Проблема борьбы с коррозией стара, как мир. И наш журнал уделяет ей самое пристальное внимание - например, первая антикоррозионная статья увидела свет еще в марте 1997 года, в пилотном номере. Называлась она «Трое против коррозии».
С тех пор мы опубликовали не менее пятнадцати статей на эту тему. Но пришло время менять концепцию...
О критическом отношении к теме
В последнее время о защите автомобиля от коррозии не писал только ленивый. Трудно найти автомобильный журнал или газету, не затронувших эту интереснейшую тему.
Однако большинство публикаций, повествующих об антикоррозионных препаратах и технологиях той или иной фирмы, имеют существенный изъян - прочитав их, можно сделать поспешный и неверный вывод: панацея найдена, необходимо обработать кузов данным конкретным материалом, после чего проблем с коррозией больше не возникнет. Образно говоря, каждая публикация водружала знамя победы над коррозией, одержанной какой-либо отдельно взятой фирмой.
Если же статьи отмечались грифом «на правах рекламы», доходило до смешного: в одном и том же журнале могли появиться три, а то и четыре статьи о разных препаратах, в каждой из которых доказывалось, что именно описываемый препарат - самый лучший.
Конечно, газеты и журналы в выходных данных предупреждали и предупреждают: редакция не несет ответственности за сведения, содержащиеся в рекламе. Но потребителю от этого не легче, ему надо из чего-то выбирать... И мы видели немало ехидных ухмылок по этому поводу - как у сервисников, так и у владельцев машин.
Значит, вместо рекламы получается антиреклама? Можно сказать и менее дипломатично: любая статья, восхваляющая только один материал, приносит больше вреда, чем пользы. Причем страдают все: и производители антикоров, и потребитель, и средства массовой информации.
Поэтому мы считаем, что настало время поиска новых форм работы с потребителем. Но прежде, чем перейти к изложению своих соображений на этот счет, оценим роль журнала «Автомобиль и сервис» в освещении антикоррозионной темы - оценим жестко и бескомпромиссно.
Говоря в начале статьи о тематических публикациях, мы подразумевали в ряду изданий и наш журнал. Постоянные читатели помнят, что более года тому назад (в №6 / 2000) редакция анонсировала цикл статей о борьбе с коррозией и даже напечатала соответствующую программу - не безупречную, но достаточно информативную и систематизированную.
Теперь, анализируя годовой опыт публикаций по теме, мы понимаем: стратегическое направление было верным. Но, к сожалению, в рассказах об опыте той или иной фирмы-производителя нам не удалось избежать рекламной окраски. А вот системный подход, столь важный в освещении подобных многоплановых тем, напротив, остался «за кадром».
Но, как известно, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А признание своих ошибок - это признак силы, уверенности в себе. Поэтому редакция не стесняется заявить, что выходит на старт заново и, начиная с данного номера, намерена регулярно публиковать статьи об антикоррозионной обработке.
Продолжение? Нет, начало!
Думаем, будет полезно напомнить краткое содержание опубликованной ранее программы, которую мы считаем актуальной и сегодня.
Опыт, в том числе и накопленный на «АБС-сервисе», показал: защита от коррозии отдельных элементов кузова малоэффективна, даже если под «отдельными элементами» понимать днище, колесные арки и внутренние полости (выделено нами. - Авт.). Однако именно такая обработка является сегодня традиционной, входящей в «джентльменский набор» послепродажной подготовки автомобиля.
Но мы-то собираемся говорить о полноценной антикоррозионной обработке автомобиля. Поэтому не будем забывать и о других операциях, как-то: специальной защите сварных швов, лакокрасочного покрытия, обработке хромированных деталей, двигателя и выпускной системы, элементов подвески, салона и надежной герметизации стекол. Отдельного рассмотрения требуют способы защиты кузовов из различных материалов: неоцинкованных и оцинкованных сталей, а также имеющих алюминиевые панели.
Мы напомнили обо всем этом, дабы подчеркнуть: при борьбе с коррозией, равно как и при описании методов этой борьбы, нужен системный подход. Тот самый, что применяется в научных центрах ведущих мировых производителей антикоррозионных материалов. На наш взгляд, он включает четыре основных составляющих:
• антикоррозионные материалы;
• оборудование для их нанесения;
• информационное обеспечение;
• человеческий фактор.
По своему назначению антикоррозионные материалы могут быть разделены на несколько групп.
Во-первых, материалы для внутренних полостей. Это жидкие, проникающие в малейшие щели продукты. Кстати, такая способность - один из главных критериев оценки их свойств при испытаниях.
