Высокие цены на качественную продукцию вполне закономерны. Они складываются из объективных составляющих: дорогие современные материалы, огромный труд разработчиков, немалые производственные затраты... Но в итоге потребитель получает продукт с уникальными эксплуатационными свойствами. Это еще более актуально, если сам продукт используется для зарабатывания денег.
О правочных системах Globaljig мы писали более двух лет назад, в марте 2000 года. Напомним основные отличия этих систем от «стапелей» других производителей, а для начала вспомним историю.
С появлением цельнометаллических кузовов, представляющих сложную пространственную конструкцию, у мастеров-ремонтников возникла нужда в специфических приспособлениях для восстановления заводских размеров кузова после аварии. На первых порах они обходились рамочными шаблонами, разработанными автомобилестроителями для своих автомобилей. Такие шаблоны позволяют максимально просто и достаточно точно проверять размеры нижней части кузова до ремонта, в процессе работ и после ремонта. Но базой контрольных шаблонов является легкая рама, не способная выдерживать значительные нагрузки при правке поврежденного кузова.
Вполне логично дальнейшее развитие приспособлений для правки, основой которых стала массивная прочная рама, на которой тем или иным образом закрепляется ремонтируемый кузов. Дополнение рамы мощным тяговым устройством значительно облегчило задачу восстановления заводских размеров поврежденного кузова. Укомплектовав такое устройство измерительной системой, разработчики создали правочный стенд для восстановления аварийных кузовов. Можно выделить два основных направления конструирования таких стендов, реализующих соответственно универсальную и шаблонную схемы этих систем. Главное их различие - способ крепления автомобиля на раме стапеля: при универсальном способе кузов крепится за отбортовки порогов или за специальные кронштейны, при шаблонном - через специальные адаптеры за технологические отверстия, к которым крепятся элементы подвески (эти точки собственно и являются контрольными точками кузова).
Достоинство универсальной схемы правки - применение на всех типах ремонтируемых кузовов. На раме такого стенда можно устанавливать и ремонтировать кузов любого автопроизводителя. С помощью измерительного приспособления восстанавливаются координаты так называемых контрольных точек кузова, которые зафиксированы в базе данных.
В то же время при значительных повреждениях «выставленные» ранее контрольные точки при продолжении «вытяжки» остальных могут снова сместиться. Необходимо постоянно перепроверять и корректировать множество размеров. Но даже и в этом случае точность восстановления нижней части кузова оставляет желать лучшего.
Конструкция шаблонного стенда сложнее. На его раме монтируются специальные опорные стойки с адаптерами, которые вместе с отверстиями на траверсах рамы образуют пространственный шаблон. Через адаптеры за технологические отверстия кузов надежно фиксируется на раме стапеля. В этом случае, когда занимаются с соседней, «выставленная» точка уже не смещается. При этом достигается заводская точность выставленных размеров. Поэтому многие страховые компании стран Европы настаивают на восстановлении автомобилей после аварии только в мастерских, оборудованных шаблонными стендами.
Основной недостаток такой схемы - необходимость наличия оригинального, неповторимого для каждой модели кузова комплекта шаблонов. А это очень серьезные затраты. Как нередко случается в истории развития техники, было найдено новое решение и предложена конструкция стапеля, позволяющая реализовать любой необходимый шаблон.
Эта честь заслуженно принадлежит инженерам итальянской фирмы BBM, разработавшим в 1984 году систему Globaljig. Они сумели изготовить и закрепить на раме стенда шаблон с изменяемой геометрией, отказавшись от множества специализированных комплектов. На первый взгляд такая реализация идеи лежит на поверхности, но... Решение действительно очевидное, однако воплотить его в металле не так-то просто. Любой шаблон - это силовой элемент, подвергаемый при правке кузова огромным нагрузкам. Одно дело когда конструкция шаблона цельная или сваренная из нескольких элементов, в этом случае с нагрузками справиться несложно. Совсем иная картина когда те же элементы могут смещаться один относительно другого, а в необходимых положениях фиксируются винтовыми (или иными) приспособлениями. Люфты и зазоры в этом случае неизбежны - под нагрузкой конструкция «расшатывается» и об обеспечении необходимой точности говорить не приходится.
