Начиная цикл статей о «Волге», я не скрывал личных симпатий. Откройте-ка предыдущую статью: она наполнена... если не восхищением, то, по крайней мере, искренним уважением к этой харизматической машине. Однако не причисляйте меня к слепым фанатам «волжанки»: я ведь и покритиковать ее могу - если есть за что. Все это нормально: главное, чтобы в результате получилась объективная картина...
«Какой мерой меряете...»
Итак, Горьковский автозавод выпускает сегодня три модели «волжанок», перечислю их по ценовому ранжиру: ГАЗ-3110, ГАЗ-3102 и ГАЗ-3111.
Сколько же стоили эти автомобили в московских автосалонах в июне-июле сего года? Вот усредненные цифры: ГАЗ-3110 - от 4600 до 5100 долл. США, ГАЗ-3102 - от 6300 до 7500 долл. Отметим, что нижняя граница диапазона относится к машинам с карбюраторным двигателем ЗМЗ-402, верхняя - к их «сестричкам» с впрысковым ЗМЗ-4062. Что касается новой «Волги» ГАЗ-3111, то ее средняя цена составила 12 900 долл., а максимальная доходила до 14 000 долл. Однако предмет сегодняшнего разговора - ГАЗ-3110 и ГАЗ-3102, к ним и вернемся.
Да уж, новенькую «одноклассницу» зарубежного производства за эти деньги не купишь. Поэтому и оценивать «Волгу» по критериям «Мерседеса» или «Вольво» просто некорректно - но об этом, к сожалению, часто забывают.
А ведь «Волга» выжила в непростых условиях российской действительности не только за счет легендарного прошлого, но и благодаря разумной и смелой (иначе не скажешь) маркетинговой политике Горьковского автозавода. Приемлемые цены потянули за собой массовое производство, развернутую сеть региональных продаж - вот она, российская машина для российских дорог.
А я бы добавил: и для российских зарплат. Право, за это можно простить и старомодность конструкции, и архаичность некоторых узлов и агрегатов, и прочие огрехи, над которыми посмеиваются любители красивой жизни, «рассекающие» на десятилетних «фольксвагенах» и «тойотах».
Да и так ли она страшна, эта архаичность и старомодность? Нет, конечно, ибо сегодня в распоряжении «волгарей» имеется развитая сервисная сеть. О ней и поговорим - точнее, продолжим рассказ, начатый в прошлый раз.
Покупатель всегда прав
Предпродажная подготовка нового автомобиля - прекрасная возможность «раздать всем сестрам по серьгам»: во-первых, продать клиенту проверенный и укомплектованный автомобиль, во-вторых, облегчить дальнейшую жизнь мастерам дилерского сервиса, взявшего на себя гарантийные обязательства. Указанных причин вполне достаточно, чтобы относиться к предпродажной подготовке со всей возможной серьезностью.
Что же входит в нее, эту подготовку? Ну, протяжка резьбовых соединений - это само собой. Некоторые регулировки. Локальный ремонт лакокрасочного покрытия, если возникла такая необходимость - при транспортировке всякое случается. Но бывают и любопытные, почти детективные ситуации...
Совсем недавно с «волгами» происходили чудеса: приходит машина для продажи, а в двигателе вместо гидронатяжителей стоят... деревянные или металлические болванки. Отсутствуют термостаты, а взамен вставлены какие-то малопонятные суррогаты с отверстиями. Вместо штатных блоков управления установлены дешевые поделки, собранные «на коленке» в какой-то малопочтенной мастерской.
Говоря об этом, автор вовсе не желает бросить камень в уважаемые заводы - ЗМЗ или ГАЗ. На том же Заволжском моторном собранные двигатели проходят тройной контроль, о чем дилерские центры извещены официальным письмом. Так что «потеря», к примеру, термостата на заводе невозможна в принципе. Очевидно, виновники перечисленных подмен - какие-то таинственные «третьи» лица, недобросовестные посредники, возникающие на этапе доставки автомобиля.
