Разборка двигателя, поступившего в капитальный ремонт, со всей очевидностью показывает: после длительной работы многие детали основательно изношены. Их надо либо заменять на новые, либо реставрировать - исправлять искажения геометрической формы поверхностей, восстанавливать размеры деталей до исходных или специально принятых ремонтных значений. Понятно, что для такой работы требуется соответствующее технологическое оснащение.
Детали современных автомобильных двигателей - блок цилиндров, головка блока, коленчатый и распределительный валы, шатуны и др. - изготовляются с высокой точностью. Допустимые отклонения размеров, взаимного расположения и формы рабочих поверхностей, как правило, не превышают 0,010 мм. Соответственно и стоимость таких изделий высока. При всей сложности восстановления их выгоднее ремонтировать, а не менять на новые (разумеется, если деталь не имеет аварийных повреждений). С другой стороны, оборудование для ремонта должно обеспечивать точность обработки рабочих поверхностей на уровне, соответствующем новой детали.
Если провести анализ традиционных для России способов (технологий) ремонта деталей двигателей и используемого для этой цели оборудования, то откроется следующая картина.
Некоторые детали просто не ремонтируют и даже не проверяют (например, шатуны), а специализированное оборудование для таких операций отсутствует. Практически нигде нет оборудования для столь важных работ, как обработка поверхностей постелей коренных подшипников в блоках цилиндров, седел, тарелок и торцев клапанов, рычагов, толкателей и многих других.
Имеющееся на ремонтных предприятиях оборудование весьма ограничено по номенклатуре и далеко не всегда удовлетворяет современным требованиям, особенно тем, которые касаются точности обработки деталей. Стандартный набор - шлифовальный, расточный и хонинговальный станки универсального типа - слишком узок, чтобы работать полноценно. В списке оборудования отечественных ремонтных мастерских обычно отсутствуют целые классы станков, в частности специальные хонинговальные станки, исключительно широко применяемые за рубежом при ремонте не только цилиндров, но и многих других рабочих поверхностей.
Как обстоят дела на Западе? Только в США есть более 20 крупных фирм, выпускающих множество специализированных станков, приспособлений и инструмента. Наиболее известные фирмы, такие, как «Ван Норман», «Квик-Вэй», «Саннен», «Шторм Вулкан», и др., предлагая широкий выбор оборудования, имеют выраженную специализацию. К примеру, «Ван Норман» наряду с другим оборудованием выпускает особенно большую номенклатуру расточных и шлифовальных станков, «Квик-Вэй» - расточных станков и станков для ремонта головок блока. Знающим специалистам хорошо известна фирма «Саннен», которая более 70 лет специализируется на оборудовании для ремонта различных отверстий в деталях двигателя.
Один из наиболее интересных станков с этой маркой - полуавтоматический вертикально-хонинговальный станок модели CV-616 для обработки поверхностей цилиндров. Он рассчитан на любые типы блоков, включая V-образные и алюминиевые. Специальная конструкция хонинговальной головки с жесткой подачей брусков на разжим обеспечивает исправление конусности и овальности цилиндра при скорости обработки до 0,02 мм/мин без предварительного растачивания. Подача брусков на разжим производится автоматически в зависимости от крутящего момента на выходном валу станка, причем станок сам отключится при достижении заданного размера. Усовершенствованная модель СК-21 с числовым программным управлением запоминает размер первого цилиндра и автоматически хонингует следующие цилиндры до того же размера. Этот станок позволяет также использовать многобрусковые головки с тем, чтобы совместить в одном цикле предварительное и финишное хонингование.
Небольшим мастерским фирма «Саннен» предлагает недорогое приспособление UN-60 для ручного хонингования. Используемая здесь хонинговальная головка AN-112 с ручной подачей брусков на разжим легко адаптируется к отечественным сверлильным и хонинговальным станкам. Для хонингования цилиндров используются, как правило, корундовые бруски различной зернистости. Финишную операцию фирма рекомендует производить не традиционными брусками, а специальными «щетками» с покрытым абразивом стальным «ворсом». Для обработки алюминиевых цилиндров без покрытия (двигатели автомобилей «мерседес», «порше» и «ауди») предусмотрена специальная технология с использованием «мягких» силиконовых паст.
При ремонте двигателей часто возникает необходимость обработки постелей коренных подшипников коленчатого вала в блоке цилиндров. При серьезных повреждениях постелей используют горизонтально-расточной станок СВ-24000 (его применяют также для ремонта отверстий подшипников распредвала в головке блока). Окончательная (финишная) обработка постелей после растачивания, а также обработка незначительно изношенных постелей выполняется на горизонтально-хонинговальном станке СН-100. Перед обработкой постелей необходимо предварительно подрезать поверхности разъема крышек подшипников; для этой операции предусмотрен плоскошлифовальный станок CRG-780.
После длительной работы, а также из-за различных неисправностей подшипников (проворачивание вкладышей) возникает износ или деформация поверхностей в головках шатунов. Для их ремонта существует специализированный расточной станок РМ-300, а также горизонтально-хонинговальный станок LBB-1660.
Широкая гамма станков, оборудования и инструмента предлагается для ремонта головок цилиндров.
Для исправления плоскости головок предназначен высокопроизводительный и точный вертикально-фрезерный станок HBS-2100, позволяющий обработать всю плоскость за один проход. Станок VGS-20 используется для снятия, установки и обработки направляющих втулок и седел клапанов. Окончательная обработка седел производится профильным резцом, который сразу формирует все углы профиля седла. Концентричность седла и направляющей втулки обеспечивается в пределах 0,01 мм.
В небольших мастерских, при ограниченности средств на оснастку, для ремонта головок блоков удобно использовать стенд HS-60 в комплекте с приспособлением MVS-2200 (ремонт седел клапанов), КТ-роллерами и алмазными развертками (ремонт направляющих втулок клапанов).
Для исправления изношенных фасок и торцев клапанов, а также рабочих поверхностей коромысел и рычагов привода клапанов существуют специализированные шлифовальные станки VR-6500 и VR-7000. Разборку и сборку головок, особенно при больших объемах ремонтной деятельности, целесообразно выполнять на специальном стенде CHW-40 с пневмоприводом.
Помимо указанного оборудования фирма «Саннен» выпускает набор специальных приспособлений для выпрессовки и установки поршневых пальцев В-500L, а также необходимые для этой работы гидравлический пресс ВР-10 и приспособление CRH-50 для нагрева шатуна и поршня.
Доброкачественный ремонт невозможен без хорошего измерительного инструмента. Поэтому фирма уделяет очень большое внимание вопросам измерения деталей, предлагая большой ассортимент измерительного инструмента высокой точности. Особенно интересны не имеющие отечественных аналогов приборы для контроля деформации шатунов (TN-111), клапанов (VRC-500) и седел (VS-100S), а также установочный прибор CF-1126 для очень точной (до 0,6 мкм) настройки нутромеров. У самих же нутромеров «Саннен» традиционного исполнения точность весьма высока - погрешность измерения не превышает 2 мкм.
|