на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|
Чтоб не «села» батарейка

ИВАН ЕГОРОВ,
компания «ГАРДИА Холдинг»

Быстро и безошибочно определять текущее состояние аккумуляторной батареи и контролировать процесс ее зарядки можно при помощи специализированного прибора - тестера. Фирма Midtronics предлагает тестеры, использующие патентованную технологию измерения активной проводимости.

Значимость одного из основных компонентов системы энергообеспечения - аккумуляторной батареи (АКБ) - доказывать не нужно. Мощные стартеры, большое количество дополнительного оборудования и электронных устройств управления современного автомобиля представляют собой весомую нагрузку для бортовой сети. В этих условиях к АКБ предъявляются особые требования:

- повышенная отдача энергии при экстремальных условиях (пуск двигателя, обогрев или кондиционирование салона, подогрев сидений и т.д.);

- высокий уровень подзарядки на пониженных оборотах двигателя (при ежедневных непродолжительных поездках по городу);

- стабильность бортового напряжения в любых условиях, определяющаяся в первую очередь потребностями электронных систем управления (двигателя, трансмиссии, тормозных механизмов, устройств безопасности и прочих).

Зачастую, пока АКБ функционирует надежно, о ее существовании попросту забывают. Эта тенденция стала особенно заметной с появлением так называемых «необслуживаемых батарей», которые, тем не менее, требуют к себе большого внимания при выполнении ТО автомобиля.

Согласно данным Ассоциации водителей автомобилей Германии (ADAC), в 2000 году в Европе около 33% отказов автомобилей произошло из-за неисправности основных компонентов электрооборудования, в том числе АКБ.

Выход из строя автомобильных батарей происходит главным образом по следующим причинам:

• потеря емкости АКБ в процессе хранения;

• старение АКБ из-за повышенной температуры;

• неисправности электрооборудования, вызванные неполадками в цепи заряда и разрядом АКБ постоянно включенными потребителями энергии;

• недостаточная зарядка АКБ при непродолжительных поездках.

Результаты эксплуатации неисправного аккумулятора могут быть различными - от сбоев в работе бортовой электроники до невозможности запуска двигателя. В общем, стоит вспомнить крылатую фразу знаменитого киногероя: «С плохим аккумулятором - это не жизнь!». Чтобы избежать этих проблем, необходимо периодически тестировать АКБ и при необходимости выполнять известные всем профилактические работы: поддерживать требуемую плотность электролита и подзаряжать.

Существуют традиционные методы диагностики аккумулятора: замер плотности электролита в банках и «ускоренный разряд» с помощью нагрузочной вилки. Также известен способ оценки состояния АКБ по неравномерности газовыделения при зарядке. Каждый из них имеет ряд недостатков, среди которых можно отметить:

• необходимость отключения и полной зарядки аккумулятора;

• потерю заряда при тестировании;

• нестабильность результатов, вызываемую нагревом при замерах;

• низкую информативность результатов измерений;

• возможность оценки только текущего состояния АКБ;

• сложность процедуры проверки;

• опасность искрообразования при подключении нагрузочной вилки. Последний недостаток имеет весьма важное значение при проведении проверок АКБ в закрытых помещениях.

Зная минусы существующих способов проверки, американская компания Midtronics, специализирующаяся на производстве оборудования для проверки АКБ, предложила альтернативную методику контроля состояния аккумулятора. Она заключается в измерении активной проводимости АКБ. Этот параметр, непосредственно связанный с величиной тока холодного запуска, является показателем состояния батареи. Малая величина активной проводимости свидетельствует о старении АКБ по причине снижения площади активной поверхности пластин вследствие их сульфатации. Кроме того, величина активной проводимости может быть использована для выявления неисправных секций, короткого замыкания или обрывов в АКБ.

Активная проводимость определяется путем подачи низковольтного переменного сигнала на положительную клемму АКБ и измерения ответного сигнала на другой клемме (рис. 1).

При этом нет необходимости отключать или заряжать аккумулятор.

