С точки зрения профессионального интереса, экспозиция выставок, проводимых в Москве на Красной Пресне по четным годам, для нашего издания более значима. Ведь основное внимание на этих выставках уделено именно автосервисному оборудованию и материалам для авторемонта. А это - основная тематика нашего издания. Не стало исключением и завершившееся в августе действо под названием «MIMS\'2002».
В очередной статье цикла мы не можем не уделить внимание экспозициям крупнейших поставщиков, продвигающих на нашем рынке лакокрасочные материалы и представивших на выставке обилие новинок.
Никто не сможет оспорить тот факт, что большинство российских автосервисных мастерских использует в своей повседневной работе окрасочные системы DuPont Refinish® и Sikkens. Кстати, и стенды поставщиков этих материалов - компаний «ООО Акзо Нобель Автопокрытия» и «Технолак» - доминировали среди других, предлагающих «все для окраски», и по площади, и по обилию представленных материалов.
Конечно, перечислить все новинки, предлагаемые нашими «грандами», очень трудно. В их экспозициях были представлены расходные материалы, окрасочные пистолеты, окрасочно-сушильные камеры и даже стенды для восстановления кузовов - словом, все необходимое для полноценного кузовного ремонта. А это уже тенденция, основное содержание которой в том, что заказчику предлагаются не просто оборудование и материалы, а его «вооружают» готовым инструментом для ведения стабильного и прибыльного бизнеса.
Уже несколько лет по этому пути движется эксклюзивный поставщик материалов концерна DuPont на российском рынке - компания «Технолак», по итогам 2001 года завоевавшая почетное звание «Импортер года», став лучшей компанией-дистрибьютором лакокрасочных материалов DuPont Refinish® в странах Центральной и Восточной Европы. Ее экспозиция, вероятно, крупнейшая среди фирм, представлявших весь спектр ремонтного оборудования и материалов для ремонта и покраски кузова автомобиля, выражала философскую идею, что сами по себе материалы DuPont Refinish® - это вершина «айсберга», своего рода «стержневой» вид продукта. И только с помощью поставляемого «Технолаком» оборудования мировых фирм: Chiff, Saico, Garmat, Sata, DeVilbiss, IRT, Festool, Norton, Maguiar\'s, 3М и многих других эти ремонтные материалы могут быть наилучшим образом использованы в сервисных мастерских. Оригинально - в виде участка кузовного ремонта - и был выполнен первый этаж экспозиции компании «Технолак» на нынешней выставке.
На наш взгляд, окрасочная система «Centari® 6000» концерна DuPont на сегодняшний день является наиболее прогрессивной. Это одна из немногих систем, удовлетворяющих европейским требованиям по суммарным выбросам органических компонентов в процессе ремонта. Поскольку она - биндерная (от англ. binder - «связующее вещество»), то для ее развития не требуется замены пигментов.
А развитие системы идет непрерывно, в первую очередь за счет добавления новых материалов, позволяющих еще более расширить ее возможности. Среди новинок, показанных на выставке, большой интерес вызвал однокомпонентный протравливающий экспресс-грунт 44R Quick Prime, поставляемый в аэрозольной упаковке. Необходимость в таком продукте назревала уже давно, и корпорации DuPont удалось наладить его промышленное производство. Главным отличием грунта 44R является то, что он изготовлен на основе поливинилбутираля - на той же основе, что и качественные антикоррозионные грунты. Поэтому его свойства сравнимы с аналогичными параметрами хороших протравливающих грунтов.
Грунт 44R быстро сохнет, обладает превосходной адгезией и может без каких-либо ограничений наносится на «голый» металл. Для однокомпонентного грунта этого класса у него к тому же очень хорошие заполняющие свойства.
Создав классный продукт, разработчики DuPont позаботились о соответствующей упаковке. Распыляющая головка аэрозольного баллончика создает очень хороший факел, мало в чем уступающий факелу краски из профессионального краскораспылителя. Это позволяет наносить грунтовочное покрытие профессионального качества. Баллончик чрезвычайно экономичен. Он изготовлен таким образом, что грунт можно израсходовать либо полностью за один прием, либо использовать его многократно, совсем понемногу. Другая особенность баллончика в том, что грунт из него расходуется до конца, абсолютно без остатка.
Уникальные свойства грунта определяют область его применения. Его предпочтительно использовать для грунтовки небольших «прошкурок», которые образовались на уже загрунтованной, готовой к покраске детали на последних этапах подготовки ее поверхности или обнаружились прямо в окрасочной камере.