Во-вторых, густые материалы для защиты поверхностей, не подверженных активному абразивному воздействию, - например днища (исключая колесные арки).
В-третьих, антигравийые материалы для обработки колесных арок и прочих участков кузова, испытывающих массированные пескоструйные атаки.
В-четвертых, препараты и средства для защиты лакокрасочного покрытия кузова.
Мы выделим классы герметиков и материалов, предназначенных для защиты отдельных участков кузова, например, молдингов, хромированных деталей, уплотнителей. Поговорим о полиролях (это отдельная большая тема), красках для глушителей, прозрачных защитных лентах, подкрылках и различных козырьках.
Говоря о материалах, мы рассмотрим их состав: что является основой, наполнителем, какие применяются растворители, ингибиторы коррозии... Побеседуем о свойствах: адгезии, тиксотропности, пенетрации, способности вытеснять влагу, экологичности характеризуемой применяемым растворителем и процентом сухого остатка. И подчеркнем особо: полная система защитных материалов может включать несколько десятков наименований.
При описании оборудования для антикоррозионных материалов обычно ограничиваются рассказом о пистолетах высокого и низкого давления. Этого, конечно, недостаточно.
Мы начнем с оборудования для подготовки автомобиля к антикоррозионной обработке. Прежде всего это мойка и специфическая сушка автомобиля. Затем поговорим о машинках и щетках для очистки кузова от ржавчины и отслужившего свой срок покрытия. Рассмотрим оснастку для демонтажа молдингов и декоративных панелей, а также сверла для подготовки технологических отверстий, в которые будет закачиваться антикоррозионный материал.
После этого перейдем к описанию насосов в сборе с емкостями (бочками), пистолетов, шлангов и насадок для нанесения материалов. Поговорим о воздушном и безвоздушном распылении. Ознакомимся с энергетическим обеспечением (электроэнергия, сжатый воздух), также с маскирующими материалами и грибками-заглушками для технологических отверстий.
Побеседуем об организации участка для антикоррозионной обработки. Здесь мы ответим на следующие вопросы. Как рассчитать пропускную способность участка, какое нужно оборудование - подъемник, компрессор, мойка высокого давления, указанная выше спецоснастка. Какие понадобятся площади, чтобы разместить все это хозяйство? Как подвести тепло и сжатый воздух? Как мыть машину, как ее сушить, чтобы участок не простаивал? И даже такой действительно важный вопрос: чем занять клиента, пока его машина проходит обработку?
Пристальное внимание будет уделено информационному обеспечению. Мы обязательно ознакомимся с заводскими технологиями антикоррозионной обработки - эти знания очень помогут в дальнейшем разговоре. После этого перейдем к описанию технологических карт для обработки машины на антикоррозионных станциях. По данным ведущих производителей автомобилей и фирм, выпускающих антикоррозионные материалы, машина считается надежно защищенной только в одном случае: если она обработана по определенной схеме с учетом скорости корродирования отдельных элементов.
Изучая фирменную документацию, мы ответим на вопросы «как делать?». Как следует поступать при обработке двери - обойтись заводскими технологическими отверстиями, сверлить дополнительные или разобрать дверь? А если уж сверлить - как правильно обработать края просверленных отверстий? Мы рассмотрим такие ситуации на конкретных примерах.
Не останутся без ответов и вопросы, начинающиеся со слова «почему?». Действительно, почему у нового, обработанного современными материалами автомобиля после одной зимы под крылом появилась ржавчина?
И, наконец, о человеческом факторе. Можно приобрести современные антикоррозионные материалы, дорогое оборудование, подробные технологические карты и... не суметь ничего сделать. Недаром в любую зарубежную антикоррозионную систему входит программа обучения мастеров. Мы, естественно, расскажем о таких программах.
В своих рассказах мы будем использовать информацию от ведущих мировых фирм - производителей антикоррозионных материалов, опираться на опыт их сервисных центров, знакомить читателей с мнением российских ученых - специалистов по коррозии и методам борьбы с ней.
Мы планируем ознакомиться с опытом ведущих станций, которые занимаются не только профессиональной предпродажной подготовкой автомобиля, но и обеспечивают восстановление антикоррозионной защиты кузова, например после аварии.
При этом авторы не намерены апеллировать к какому-либо одному антикоррозионному материалу. Мы будем рассказывать прежде всего о технических задачах антикоррозионной обработки, а те или иные особенности иллюстрировать примерами опыта разных производителей разных материалов. Подчеркнем - разных, ибо российский рынок настолько велик и многообразен, что обойтись препаратами одной фирмы здесь просто невозможно. А там уж дело потребителя - выбирать для своих нужд материал той или иной марки.