Не будем сейчас затевать журналистских расследований, да и случаи эти стали весьма редкими. Но рассказать о подобных «метаморфозах» необходимо - хотя бы потому, чтобы подчеркнуть: на этапе предпродажной подготовки автомобиля дилерский сервис делает гораздо больше, нежели предписано формальными правилами. И это справедливо: клиент не должен страдать ни при каких условиях.
Впрочем, и завод внял тревожным сигналам своих дилеров: блок управления теперь имеет особое крепление, исключающее несанкционированную замену, а его номер, как и номер дорогостоящего датчика массового расхода воздуха, вносится в сервисную книжку.
Поэтому закончим данный раздел на оптимистической ноте: несмотря на «страсти-мордасти» с деревянными гидронатяжителями, новая «Волга» попадает к покупателю комплектной, ухоженной, протянутой, словом, - «сел и поехал». Правда, покупать ее надо не в случайных фирмах, а у официальных дилеров ГАЗа.
Гарантия гарантий
Про гарантийное обслуживание и периодичность ТО для автомобилей «Волга» рассказывалось в прошлый раз и довольно подробно. Словом, дорогие читатели, покупайте, а потом, если что - приезжайте и требуйте. Все вам починят, отрегулируют, заменят - задний мост, например, или коробку передач, если они вышли из строя по вине завода. Но, бога ради, не нарушайте правил эксплуатации - иначе гарантийные обязательства будут аннулированы.
Рекомендаций здесь не так уж много. Опустим идиотические советы типа «не ездить без масла» - это и так понятно. Есть случаи более интересные: залил владелец в систему смазки двигателя «чудо-присадку» неизвестного происхождения, масляные каналы забились, вот шейки коленчатого вала и «прихватило». Или купил на придорожном лотке фальсифицированный «Тосол», а тот оказался губительным для алюминиевой головки блока.
И вот нанимает бедолага эвакуатор или просит друга: «притащи меня на буксире», прибывает на дилерскую станцию и начинает стучать кулаком - машина-то на гарантии!
В таких случаях назначается экспертиза с привлечением независимых специалистов из ведущих научно-исследовательских и учебных институтов - НАМИ, МАДИ, МАМИ. Естественно, на «судебный процесс» приглашается владелец машины или его представитель (если собственник - юридическое лицо).
Эксперты определяют, кто виноват: завод или водитель. Конечно, в двух описанных случаях бремя ремонта падет на владельца, что понятно: правила эксплуатации были нарушены. Можно даже процитировать соответствующий акт: «...владелец использовал рабочие жидкости, не рекомендованные заводом-изготовителем автомобиля». А ведь избежать этого так просто: в гарантийный период обслуживать машину только на дилерском сервисе и не экспериментировать с «шаманскими» продуктами сомнительного происхождения.
Если двигатель «кушает» масло...
Бывает, что владелец гарантийной «Волги» сетует на повышенный расход масла. Как реагирует на подобные претензии фирменный сервис? Начнем с того, что для автомобилей марки ГАЗ существуют нормы расхода масла «на угар» в зависимости от пробега - кстати, утвержденные Заволжским моторным заводом.
Тайны из них не делают, наоборот - таблица с этими цифрами вывешена на дилерской станции, и владелец машины может с ними ознакомиться. Ему разъясняют, что в период обкатки происходит приработка деталей, а значит, и масла расходуется больше, нежели после пробега в 10 или 20 тыс. км.
Если же «Волга» или «ГАЗель» расходуют масла явно больше положенного, сервис принимает претензии владельца, а мастера проводят следующую цепочку работ:
• заменяют маслоотражательные колпачки;
• если это не помогло, заменяют поршневые кольца;
• если «аппетит» двигателя по-прежнему не уменьшается, организуется тестовый пробег с контрольными замерами расхода масла, после чего принимается решение: дальнейший ремонт двигателя или его замена.
Гарантия кончилась. Что дальше?
А дальше - полная свобода выбора. Можно по-прежнему ремонтировать машину на дилерской станции - но уже за деньги. Такой сервис представляет собой большое современное предприятие, поэтому здесь можно сделать все - от слесарно-регулировочных работ до полной перекраски кузова.