На экспозиции был впервые представлен продукт нового поколения - лак 696S MS II Clear, выполненный по технологии High-Build (HB). Это многофункциональный лак универсального назначения, отличающийся простотой нанесения и предназначенный для использования в традиционных системах «база+лак» с органическими растворителями (Centari®600 - Centari®6000). В зависимости от применяемого активатора свойства продукта можно изменять в широких пределах. Лак 696S MS II Clear может применяться для локального и панельного ремонта, для полной окраски автомобиля, а также в случаях экспресс-ремонта. При использовании активатора 256S лак очень продуктивен даже при нанесении на горизонтальные поверхности, а время его сушки незначительно. Он выгодно отличается прекрасной сбалансированностью таких противоречивых свойств, как хорошее смачивание, превосходный розлив и устойчивость к образованию подтеков. Как говорят маляры, этот лак «не любит течь» с вертикальных поверхностей.
В спектре продукции компании DuPount появилось совершенно новое семейство шпатлевок, качественно превосходящих материалы предыдущего поколения. Также значительно расширена гамма традиционных шпатлевок, в которую ныне входят:
• двухкомпонентная полиэфирная шпатлевка 749R бежевого цвета;
• двухкомпонентная тонкая полиэфирная шпатлевка 769R белого цвета;
• двухкомпонентная универсальная полиэфирная шпатлевка 779R белого цвета;
• двухкомпонентная жидкая шпатлевка 795R нового поколения серо-бежевого цвета;
• однокомпонентная красная сверхтонкая шпатлевка 710R на нитроцеллюлозной основе.
Шпатлевка 710R, предназначенная для заделки незначительных дефектов, обнаруженных на последних этапах подготовки поверхности, обладая красным цветом, может применяться и как проявочная.
К новинкам относится и протравливающий грунт 635R, выполненный на основе поливинилбутираля. Грунт не содержит хроматов, соответствует современным требованиям по защите окружающей среды, может наноситься на любые металлы (обычную сталь, сталь с гальваническими покрытиями и алюминий), при этом обладает прекрасной адгезией и хорошими антикоррозионными свойствами.
Универсальный грунт 635R дополнил собой гамму антикоррозионных грунтов, и теперь в этом классе у компании DuPont есть продукты на любой вкус. О качестве нового грунта говорит, например, тот факт, что он является частью окрасочной системы DuPont, одобренной концерном DaimlerChrysler для применения в своих дилерских центрах.
Не допуская отставания от производителей конвейерных эмалей, изобретающих для машин все новые и новые цвета, компания DuPont выпустила для ремонтных целей две новые пигментные пасты Centari® AM 725 и AM 735, которые содержат пигмент Xirallic. Это синтетический перламутр, отличающийся тем, что у него исключительная, невиданная ранее чистота и прозрачность цвета и яркое зеркальное отражение падающего яркого света. Xirallic обладает интересным цветовым эффектом: в темноте или тени покрытие кажется серым, а при ярком освещении выглядит как зеркало. Ряд автопроизводителей уже выпустили автомобили, окрашенные эмалями с пигментом Xirallic. Компания DuPont, в свою очередь, встречает это новшество во всеоружии, имея для ремонта лакокрасочного покрытия первоклассные пигментные пасты.
Другая группа новинок концерна относится к программному обеспечению технологического процесса подготовки лакокрасочных материалов. Получила дальнейшее развитие известная и хорошо зарекомендовавшая себя программа ColorQuick®, которая дополнена новыми полезными функциями. Разработано расширение для ColorQuick® - программа расчета цен, которая позволяет рассчитать стоимость любого составляемого рецепта эмали. Для этого в соответствующий интерфейс программы необходимо ввести цену компонентов в удобных денежных единицах (рубль, доллар, евро и т.д.). По каждому рецепту программа рассчитывает цену готового материала в той же валюте.
Расширенная программа ColorQuick®, кроме всех ранее известных многочисленных удобных и полезных функций, позволяет теперь готовить лаки, грунты, праймеры и другие материалы, называемые Non colour products («не краска»). Практически программа работает следующим образом: в соответствующем меню новой версии выбирается тип продуктов для смешивания, нужные активатор и растворитель, указывается каким нужно сделать продукт (гибким, матовым, структурным или с какой-либо комбинацией этих свойств), вводятся данные о температуре и условиях нанесения. Программа составляет меню для взвешивания с указанием всех входящих компонентов, а после тогo как пользователь укажет нужное ему количество конечного материала - вес каждого компонента с точностью до грамма.
