Как выбрать оборудование для СТО? Ответ на этот вопрос - тема многих публикаций нашего журнала, из которых специалист может составить свое мнение о конкретной модели оборудования, ее характеристиках, провести сравнение с аналогичной продукцией других фирм и даже «увидеть» это оборудование в действии.
Тем не менее определенный круг вопросов нередко остается «за кадром». Например, как долго будет работать тот или иной прибор, стенд или установка без поломок? И как продлить срок службы оборудованию? И что делать, если обнаружится неисправность? В конечном счете эти вопросы важны не меньше, чем технические характеристики или цена оборудования. Более того, они в значительной мере и должны определять правильный выбор.
В самом деле, не секрет, что оборудование для обслуживания и ремонта автомобилей тоже должно обслуживаться и со временем вполне может потребовать ремонта. Что совершенно очевидно - любая техническая система подвержена износу, в ней возможно возникновение дефектов, отказов и поломок.
Учитывая напряженный режим работы на СТО, многие позиции используемого оборудования попадают в весьма неблагоприятные условия, в которых бесперебойная работа и долговечность прибора или установки начинают зависеть от многих факторов: технических характеристик, качества и стоимости, режима эксплуатации, квалификации персонала. И не исключено, что ошибки при выборе модели оборудования или пренебрежение элементарными правилами эксплуатации и техобслуживания сравнительно быстро приведут к поломкам и выходу из строя.
Исходя из этого, остается признать, что «вечного» оборудования просто не существует. Другими словами, все то, что сегодня приобретает СТО для работы, в будущем рано или поздно выйдет из строя. От этого достаточно печального факта нельзя просто так отмахнуться - авось повезет. Напротив, именно это обстоятельство необходимо положить в основу стратегии СТО по выбору оборудования: это либо приобретение недорогого, среднего качества оборудования, не требующего больших вложений, но и не предполагающего длительного использования (год - полтора), либо приобретение дорогостоящего оборудования, рассчитанного на длительную, интенсивную эксплуатацию. Но в любом случае о том, где и как его обслуживать и ремонтировать, надо задуматься уже сегодня.
Почему произошла поломка?
К сожалению, практика показывает, что многие дефекты и неисправности оборудования не происходят сами по себе - им обычно кто-то или что-то «помогает». Парадокс, но главными «помощниками» чаще всего выступают те, кто в первую очередь заинтересован в надежной работе и должен беречь оборудование - сами работники СТО.
Неправильная эксплуатация оборудования, таким образом, оказывается весьма распространенной причиной поломок. Ошибки обычно делают из-за незнания или непонимания принципов действия стенда, установки или прибора, но нередко и просто из-за халатности.
Возьмем воздушный компрессор - пожалуй, одну из самых распространенных позиций на СТО. Достаточно ошибиться при выборе модели и не обеспечить соответствие его параметров с условиями эксплуатации, в том числе с характеристиками воздушной сети - и все, компрессор долго не протянет. Обычно подобная ситуация случается «от экономии»: приобретается компрессор подешевле и меньшей, чем нужно, производительности, который начинает работать с перегрузкой, перегревается и в конечном счете выходит из строя: быстро изнашивается поршневая группа, а то и просто поршень заклинивает в цилиндре от перегрева. А бывает, что к таким же последствиям приводят утечки воздуха.
А как объяснить, что часто игнорируются самые элементарные указания инструкций по эксплуатации? К примеру, у мойки высокого давления не сбрасывают давление после выключения, оставляют агрегат замерзать на улице, «размораживая» до неремонтопригодности помпу или змеевик бойлера, льют в систему подогрева воды что ни попадя вместо нормального топлива. Какая уж тут долговечность, какая надежность?
По тому же непониманию оборудование на СТО может попасть и в чрезмерно жесткие условия - из-за высокой или низкой температуры, большой влажности, чрезмерной запыленности воздуха в помещении, агрессивного химического состава и механических примесей в используемой воде. Поэтому, прежде чем монтировать оборудование, приобретаемое «надолго», необходимо проанализировать условия его работы - например, правильно ли смонтирована пневмолиния, достаточен ли приток воздуха в изолированное помещение, где установлен компрессор, и т.д.
