Без сжатого воздуха в современной мастерской - как без воды в старой песне: «... ни туды, и ни сюды». Пневмоинструменты практически вытеснили своих электрических собратьев. В самом деле, гайковерты, отрезные и шлифовальные машины, дрели, запитываемые от пневмомагистрали, лучше всего подходят для интенсивного профессионального использования: их энерговооруженность - отношение мощности к весу - почти вдвое выше, они надежнее и долговечнее. Немаловажно, что пневмоинструмент пожаробезопасен. Никаких искрящих узлов - можно работать во влажных и насыщенных парами горючих веществ участках. A для малярных работ профессиональных окрасочных пистолетов с электроприводом вообще не существует.
О том, как выбрать источник сжатого воздуха - компрессор для автомастерской - наш журнал очень подробно рассказал в №№ 6,7,8/2001 г.
А вот ответ на вопрос, как этот самый сжатый воздух (или энергоноситель) довести с минимальными потерями до конечного потребителя, остался «за кадром». Первая же часть статьи этого цикла, опубликованная почти полтора года назад, была в большей мере посвящена вопросам очистки и осушения сжатого воздуха.
На первый взгляд тема монтажа трубопровода пневмолинии в мастерской не очень интересна и актуальна. По крайней мере, такое отношение к магистрали бытовало еще несколько лет назад. Однако положение меняется и то, что было малозначительным, сегодня начинает занимать доминирующее положение. Недаром установлено, что первое впечатление бывает обманчивым. В оснащении современной мастерской мелочей не бывает - эта аксиома имеет непосредственное отношение к пневмомагистрали. В противном случае - эта самая магистраль превращается в трубу, через которую прибыль предприятия бесследно улетучивается.
Между компрессором и инструментом...
... категорически неприемлема пневмолиния из гибкого шланга или стальной водопроводной трубы, даже оцинкованной. Почему? Давайте по порядку.
Гибкий шланг неприемлем, в первую очередь, по причине своей гибкости, а точнее упругости. Потери давления при транспортировке воздуха по такому «трубопроводу» могут быть весьма значительны. Кроме обычных потерь на трение, в условиях упругого трубопровода добавляются потери волнового характера, вызывающие пульсацию шланга. И эти потери на порядок (а то и больше) превышают потери на трение. Дальше - простая арифметика: на практике установлено, что потери в жестком трубопроводе диаметром 40 мм на участке трубопровода длиной 10 м снижают давление примерно на 2%. Надеюсь, говорить о том, каков в этом случае размер волновых потерь, не нужно. Таким образом, гибкий шланг в пневмомагистрали может найти свое место только как конечный элемент, причем минимальной длины, непосредственно перед инструментом.
Доступные и недорогие оцинкованные трубы (о «черных» и упоминать не следует) неприменимы в пневмомагистралях - по причине низкой коррозионной стойкости.
Стойкость гальванического цинкового покрытия, в условиях транспортировки сжатого воздуха, неминуемо содержащего пары воды, крайне невысока. Уже через год начинается интенсивное разрушение внутреннего канала трубы с неизбежным засорением воздуха продуктами коррозии. Частицы оксидов железа и отслоившегося цинка очень быстро забивают фильтры и выводят из строя турбины недешевого пневмоинструмента.
Впрочем, для получения значительного материального ущерба год ждать вовсе не обязательно. При проведении окрасочных работ безнадежно испортить нанесенное покрытие можно и значительно раньше, а точнее немедленно. Попробуйте провести пальцем по новой оцинкованной трубе. Следов пылевидного цинка вполне достаточно. А ведь эти же микрочастицы благополучно попадут в окрасочный пистолет!
Из дешевых материалов для пневмолиний имеются еще пластмассовые трубы. Чем не решение проблемы? Тут вполне применима поговорка: «мы не настолько богаты....» - далее все знают.
Недостатки пластмассовых труб, низкая прочность, пожароопасность, необходимость наличия специалиста и специфического оборудования для сварки таких труб с лихвой перекроют их единственное достоинство - дешевизну. Но это не все. У пластмассовых пневмолиний существует еще один недостаток, о котором, начиная монтаж линии, редко задумываются.