Эта дополнительная функция известной программы позволяет отказаться от использования мерных линеек и готовить материал непосредственно на весах, используя любую удобную тару. При этом легко приготовить с максимальной точностью любой продукт, включая Valueshade.
И коль скоро было установлено расширение для подсчета цен Price Manager, на экране появится стоимость данного веса продукта.
Нельзя не согласиться, что новые программы очень удобны, экономят время и позволяют избежать многих ошибок при приготовлении лакокрасочных материалов.
Кроме того, получило дальнейшее развитие программное обеспечение для спектрофотометра ChromaVision®. Все, кто пользуется этим прибором, теперь могут расширить программу, что позволит не только определить хорошо или плохо выполнен цветоподбор, но и выбрать несколько лучших вариантов. С деталями работы этих программ, которые, возможно, заинтересуют специалистов, можно ознакомиться у официального дистрибьютора всех продуктов корпорации DuPont - компании «Технолак».
Поскольку конкуренты уже представили на рынок свои водорастворимые системы, концерн DuPont решил показать, что он в полной мере владеет производством и технологиями нанесения эмалей на водной основе и имеет продукт, который по многим параметрам (скорости и технологичности нанесения, стоимости и другим потребительским качествам) - лучший на рынке.
Однако пока не существует однозначного и определенного мнения о необходимости и целесообразности применения водорастворимых продуктов в России. Поскольку нет соответствующего законодательства, ограничивающего применение органических красителей, необходимо предостеречь владельцев автосервисов от необдуманных шагов. Хотя, если решение работать с материалами на водной основе принято осознанно и для этого существуют достаточно веские причины, необходимо знать, что в компании «Технолак» имеется вся технология работы с водорастворимыми материалами, которая может быть предоставлена заказчику.
Компания Akzo Nobel также продемонстрировала на MIMS\'2002 много новинок. Большое внимание на стенде компании привлекла новая система базовых покрытий Autobase® Plus. Первая презентация этой системы в России состоялась совсем недавно, в июле этого года. Новая система не только демонстрировалась на выставочном стенде. В период работы выставки на Красной Пресне учебный центр компании Akzo Nobel могли посетить все желающие и более подробно ознакомиться с Autobase® Plus в условиях реальной работы.
Незадолго до открытия выставки MIMS\'2002 закончилась поездка технических специалистов компании Akzo Nobel по городам Восточной Сибири. В Новосибирске, Кемерове, Томске и Барнауле они в обычных автосервисах демонстрировали возможности системы покрытий Autobase® Plus.
И на выставке, и в учебном центре, и в поездках по стране новинка вызывала живой интерес, поэтому стоит рассказать о ней подробнее.
Авторемонтная система базовых покрытий Autobase® Plus создана для замены широко известного предыдущего продукта - системы Autobase®. Сейчас компания «ООО Акзо Нобель Автопокрытия» поставляет систему Autobase® Plus не только новым клиентам, но и всем потребителям, ранее работавшим с Autobase®, предлагая удобные условия, позволяющие перейти на новую систему быстро и с наименьшим ущербом для сервиса. Поэтому есть смысл сравнить две эти системы. В этой статье сравнение будет кратким, поскольку редакция в ближайших номерах журнала планирует подробно описать свойства системы Autobase® Plus.
Главное, что новая система характеризуется более высоким содержанием сухого остатка и, следовательно, пониженным испарением органических компонентов. В среднем одним литром готовой эмали Autobase® Plus можно окрасить на 30% большие площади, чем эмалью Autobase®. Одного этого уже хватило бы для того, чтобы рекомендовать эту эмаль для самого широкого применения. Но это далеко не все положительные свойства нового материала. Специальная формула полимерной основы, которая применена в новой системе, позволяет добиться устойчивости при ориентации металлических и полимерных пигментных частиц. Теперь не требуется наносить дымчатый слой, специальным образом заботиться о поддержании давления. Ушли в прошлое дефекты типа «яблочности», иногда появляющиеся на светлых «металликах» при использовании системы Autobase®.
Пигменты, применяемые в новой системе, обладают приблизительно одинаковой плотностью, что фактически исключает их расслоение и, следовательно, изменение тона в процессе нанесения. Цвет и оттенки новых пигментов обладают очень высокой устойчивостью, а, значит, полученный цвет не «уходит» в процессе сушки и точно соответствует данным, приведенным в цветовой документации.