Несвоевременное техобслуживание, а то и вовсе его отсутствие - еще одна распространенная причина дефектов и поломок оборудования. Как известно, каждый производитель рассчитывает приблизительный ресурс агрегата и устанавливает свой график технического обслуживания. Казалось бы, зачем тратить время и средства для проведения ремонтных работ, если аппарат и так выполняет свои функции и работает исправно, без перебоев? С другой стороны, не странно ли, что при обслуживании, скажем, автомобиля таких вопросов не возникает: как говорится, «раз надо так надо». Более того, ремонтное оборудование ничуть не проще иного автомобильного агрегата, и здесь действуют те же законы для сложных технических систем - предупреждение ремонта всегда обходится дешевле, нежели устранение неисправности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что без соответствующего обслуживания оборудование, особенно работающее интенсивно, долго не протянет.
Тогда почему обслуживанием пренебрегают? Отбросим упомянутые выше причины непонимания смысла и халатности - получим незнание и отсутствие необходимой квалификации.
Действительно, простейшие операции - контроль уровня масла, его периодическую замену, а также замену фильтров в агрегатах - провести в целом несложно. Но и их не делают, видимо, забывают (трудно предположить, что не умеют). Если же делают неправильно, например, используют несоответствующее масло, еще хуже.
Более сложные регламентные работы силами автосервиса не выполнить - нужны соответствующая оснастка, специнструмент, запчасти, техническая информация. Интересно, много ли руководителей СТО, покупая оборудование подешевле, задумываются о том, где и кто будет выполнять эти работы? Результат - «мертвые» стенды, установки и приборы года через два остается только выбросить.
Естественный износ и старение - это то, что есть всегда, даже при соблюдении всех правил эксплуатации и техобслуживания. Изнашиваются уплотнения, трущиеся пары, вкладыши. Быстро или медленно - зависит от технических характеристик оборудования и интенсивности его работы. Очевидно, оборудование, имеющее «запас прочности», будет работать намного больше, чем «перегруженное», хотя первое, скорее всего, обойдется дороже. В целом же цена при покупке в определенной степени определяет долговечность в эксплуатации - дорогостоящее оборудование профессионального уровня, как правило, служит во много раз дольше дешевого бытового.
Скрытые дефекты производственного характера - пожалуй, последняя возможная причина досрочного выхода оборудования из строя. Вероятность того, что скрытый дефект не будет выявлен производителем при выходном контроле, незначительна (не более 2-3%), но все же существует, и упомянуть о ней мы должны. Именно на эти случаи и распространяется гарантия. Естественно, подобные неисправности должны бесплатно устраняться производителем или его дилером.
После того как причины выхода оборудования из строя названы, поговорим о другом. Сегодня за рулем ездит немало технически грамотных людей, которые могут сделать в своем автомобиле многое своими руками. Но лучше это все-таки доверить специалистам. А о сложных системах, имеющих свое KNOW HOW, и говорить не приходится. Этот подход в полной мере распространяется на ремонт автосервисного оборудования. И чем сложнее оборудование, тем выше роль сервиса в эксплуатации, если последняя должна быть долгой.
Кстати, дело не только в ремонте. Автомобили, к примеру, нередко требуют регулировки и настройки узлов и систем, когда их параметры в результате длительной эксплуатации выходят за допустимые пределы. Оборудование для ремонта автомобилей - не исключение. Так, многие приборы и установки должны проходить периодическую поверку соответствующими государственными службами. А значит, их тоже надо настраивать, калибровать, иначе поверку они не пройдут, ну прямо, как автомобили - техосмотр в ГИБДД. В общем, аналогия просматривается 100-процентная.
Как ремонтировать авторемонтное оборудование?
Как для ремонта и обслуживания автомобилей существуют автосервисы, так и для ремонта и обслуживания автосервисного оборудования существуют специальные технические центры (обычно при фирмах-поставщиках).
Технический центр, обслуживающий и ремонтирующий оборудование (ввиду своей оснащенности специнструментом, оборудованием, оснасткой, испытательными стендами, техдокументацией, запчастями), оказывается весьма мощной сервисной станцией со всеми ей присущими вспомогательными службами.
Пост приемки - с него, очевидно, все и начинается: мастер-приемщик заполнит всю необходимую документацию, опишет «жалобы» заказчиков, составит предварительный диагноз. Для иногородних заказчиков здесь же проконсультируют по телефону или передадут сообщение по факсу, при необходимости ремонта крупногабаритного стационарного оборудования оформят заявку на выезд мастера.