Трубы из отечественного пластика ПВХ отсутствуют в ГОСТах и ТУ. А значит, сертифицировать готовую линию и лицензировать участок вряд ли удастся, или же станет весьма проблематично. Учитывая то, что в последние годы автомастерских, работающих «по-черному», становится все меньше и меньше, об этой проблеме стоит задуматься.
Так что же осталось? А остались трубы из цветных металлов, на которые и придется обратить самое пристальное внимание. В первую очередь - на алюминиевые. Из распространенных металлов есть еще медь, но она в 2,5-3 раза дороже алюминия, а никаких преимуществ, с точки зрения технологических свойств, трубы из этого металла не имеют.
На сегодняшний день идеальным материалом для пневмолиний являются трубы из алюминия с полимерным покрытием. Крупнейший производитель этой продукции - французская фирма Transair. Кроме труб, фирма выпускает уголки и другую соединительную арматуру, на которую дает гарантию 50 лет. Все первоначальные расходы за этот срок окупятся стократно. И никаких проблем с загрязнением воздуха! Все-таки на дворе уже 21-й век!
Кроме долговечности и надежности, пневмоматериалы от Transair имеют и другой плюс, оценить который можно в большей мере именно в отечественных условиях.
Внутреннее сопротивление трубопроводов Transair немного ниже, чем у других поставщиков. Все-таки мировой производитель для многих отраслей промышленности (а не только автосервиса) производит более качественный прокат.
А сниженное сопротивление трубопровода позволяет уменьшить потери воздуха. Это «у них там» не редкость - винтовые компрессоры производительностью 7000-8000 л/мин, для которых потеря «каких-то» 800-900 литров несущественна. В наших же автосервисах до 90% используемых компрессоров - это поршневые машины производительностью в лучшем случае 1500-1800 л/мин. В то же время, даже для средней мастерской площадью около 600 м2 необходима пневмомагистраль длиной около 200 м. В таких условиях борьба с потерями воздуха должна быть очень жесткой, и трубопровод от Transair становится незаменимым союзником в этой битве. Проводя расчет пневмолинии, не следует забывать и о некоторых хитростях в арифметике расчета количества воздуха, необходимого для работы потребителя.
Дело в том, что инструменту, потребляющему (по его паспорту), к примеру, 200 л/мин воздуха, вовсе недостаточно компрессора с паспортной производительностью те же 200 л/мин. Нужен агрегат с производительностью по паспорту, как минимум, на 30% выше, даже при прямом соединении компрессора и инструмента.
Причины такого разночтения следует искать у производителей инструмента и компрессоров, а мы можем порекомендовать еще раз прочитать указанные статьи о выборе компрессора.
Проблемам подсчета необходимой производительности компрессора, исходя из реальных потребностей участка в этих материалах, уделено самое пристальное внимание.
Говоря о пневмолинии в современной автомастерской, мы обратили внимание на необходимость самого тщательного выбора материалов для трубопроводов и порекомендовали продукцию Transair. Однако пневмолиния - это не только трубы. Это сложное инженерное сооружение со множеством сочленений. А в этих сочленениях (или соединительных муфтах) также таится немалый экономический резерв.
Вначале вспомним, что любая современная станция подготовки воздуха оснащена холодильником-осушителем. О вреде влаги, удаляемой этим агрегатом, говорилось неоднократно. Без холодильника не обойтись, но снизить затраты при его приобретении - возможно. Воспользовавшись соединительными муфтами Transair, можно смело приобретать менее мощный холодильник и значительно дешевле. Дело в том, что все муфты Transair оснащены завихрителями для конденсации паров и имеют дренажные устройства для удаления конденсата. Вкупе со специальными осушителями, монтируемыми в пневмолинии, эти муфты позволяют отказаться от использования мощного холодильника.
Разъем - не просто разъем
Подключить потребитель (окрасочный пистолет, инструмент) к трубопроводу пневмолинии можно по-разному. Однако мы неоднократно упоминали понятие «современный сервис». Стало быть, и узлы подключения надо оснащать современными разъемами.