Создатели новой системы специально позаботились об упрощении процесса колеровки. Теперь строго нормированным является не только сам цвет пигмента, но его направленность и насыщенность (для однотонных эмалей), а также направленность цвета при прямом отражении и зернистость для эмалей типа «металлик». Индивидуальный рецепт, единожды подобранный на сервисе, теперь может быть абсолютно точно воспроизведен даже через несколько лет.
Все вышеперечисленные параметры закодированы в обозначении пигмента. Так, для «металликов» и «перламутров» первая цифра обозначает группу цвета, вторая - характеризует направленность цвета в «фэйс-тоне» (при прямом отражении), а третья - определяет «флип-тон» (цветовой оттенок при виде сбоку). Все это значительно облегчает работу колеровщика.
Особо позаботились создатели системы об удобствах при проведении мелкого ремонта и при частичной окраске изменяющих кривизну больших элементов кузова, когда и в том и в другом случае необходимо использовать «технику перехода». Теперь перламутровые и металлические частички сохраняют правильную ориентацию даже в сильно разбавленных эмалях. И, как следствие, в зоне перехода, где неизбежен перепыл, не возникает желтизны или боковой тени за счет неправильной ориентации частиц в очень тонких слоях эмали.
К дополнительным достоинствам можно отнести высокую «дружелюбность» системы Autobase® Plus и исключительную ее универсальность. Так, например, цвета всех однослойных покрытий теперь могут быть получены в системе «база + лак», что позволяет, используя систему Autobase® Plus, проводить локальный ремонт автомобилей, окрашенных однослойными акриловыми эмалями. При этом уходит в прошлое большой объем колеровочных работ, обычно необходимых при частичном ремонте однослойных покрытий.
Естественно, наиболее полно преимущества эмалей Autobase® Plus проявляются при использовании их совместно с новым лаком Autoclear® Plus. Этот лак не просто модификация MS-системы, а новый продукт, основанный на полимерах Akzo Nobel последнего поколения. От старых лаков он унаследовал высокую универсальность. Применение трех растворителей, двух отвердителей и специального акселератора позволяет использовать его для всех типов ремонта, проводимых в любых климатических условиях (от тундры до тропиков), и везде добиваться великолепного розлива, отменного блеска и отличной стойкости. Обладая минимальным временем межслойной сушки, способностью к полимеризации при комнатной температуре, быстрым высыханием при 60оС, совместно с эмалями Autobase® Plus лак позволяет сократить общее время ремонта почти в два раза.
Помимо системы на основе органических растворителей, концерн Akzo Nobel представил на выставке и систему водорастворимых материалов Autowave. Компания «ООО Акзо Нобель Автопокрытия» готова предложить ее всем заинтересованным в применении этой прогрессивной технологии.
На стенде Akzo Nobel имелись и другие новинки. В дополнение к уже имеющейся популярной серии полиуретановых красок для коммерческого транспорта Sikkens Autocoat BT, была экспонирована продукция принадлежащей компании Akzo Nobel фирмы Mason® CT. Во-первых, это полиуретановые эмали Mason® CT QDP, которые быстро сохнут, удобны в использовании, обеспечивают высокую прочность, долговечность и превосходный внешний вид поверхности. Эмали QDP имеют возможность колеровки в широком цветовом диапазоне и отвечают современным европейским требованиям по ограничению содержания летучих соединений.
Во-вторых, в гамму продуктов с торговой маркой Mason® CT входит чрезвычайно интересный материал MioGard, объединяющий свойства грунта и отделочного покрытия. MioGard обеспечивает прекрасную долговременную антикоррозионную защиту и в то же время это упругое, хорошо сопротивляющееся сколам покрытие обладает приемлемыми декоративными свойствами. Mason® CT MioGard поставляется в двух цветовых вариантах - черный и серебристый «металлик» - и используется для окраски крыш автобусов и вагонов электричек.
Третий продукт в гамме товаров для окраски коммерческого транспорта Mason® CT - антикоррозионный грунт-выравниватель Rapid SuperBuild Primer. Его отличает хорошая заполняющая способность, несложное нанесение как на зашкуренную поверхность, так и способом «мокрый по мокрому», быстрая сушка и наличие нескольких цветовых вариантов.