Итальянским разработчикам удалось преодолеть эти сложности, создав надежный и универсальный комплект шаблонов - джиг, способных без деформаций выдерживать правочные нагрузки. Подробно с устройством системы Globaljig желающие могут познакомиться в предыдущей статье нашего журнала на эту тему (№ 3/2000), а мы вернемся к тому, с чего началась сегодняшняя статья - вопросу о цене качественного авторемонтного оборудования.
Редакция предоставляет слово заместителю генерального директора ЗАО «Сфера-Сервис» (фирма поставила на отечественный рынок более полусотни систем Globaljig) Дмитрию ЧЕСНОКОВУ.
Постарайтесь отличить копию от оригинала...
... именно так г-н Чесноков начал свой рассказ.
- Высочайшая надежность системы Globaljig - результат тщательной конструкторской проработки и высокой культуры производства. Не забудем также, что все составляющие стенда изготовлены из высоколегированных (читай - высокопрочных) сплавов. Все эти факторы обусловливают и цену оборудования - комплект стенда с рамой, установленной на колесах, стоит около 30 тыс. долл. США. Конечно, для небольшого сервиса дороговато.
Сегодня на рынке оборудования предлагаются похожие системы, притом более дешевые. Давайте внесем ясность в этот вопрос. Речь идет о предложении систем внешне очень похожих на Globaljig, но из-за удешевления конструкции в итоге не обеспечивающих заявленной точности восстановления кузова. Фирма ВВМ к их производству отношения не имеет.
На что следует обратить внимание, если есть желание сэкономить?
Начнем с такого элемента, как шкалы линеек на всех узлах, в том числе и на самой раме. В оригинале от ВВМ - это линейки из стали, приклепанные к соответствующим узлам. На аналогах шкалы линеек выполнены из пластмассы или скотча и приклеены.
Точность установки шаблонов при помощи таких шкал весьма сомнительна. Пластик может быть наклеен не точно, со временем он может отклеиться или деформироваться, как следствие, положение шаблона относительно точки установки может измениться, что совершенно не допустимо. Таким образом, подобная «незначительная» экономия ведет к восстановлению размеров кузова в координатах «прошлогоднего календаря».
Башни и джиги оригинала - продукт высоких технологий, они изготовлены из никель-молибденовых сплавов с высокими показателями прочности и упругости. Обратите внимание на так называемый монокуб, венчающий каждую башню. Все изделие изготовлено из высокосортного проката путем токарной и фрезерной обработки с высокой точностью. На монокубе выполнены фрезерованные пазы, в которые устанавливаются универсальные кронштейны - джиги. Сами джиги изготовлены способом объемной штамповки, что придает им особую прочность; точность их фиксации в пазах монокуба исключительно высока. Весь узел быстро и надежно крепится одним болтом, проходящим через центр монокуба. Фирма ВВМ дает бессрочную гарантию на эти узлы.
Иная картина на «похожих» стендах. Грани монокуба плоские, без пазов. Естественно, зафиксировать кронштейн одним болтом невозможно, поэтому выполняется несколько отверстий, что снижает прочность джига. Из какого сплава изготовлена сама башня тоже неясно. Кронштейны (также с плоской прилегающей к монокубу частью) очень похожи на литые. Это вообще не допустимо для деталей, работающих в условиях высоких механических нагрузок. Естественно, никаких гарантий, тем более бессрочных, на такой узел быть не может.
Далее. Об узле крепления траверс к раме стапеля. На стендах BBM с обеих сторон рамы предусмотрены зубчатые рейки, при помощи которых траверса устанавливается в необходимых точках строго перпендикулярно раме. Конструкция узла зацепления позволяет вывести зубчатую рейку траверсы из зацепления с рейкой рамы, обеспечив в необходимых случаях быстрое перемещение траверсы. Кроме того, специальными юстировочными болтами можно немного «потянуть» траверсу с зафиксированным на ней кузовом. Удешевленные стенды лишены этих возможностей. Траверса передвигается по направляющим, допуская ее установку с перекосом. Другими словами, конструкция удешевляется за счет снижения ее качества.
Экономичные модели от ВВМ
Понимая, что небольшим СТО накладно сразу приобрести стенд Globaljig в полной комплектации, фирма ВВМ предлагает сегодня более экономичные модели своей продукции, которые в дальнейшем можно дооснастить до стандартных. Естественно, в этих моделях сохраняется фирменный стиль производителя - высокие качество и надежность. Цена экономичных моделей Globaljig снижается за счет исключения ряда комплектующих.