Тут мы советуем обратить самое пристальное внимание на продукцию также французской фирмы Prevost. Как и Transair, фирма Prevost - мировой производитель всего спектра разъемов - воздушных и гидравлических для различных отраслей промышленности.
Следовательно, опыта разработчикам Prevost не занимать. Кстати, гидравлические разъемы Prevost можно встретить во многих гидростанциях стендов для правки деформированных кузовов. Эти изящные устройства с легкостью выдерживают давления до 300 бар.
Очень часто марку Prevost можно увидеть на соединительных узлах сварочных горелок со шлангами. Любому газосварщику известно явление «обратного удара», которое полностью исключается при использовании разъемов Prevost. Все они оснащаются специальными клапанами, не позволяющими фронту огня из горелки проникнуть в соединительные шланги.
В пневморазъемах Prevost специалисты сумели сконцентрировать весь накопленный опыт и создать продукцию, не имеющую аналогов по надежности и, в то же время, очень незначительно превышающую по цене своих «одноклассников».
Судите сами, большинство традиционных разъемов выдерживают в наших автосервисах не более нескольких сотен циклов подключений. Основная причина в следующем. Хотя современные пневмолинии оснащаются разгрузочными клапанами для сброса избыточного давления, во многих случаях их конструкция не препятствует размыканию линии под давлением. А нелюбовь наших слесарей к «лишнему» нажиманию кнопок известна. Так же хорошо известно и наше «авось». Вот и отключают инструмент, надеясь на «авось», под мощное шипение воздуха под давлением 6-8 бар. Естественно, люфт в соединениях увеличивается до тех пор, пока многострадальный разъем не начинает «травить» во все стороны.
С разъемами Prevost такой номер не проходит. Наверняка «ихние» слесари также хорошо освоили «искусство» отключения инструмента под давлением. Поэтому все разъемы Prevost оснащены механизмом, который сначала осуществляет сброс давления и затем собственно расстыковку. Имеется два варианта этого устройства: кнопочный и линейный. Оба очень удобны и позволяют с легкостью расстыковывать узел. Но всегда надо совершать два коротких движения: первым - сбросить давление и, только после этого, вторым - расстыковать узел.
Такое решение влияет не только на долговечность узла (а его долговечность просто завидная: производитель гарантирует до 300 тысяч(!) циклов размыканий), повышается безопасность и качество работ. Воздух под давлением 6-8 бар способен сам по себе причинить множество неприятностей, а произвольно «выстреливающий» отрезок шланга с наконечником может не только травмировать рабочего, но и повредить ремонтируемый автомобиль.
Далее: разъемы Prevost покрыты протектором из углепластика, который не только предохраняет их механизм, но и не царапает покрытие кузова, а при его случайных падениях не может возникнуть искра, как иногда случается с металлическими разъемами. А любая искра в малярной камере очень опасна.
В гамме Prevost имеются облегченные разъемы, защитный корпус которых целиком выполнен из углепластика, а так же гибкие (шарнирные) разъемы. Последние - незаменимы при подключении покрасочных пистолетов и гайковертов для шиномонтажных работ.
Как известно, любые разъемы состоят из двух частей - присоединительной и присоединяемой. Присоединяемая часть конструктивно гораздо проще, как правило, это - штуцер определенной формы. Естественно, следует выбирать штуцера Prevost для оснащения инструмента и покрасочных пистолетов. Причина в том, что специалисты фирмы сумели подобрать великолепный материал для этих достаточно простых деталей. При их изготовлении используется особый состав нержавеющей стали высокой стойкости; причем искрообразования при ударах этого металла о посторонние изделия не возникает.
Одним словом, выбирая оснащение Prevost, вы выбираете серьезную технологию работы с воздухом, не позволяя улетучиваться вашей прибыли.
А в заключение скажем: «чтобы не было проблем с воздухом - обращайтесь к специалистам, помогут».
Материал предоставлен специалистами ЗАО «Сфера-Сервис», занимающимся комплексным проектированием, монтажом, поставкой оборудования и комплектующих для автосервисов, в том числе и для пневмолиний.
|