обеспечивает практически всю отечественную автомобильную технику и значительную часть «иномарочного» автопарка.
У всех автомобильных фильтров (масляных, воздушных, топливных) есть общий элемент - фильтрующая штора. О ее эволюции можно написать не одну статью, однако большинство производителей для изготовления шторы до сих пор используют специальную фильтровальную бумагу, уложенную «звездой». Решение проверенное, да и вообще разумный консерватизм полезен делу, - не зря же существует пословица «старый конь борозды не испортит».
Так и компания «Спектр-Авто» выпускала и продолжает выпускать традиционные изделия с бумажными шторами. Но есть в ее ассортименте и фильтры с элементами объемного типа. Последние были освоены серийно еще в 1998 году, получив признание автомобилистов и одобрительные отзывы в СМИ. Так, топливный фильтр «Спектрол Ультра» (Spectrol Ultra) в тесте журнала «За рулем» в №2 за этот год получил высокую оценку экспертов.
Что же это за шторы такие - «объемного типа»? Представьте себе бобину из полиамидной нити. Сама по себе нить не боится ни воды, ни скачков температуры, ни агрессивных компонентов, которые неизбежно «заводятся» в изрядно поработавшем масле. Ясно, что такая штора получится очень прочной, не боящейся даже значительного превышения предельно допустимого давления фильтруемой жидкости - например, масла. Хороши объемные шторы и с экологической точки зрения: их проще утилизировать.
А теперь о самом интересном. Намотать нить можно по-разному: менять угол с осью формируемого цилиндра, варьировать силу натяжения (и, следовательно, плотность намотки) или толщину бобины. А что же мы получаем в результате? Не нужно быть Ньютоном, чтобы сообразить: в результате мы получаем фильтровальную среду с анизотропными (переменными в различных направлениях) свойствами, - причем управляемыми, «программируемыми» в процессе изготовления.
Так, особой укладкой нити можно заставить загрязняющую частицу двигаться не по радиусу бобины, а по спирали, обрекая ее на более долгий путь. Не приводя цифр, обрисуем качественную или, точнее, образную картину: мелкие частицы, свободно проходящие в радиальном направлении, на «тернистой и длинной спиральной дороге» неизбежно затормозятся и останутся в шторе навсегда.
Искушенный читатель попробует нас упрекнуть - дескать, это же увеличение тонкости отсева! Оно неизбежно приведет к снижению грязеемкости! У бумажной шторы - да, безусловно. Но не у шторы объемного типа. Более того, разная плотность намотки позволяет ранжировать частицы по размерам и создавать их «кладбища» на разной глубине, увеличивая тем самым грязеемкость фильтра.
Владельцам автомобилей «Волга» и «Газель» хорошо знакомы сменные фильтрующие элементы для системы очистки масла, для которых справедливо все вышесказанное. Аналогичны по конструкции топливные фильтры для отечественных дизелей - вот она, та самая нить (см. фото вверху).
Принцип объемной фильтрации реализован также в полнопоточном двухступенчатом масляном фильтре нового поколения «Спектрол Чистюля» (Spectrol Chistula). Инструкция гласит, что он может устанавливаться на двигатели с рабочим объемом цилиндров, не превышающим 2000 см3, - а круг таких моторов, понятно, весьма широк.
Две ступени фильтрации, иными словами, - две назависимые шторы обеспечивают очистку моторного масла в любых условиях работы двигателя. При этом первая штора осуществляет предварительную фильтрацию, а вторая, объемная, многослойная - тонкую очистку в сочетании с низким гидродинамическим сопротивлением.
«Чистюля» гарантирует мгновенную подачу масла к деталям мотора, поскольку надежный обратный клапан предотвращает его стекание из системы в картер двигателя. И еще: этот фильтр имеет очень точную присоединительную резьбу и особое резиновое уплотнение со сферической поверхностью - все это обеспечивает надежное и герметичное крепление фильтра на двигателе.
Что еще сказать о «Чистюле»? Этот фильтр хорош при обкатке нового двигателя, значительно продлевает жизненный цикл масла в двигателе. По мнению специалистов «Спектр-Авто», срок службы масел марки Spectrol в сочетании с фильтром «Чистюля» увеличивается до 20-25 тыс. км пробега, а при постоянном его использовании ресурс двигателя может возрасти раза в два.