Начиная с 2002 года фирма предлагает очень интересный вариант стенда - модель Bi-bench-827. Приобрести эту модель в компании «Сфера-Сервис» можно за 9800 долл.США (с учетом всех налогов).
В комплект поставки входят полноценная рама Globaljig, оснащенная колесами, комплект тисочных зажимов, правящий силовой узел с приводом от пневмогидравлической станции, а также цепи.
Такой базовый комплект уже вполне доступен по цене большинству автосервисных мастерских. Он позволяет начать кузовные работы, а по мере «наращивания мускулов» и саму систему можно дополнять. В базовом варианте Bi-bench-827 - типовой, универсальный стенд для проведения широкого круга ремонтных работ с кузовами любых производителей.
Налицо ставшая очень модной в последнее время тенденция предлагать правочные системы в виде своеобразного набора модулей, позволяющего на базе унифицированных деталей создавать сложнейшие системы.
Компания «Сфера-Сервис» накопила большой опыт работы с итальянской фирмой BBM. Мы убедились в исключительной надежности производимого ею оборудования и пошли на беспрецедентный шаг. В настоящее время «Сфера-Сервис» предоставляет на всю продукцию BBM 3-летнюю гарантию вместо прежней 12-месячной. Естественно, бессрочная гарантия на универсальные шаблоны сохраняется.
Но вернемся к 827-й модели. По запросу клиента сразу или позже мы готовы дооснастить ее универсальным комплектом шаблонов. Это обойдется в 7000 долл. США, причем мы проводим обучение персонала и обеспечиваем информационную поддержку базы данных. Разработчики BBM имеют обширнейшую базу данных, предлагаемую в виде карт. В картах для каждой конкретной модели автомобиля указаны координаты точек крепления и используемые приспособления из комплекта Globaljig. Объем и качество базы данных позволяют установить пространственную конфигурацию подавляющего большинства производимых в мире автомобилей, в том числе полного модельного ряда автомобилей ВАЗ.
Может создаться ошибочное впечатление, что с помощью системы Globaljig можно восстановить только нижнюю часть аварийного кузова. Как опция фирмой BBM предлагается линейка Мак-Ферсона, позволяющая произвести точное измерение координат всех верхних контрольных точек кузова. Они также содержатся в базе данных.
Кроме того, мы готовы дооснастить базовую раму специальным ножничным подъемником.
Ну и, наконец, фирменная разработка компании «Сфера-Сервис». Во многих случаях, особенно при работе кузовной мастерской во взаимодействии со страховой компанией, необходимы документальные подтверждения объема и качества работ. Специально для работы со стендами Globaljig мы создали программный продукт, позволяющий наглядно задокументировать все этапы проведенного ремонта («было» и «стало»). Ввод измеряемых данных осуществляются вручную, а оболочка программы и встроенная база данных позволяют получить полную информацию о состоянии кузова и объеме работ и соответствующую распечатку.
Возвращаясь к напечатанному
В январском номере журнала за 2002 год была опубликована статья «Сфера финансов», вызвавшая большой резонанс среди читателей журнала «Автомобиль и Сервис». Конечно, в этом есть и заслуга наших друзей и партнеров - коллектива редакции. Напомню, что речь в том материале шла о новых финансовых инструментах, внедряемых нашей компанией «Сфера-Сервис». Это - кредит, лизинг и отсрочка платежа. Ряд СТО уже заключили с нашей компанией лизинговые контракты, найдя их условия вполне приемлемыми. Все детали таких сделок пересказать невозможно. Желающие могут найти № 1/2002 г. журнала и прочитать статью.
Но несколько слов я хотел бы добавить. Как и другое оборудование, стенд Bi-bench-827 в компании «Сфера-Сервис» можно приобрести, оформив лизинговый контракт. Так что иметь сумму 9800 долл. CША целиком для начало работ вовсе не обязательно.
Кроме того, наши новые финансовые схемы развиваются. Сейчас кредитные договоры с физическими лицами можно заключить прямо в офисе компании «Сфера-Сервис» в течение часа. Тем самым мы освободили наших клиентов от необходимости терять время на поездки в банк.
К сожалению, журнальная площадь ограничена, поэтому не получится рассказать все, о чем хотелось бы. Полную информацию об оборудовании и условиях его приобретения можно получить, посетив наш демонстрационный зал.
|