По результатам измерений определяются два оценочных параметра, характеризующих общее состояние батареи: состояние заряда АКБ; состояние работоспособности АКБ.

Физический смысл параметров можно проиллюстрировать примерами.

Состояние заряда «полной» АКБ можно сравнить с полностью заправленным топливным баком. Напряжение каждой секции в норме. Напряжение на клеммах 12,7В соответствует номиналу (рис. 2).

Состояние заряда «пустой» АКБ можно сравнить с полупустым топливным баком. Напряжение каждой секции ниже номинала. Напряжение на клеммах 11,7В ниже номинала (рис. 3).

Удовлетворительное состояние работоспособности АКБ похоже на топливный бак, имеющий номинальные геометрические размеры и емкость. Площадь активной поверхности пластин в норме (рис. 4).

Неудовлетворительное состояние работоспособности АКБ похоже на топливный бак с нарушенными геометрическими размерами («смятый бак») и уменьшенной емкостью. Площадь активной поверхности пластин меньше номинала (рис.5).

В зависимости от текущего состояния АКБ можно наблюдать то или иное сочетание оценочных параметров и, анализируя их, принять решение о необходимости замены, подзарядки или дальнейшего использования тестируемой АКБ (рис. 6).

Оперативность, простота, повторяемость результатов - вот главные преимущества проверки АКБ при помощи измерения активной проводимости по сравнению с оценкой состояния батарей традиционными методами.

Кроме того, метод измерения активной проводимости позволяет с минимальными затратами осуществить подбор пары АКБ. Это необходимо при использовании в схеме электропитания двух последовательно соединенных батарей. Известно, что двух абсолютно идентичных АКБ не существует, поэтому и нагрузки на каждую из пары АКБ как в режиме зарядки, так и в режиме разряда разные. Соответственно, более нагруженная АКБ выйдет из строя в первую очередь.

Фирмой Midtronics разработаны и производятся несколько типов тестеров АКБ, реализующих новую технологию.

Экспресс-проверку АКБ с использованием приборов Midtronics можно рекомендовать не только при выполнении ТО автомобилей на станциях технического обслуживания, но и при их профилактическом осмотре в процессе эксплуатации на автопредприятиях. Приборы будут полезны специалистам фирм, торгующих запасными частями, при контроле качества АКБ, поступающих от производителя. Кроме того, тестеры пригодятся при продаже автомобилей для принятия решения о гарантийной замене аккумулятора.

В дальнейшем мы планируем рассказать об «интеллектуальном» зарядном устройстве, реализующем технологию измерения активной проводимости в процессе зарядки АКБ. Преимущества метода позволяют провести тест заряжаемой АКБ и, оптимизировав ток, выполнить ее зарядку. Необходимо отметить, что и процессы тестирования и зарядки не сопровождаются образованием искр, что весьма важно в условиях закрытых помещений автопредприятий и автосервисов.

Сравнение методов контроля состояния АКБ

Традиционные методы проверки АКБ

• необходимо отключение АКБ, что в современных автомобилях малоприемлемо;

• АКБ должна быть полностью заряжена;

• в процессе измерения происходит разряд АКБ;

• нагрев АКБ и оборудования после нескольких измерений и, как результат, нестабильность результатов измерений и необходимость охлаждения;

• при подключении или отключении измерительного устройства образуются искры;

• процедура проверки достаточно сложна (требуется подготовленный персонал);

• громоздкое оборудование;

• оценивается только текущее состояние АКБ.

Метод измерения активной проводимости

• не оказывает влияния на блок управления двигателем;

• позволяет тестировать сильно разряженные АКБ;

• не разряжает АКБ при измерении;

• при замерах не происходит выделения тепла, что способствует стабильности результатов измерений;

• при подключении или отключении измерительного прибора не происходит искрообразования;

• простота измерения, точный результат за короткое время;

• оборудование имеет малый вес и габариты;

• кроме текущего состояния оценивается работоспособность АКБ в перспективе.

оглавление этого номера

Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©