Младший брат «Чистюли» - полнопоточный фильтр «Спектрол Турбочист» (Spectrol Turbochist) создан на той же элементной базе. «Говорящее» название, не так ли? А что, трубочист - профессия уважаемая. Вспомним сказки нашего детства, в них действовали умные и добрые трубочисты, они всегда побеждали разбойников и стражников, а потом в них влюблялись принцессы... Но вернемся к нашему фильтру. «Спектрол Турбочист» предназначен для двигателей с объемом системы смазки до 6 литров, а его технические данные представлены в таблице 1.
Ну хорошо, масляные фильтры «Чистюля» и «Турбочист» - это «почки» для двигателей легковых автомобилей. А что грузовики? Не забыты и они: фирма работает над фильтрами для перспективных двигателей КамАЗа. «Перспективные» в данном случае означает выполняющие нормы ЕВРО-1 (двигатель КамАЗ-740.11-240) и ЕВРО-2 (двигатель КамАЗ-740.30-260).
Уточним: речь идет о частичнопоточных фильтрах тонкой очистки масла уже знакомого нам объемного типа. Такой фильтр используется в составе комбинированной системы смазки и включается параллельно основному фильтру (в зарубежной литературе их именуют bypass filter). За время, когда через полнопоточный фильтр проходит сто процентов масла, частичнопоточный в зависимости от калибровки впускного канала пропускает от одного до десяти процентов, но зато с более тщательной «отбраковкой» инородных частиц.
Испытания показали: частичнопоточный фильтрующий элемент тонкой очистки масла «Спектрол КамАЗ Евро-1» по эффективности находится на уровне лучших мировых образцов. А сравнительный анализ цен говорит сам за себя: цена зарубежного фильтрующего элемента с аналогичными характеристиками существенно выше, чем производимого и предлагаемого ПГ «Спектр-Авто». Некоторые технические данные фильтра «Спектрол КамАЗ Евро-1» приведены в таблице 2.
Всмотритесь в нее: допустимый перепад давления - 0,6 МПа. Это, между прочим, 6 атмосфер - впечатляет? А номинальная тонкость отсева 8 микрон? Вот вам и ответ на вопрос, готовы ли российские предприятия к выпуску техники, выполняющей европейские нормы токсичности отработавших газов.
А теперь - о топливном фильтре «Спектрол Ультра», упомянутом в начале нашей беседы. Он создан для автомобилей с карбюраторными двигателями объемом до 2500 см3. Все сказанное о шторе объемного типа целиком относится и к нему, поэтому «Спектрол Ультра», в сравнении с аналогами, имеет повышенный ресурс.
Здесь хотелось бы сделать еще одно замечание: бензиновые фильтры с бумажной шторой не всегда способны справиться с водой в топливе. Бывает, заправится водитель некачественным бензином, а уехать далеко не может - штора разбухает и перестает пропускать топливо. С фильтром «Спектрол Ультра» такого не случится: объемная штора из полиамидной нити воду отделяет, а набухнуть не может по определению.
Добавим к сказанному, что фильтр «Спектрол Ультра» не содержит металлических частей и клеевых соединений - это к вопросу об экологии и простоте утилизации. А краткая техническая характеристика этого изделия приведена в таблице 3.
И в заключение несколько слов о воздушных фильтрах марки Spectrol. По нашему мнению, потребителю стоит обратить внимание на изделия «Спектрол Аэр» и «Спектрол Аэр 2». Они прекрасно очищают воздух для мотора и имеют повышенный срок службы благодаря двум ступеням очистки и увеличенной площади фильтрующего элемента.
Металлическая сетка (обечайка) обеспечивает жесткость изделия, а мягкий пластиковый ободок - надежную герметичность при его установке в воздухоочиститель. Фильтры имеют отменную пылеемкость: «Аэр» собирает при номинальном расходе 102 грамма пыли, а «Аэр 2» - 156 грамм. Эти изделия - достойный вклад в комплексное решение триединой задачи - «чистое масло, чистый воздух, чистое топливо», с которой начиналась данная статья.
|