Далее принятое в ремонт оборудование (в зависимости от его типа и предварительно поставленного диагноза) поступает на слесарный участок или участок ремонта электроники.
Слесарный участок, включающий участок электрика, вооружен, что называется, «до зубов»: здесь разберут и соберут любой стенд, установку или агрегат. Для чего используется масса специнструмента, приспособлений и оснастки.
А основные «клиенты» участка - всевозможные компрессоры, мойки высокого давления, домкраты, шиномонтажные стенды, сварочные аппараты и т.д.
Электронный участок служит для наладки и ремонта электронных приборов и блоков. На этом участке протестируют, найдут и устранят неисправность практически в любом электронном оборудовании, откалибруют по утвержденным методикам газоанализатор, дымомер, мотор-тестер, балансировочный станок или тормозной стенд.
Техническая библиотека с огромным количеством ремонтной документации расположена рядом. Значение ее трудно переоценить - без чертежей, описания технологических операций и методик поиска неисправностей во многих стендах, установках и приборах не разобраться. Кстати, вся документация получена от производителей оборудования, систематизирована, бережно хранится и всегда «под руками».
Склад запасных частей занимает в техцентре особое место. Очевидно, чем больше номенклатура ремонтируемого оборудования, тем больше и номенклатура запчастей на складе. Поэтому приходится держать на складе запчасти на достаточно кругленькую сумму - около 50 тыс. долларов.
Мера эта вынужденная и по другим причинам. Так, в отличие от автомобильных деталей запчасти для тех же моек или компрессоров можно получить только у их производителей. А это довольно долгая процедура - поставка на заказ будет осуществлена за 2-4 недели. В результате ремонт может здорово растянуться во времени.
Существенное сокращение сроков ремонта обеспечивает поддержание на складе строго определенного ассортимента деталей, наиболее сильно подверженных износу или поломкам. Определение такого ассортимента - вопрос опыта специалистов техцентра, а также результат оперативной работы с производителями, при которой строго и быстро отслеживаются все изменения конструкции узлов и агрегатов оборудования.
Когда количество деталей на складе становится значительным, без компьютерного учета уже не обойтись. Поэтому каждой детали присваивается код, соответствующий месту ее хранения, а для поиска деталей используются электронные базы данных (каталоги) производителей.
Ремонт сложных установок и приборов занимает обычно немалое время. А это простой автосервиса. Этого можно избежать, если существует подменный фонд наиболее «ходовых» моделей оборудования. Именно так и делается: в солидном техническом центре есть компрессоры, мойки, газоанализаторы и мотор-тестеры, которые заказчик может получить на то время, пока его оборудование находится в ремонте.
И, наконец, нельзя не отметить специалистов, здесь работающих. В отличие от автомехаников специалистов по ремонту оборудования практически никто не готовит. Поэтому каждый работающий в техцентре по-своему уникален. Более того, чтобы грамотно и качественно ремонтировать, многие прошли стажировку и аттестацию у производителей оборудования.
Короче, ремонт оборудования оказывается делом очень и очень серьезным. Тем не менее отремонтировать удается не каждую установку - «экзотические» марки и модели «оживить» трудно из-за отсутствия запчастей и техдокументации. Именно поэтому одним из главных при выборе оборудования для СТО остается вопрос: «где ремонтировать?»
Что и где покупать?
Теперь, ознакомившись с системой ремонта оборудования, нетрудно определить, «куда надо смотреть» при его покупке. Итак, первое правило: если предполагается долговременная эксплуатация оборудования, цена, скорее всего, отойдет на второй план - дешевые вещи, как известно, долго не служат.
Ну хорошо, ищем, что получше и подороже - вариантов тоже масса, как и торгующих организаций. Здесь уже ясно, что выбирать надо ту, которая обеспечивает полный комплекс услуг по технической поддержке предлагаемой продукции - от монтажа и ввода в эксплуатацию до техобслуживания и ремонта.
А имеет ли продавец сервисный центр? Если да, то можете смело покупать - никакие дефекты и поломки вам уже не будут страшны ни в гарантийный, ни в послегарантийный период. Хотя для верности полюбопытствуйте, как, где и кем выполняются ремонтные работы, каким образом организована сервисная служба. Именно так поступили и мы, посетив технический центр фирмы «Сфера-Сервис» - один из крупнейших поставщиков автосервисного оборудования и инструмента, в результате чего и появился материал для этой статьи.
|