Рынок потребителей ЛКМ в России чрезвычайно неоднороден. В столице и крупных городах, где много дорогого личного транспорта и относительно развита инфраструктура предложений услуг по высококачественной окраске, стоимость окраски одной автомобильной детали может достигать 300 долларов. В то же время в среднем по стране эта услуга оценивается в 1000 рублей.
А учитывая, что в эту цену заложена стоимость расходных материалов, становится ясно, что в нашей стране «краски разные нужны, краски разные важны».
Для удовлетворения запросов владельцев недорогих российских машин и подержанных иномарок компания Akzo Nobel предлагает новые группы материалов, стоимость которых по некоторым позициям в два раза ниже стоимости материалов покрасочных систем высшего сегмента рынка.
Одна из них имеет торговую марку Dynacoat. Материалы Dynacoat способны удовлетворить запросы СТОА любого уровня. На выставке была представлена гамма полиэфирных шпатлевок и прозрачные лаки 2 типов - MS и HS. Новые лаки обладают отличным розливом, быстро сохнут и хорошо полируются. Кроме того, они (впрочем, как и шпатлевки) предлагаются в различных фасовках, что, безусловно, будет оценено розничными продавцами.
Полиэфирные двухкомпонентные шпатлевки Dynacoat обладают прекрасной адгезией и образуют эластичный и легко шлифуемый слой.
В ассортименте представлены шпатлевки на любой вкус: универсальная, финишная с более тонкой структурой, усиленная стекловолокном для заделывания сквозных отверстий в металлических кузовных деталях и жидкая, наносимая краскопультом и предназначенная для заполнения царапин и небольших вмятин. Для каждого вида работ можно выбрать наиболее подходящий материал.
В самое ближайшее время планируется расширение гаммы материалов Dynacoat - к лакам и шпатлевкам добавится грунт-выравниватель.
Помимо этого на выставке анонсировалась новая полная окрасочная система с торговой маркой Lesonal. Фирма Lesonal, обладающая более чем 140-летней историей, была основана в Германии и выступала пионером многих разработок в индустрии авторемонтных лакокрасочных материалов. На протяжении всех этих лет материалы Lesonal пользовались широкой популярностью в Германии, а после вхождения фирмы в состав концерна Akzo Nobel Lesonal стали позиционироваться как качественная компактная лакокрасочная система для среднего сегмента под лозунгом «Отличная Краска - Отличная Цена» (Great Finish. Great Value). С 1996 года успешные продажи материалов Lesonal начались в остальных странах Западной Европы, а в дальнейшем и по всему миру, и везде система получила заслуженное признание среди заказчиков, которые стремятся к достойному качеству за сравнительно невысокую цену.
Lesonal - это полноценная окрасочная система, которая технологически обладает всеми достоинствами систем высшего сегмента, имея при этом еще одно важнейшее преимущество - существенно более низкую цену материалов. Ассортимент Lesonal включает:
• систему смесительных тонеров («акрил» и «база»). С помощью миксера, развитой цветовой документации и специального программного обеспечения для ПК в этой системе могут быть подобраны цвета всех российских автомобилей и иномарок, включая «металлики» и «перламутры»;
• гамму подготовительных материалов, включая антикоррозионные (в том числе протравливающий) грунт, грунты-наполнители и грунт для пластиков;
• прозрачные лаки двух типов - MS и HS Extra;
• ко всем продуктам предлагаются отвердители и разбавители различных типов, которые позволяют подготовить нужную смесь для любых видов эмалей и условий ремонта.
Подчеркнем еще раз высокое качество этих материалов при существенно меньшей стоимости.
Все новинки описать чрезвычайно трудно, но еще об одном новом явлении необходимо хотя бы упомянуть. Конечно, Akzo Nobel - это, в первую очередь, химический концерн. Однако, понимая, что успеха на российском рынке может достичь только тот, кто предложит всю гамму услуг, необходимых для автосервисов, российское представительство Akzo Nobel для решения этой задачи работает в тесном контакте со своими крупнейшими партнерами. На одном и том же стенде на MIMS\'2002 были представлены как различные расходные материалы, так и оборудование малярного участка: краскопульты Sata, инфракрасные сушки IRT, шлифовальное и полировальное оборудование Festool и даже окрасочно-сушильные камеры и стенды для кузовного ремонта. Теперь заказчик, обратившись в такие фирмы, как «Авто ЭМ» и «Автолак», может полностью укомплектовать своей автосервис, начиная от проектирования и заканчивая поставками расходных материалов. Впрочем, этому вопросу посвящена отдельная статья в этом номере журнала.
|