А можно, если есть время и желание, копаться в машине самому. Ведь «Волга» осталась «Волгой» - простым и ремонтопригодным автомобилем, этаким «конструктором», игрушкой для больших. В иномарке так не разгуляешься...
Да, переднюю подвеску «Волги» нужно периодически шприцевать. Но это не так уж обременительно, если вспомнить мудрое правило: «Не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней». Есть своя прелесть в этом - наблюдать, как под давлением чистого масла выходит из зазоров старая потемневшая смазка, унося продукты износа...
Да, бывает, что рессоры у «Волги» проседают, особенно если машина дачная, «знакомая» и со стройматериалами, и с урожаем картофеля. Что за беда: вставьте под нижний лист рессоры дополнительный «подкоренник» с резиновыми подушками-буферами, и все будет в порядке: корма приподнимется, а прежние рессоры прослужат еще несколько лет.
Да, у «Волги» иногда выходит из строя электронный датчик привода спидометра: уж больно неудачно расположен, под днищем, на него попадают и грязь, и вода. Заменить датчик легко, - а чтобы история не повторилась, обработайте его антикоррозионным препаратом из аэрозольного баллончика.
Опытные «волгари» смогут дать не один десяток подобных советов, но суть одна: «Волга» предоставляет владельцу шикарную возможность почувствовать себя «настоящим мужиком, у которого руки растут из нужного места». Сломалась, сам починил, поехал - и гляди, как она урчит да ластится. Не иначе, чует, с кем дело имеет... То-то, смотри у меня...
«Волга» как зеркало глупости чиновников
Интересно, что та же «Волга» высветила проблему, о которой мало кто задумывался. Зададимся вопросом: нужен ли нам экологичный автомобиль? Еще бы: мы же хотим вводить у себя нормы ЕВРО. Значит, впрысковая «Волга» предпочтительнее карбюраторной?
А как же, конечно! А теперь слушайте...
Недавно побывал я в одном из отделений столичного ГИБДД. Читаю информацию о дорожном налоге: если мощность двигателя до 100л.с. включительно, нужно платить по три рубля «с лошади», а если больше 100 - то по десять.
Получилось забавно: приезжают на техосмотр две «Волги». На одной карбюраторный мотор ЗМЗ-402 мощностью 100 л.с., на второй - современный впрысковый ЗМЗ-4062 мощностью 150 л.с. Хозяин первой заплатит налог 300 руб., а владелец второй - 1500. Наверное, за более чистый выхлоп инжекторного двигателя... Ничего себе стимул!
Где были вы, уважаемые авторы многочисленных экологических программ, когда обсуждались эти суммы? Какими природоохранными откровениями занимались, когда все это узаконивалось? А вы, господа чиновники, утвердившие налог «с лошади», без учета конструкции двигателя? Хоть бы с заводами посоветовались, Горьковским да Заволжским моторным - тамошние конструкторы ночей не спят, стремясь «прорубить окно в Европу», а тут получается, что морально устаревший карбюратор потребителю выгоднее... Да уж, умом Россию не понять...
Эпилог, написанный в дорожной пробке
В июле в Москве стояла страшная жара.
И, как водится, пробки, пробки, пробки... Я сидел за рулем своей «Волги», двигатель работал ровно, в помощь механическому «коллеге» периодически включался электровентилятор, держа стрелку указателя температуры у черты «зеленой зоны», а значит - в районе 90-95oС. Все было в порядке: устойчивые обороты, давление масла, заряд батареи... Я знал, что скоро вырвусь за город, притоплю педаль, температура быстро опустится до восьмидесяти, давление подскочит до «трешки» и помчимся мы с моей «волжанкой», аккуратно обходя грузовики и «шестерки». Вокруг, как макрель вокруг кита, будут виться «девятки» и иномарки - но что нам до них, у «Волги» свой стиль, свой имидж, своя гордость. Она - машина времени, своего времени. А кто не понимает... Пусть «подождет другую»...
|