Кстати, сориентировать потребителя в море антикоров не так-то просто. Недавно редакция провела исследования: владельцам и мастерам автосервисов в различных регионах России была предложена анкета. В списке вопросов был и такой: «Какие современные антикоррозионные материалы Вы используете?» К нашему изумлению, многие ответили: «отработанное моторное масло и битум». Вот уж современные материалы! Какое уж тут качество! Так что наш цикл призван решить и еще одну задачу - просветительскую.
Кто в команде «АБС-авто»
А теперь перейдем к обоснованию выбора партнеров, на чей опыт мы будем ссылаться в своих статьях. В настоящее время на рынке представлена широкая гамма антикоррозионных материалов различных производителей. Эти материалы можно разделить на три основные группы.
Первая группа
Современные профессиональные препараты с хорошими защитными свойствами. Они занимают значительный сектор российского рынка, их названия у всех на слуху. Эти материалы появились на российском рынке первыми, что дало им определенную фору, а длительная, напористая и грамотная рекламная кампания еще больше увеличила их популярность.
Вторая группа
Современные профессиональные препараты, не уступающие по качеству материалам первой группы. В России эти составы распространены не столь широко, как первые, хотя большинство из них известны за рубежом не один десяток лет.
Кто-то из производителей препаратов второй группы сконцентрировался на узкой гамме продукции, но зато добился в своем деле высочайшего профессионализма. Кто-то создал полноценную систему антикоррозионной защиты и сегодня располагает как профессиональными препаратами, так и средствами индивидуальной обработки автомобиля для частных владельцев.
Но всех их объединяет привлекательная черта: за сравнительно короткий срок после появления в России они завоевали на нашем рынке свою нишу. О чем это говорит? Конечно же, о качестве продукции. Ведь популярность любого товара можно представить как функцию качества, помноженного на рекламные усилия. Если вспомнить, что, в отличие от материалов первой группы, доля рекламных усилий здесь невелика, качество говорит само за себя.
Третья группа
В эту группу входят составы довольно широкого диапазона. Здесь и неудачные копии материалов первой и второй групп, фактически спекулирующие на именах «грандов», и препараты неизвестного происхождения. Отличаются низкой ценой, что в сочетании с неосведомленностью потребителя дает весомые козыри в конкурентной борьбе. Характерным примером здесь служат продающиеся на авторынках банки с надписью «Антикоррозионная мастика» с непонятным содержимым и отсутствием каких-либо данных о производителе.
Полагаем, читатель уже догадался, что наши статьи будут иллюстрироваться примерами использования материалов из первой и второй групп. Но прежде чем огласить их названия, подчеркнем: цель обновленного цикла публикаций - это предоставление объективной технической информации о методах и средствах антикоррозионной защиты заинтересованным лицам, а именно:
• Директорам автосервисов, мастерам антикоррозионных участков и всем специалистам, связанным с указанной темой. Они найдут в наших статьях профессиональные рекомендации - чем и как нужно работать.
• Коммерсантам-оптовикам. Знакомясь со статьями, бизнесмены смогут сориентироваться в море предложений антикоррозионных материалов и выбрать оптимальный для своего региона вариант.
• Конечным потребителям - автомобилистам. Они ознакомятся с методами защиты кузова и осознанно выберут антикоррозионный материал для своего автомобиля.
Объективность изложения будет обеспечиваться ссылками на следующие антикоррозионные материалы. Чтобы нас не обвинили в пристрастиях, перечислим их строго в алфавитном порядке.
• Dinitrol, производитель - концерн Dinol AB (Швеция).
• Mercasol, производитель - концерн Geveko Industry (Швеция).
• Soudal, производитель - концерн Soudal (Бельгия).
• Waxoyl, производитель - концерн Waxoyl AG (Швейцария).
А возможности препаратов, производимых указанными фирмами, мы приводим в таблице.
И в заключение объявим тему следующей публикации - «Автомобиль и коррозия». Ее содержание таково. Коррозия как явление. Очаги коррозии в кузове. Влияние атмосферы, климата, городских условий, экологии, способа хранения автомобиля, зимней эксплуатации, состояния дорог и т.д. на скорость коррозии. Сколько «проживет» кузов в тех или иных условиях. Наиболее «слабые» места у тех или иных моделей (примеры). Влияние подгнившего кузова на безопасность движения.
Полностью победить коррозию нельзя, но защититься можно и должно.
|