Для тех, кто не знаком с предыдущими публикациями, необходимо краткое введение в технологические возможности установки газодинамического напыления «Димет», разработанной в Обнинском центре порошковых технологий.
Как следует из названия установки, она предназначена для нанесения металлических покрытий на различные детали. Покрытие создается с помощью частиц порошка, разгоняемых воздушной струей до сверхзвуковой скорости (400-700м/с).
При контакте с обрабатываемой поверхностью каждая частица (обладая огромной кинетической энергией) сцепляется с ней. Происходит своего рода микровзрыв, в момент которого между поверхностью и частицей образуются молекулярные связи. Иными словами, речь идет об инструменте, позволяющем «наращивать» металлический слой на какой-либо детали. Естественно, такая возможность предопределила широкую востребованность установки «Димет» во многих технологиях автомобильного ремонта. К тому же нанесение ремонтного покрытия с помощью «Димета», в отличие от сварки или наплавки, протекает при относительно низких температурах. Даже не очень массивная деталь при обработке нагревается до температуры не выше 150oС. А такие металлоемкие детали как блок цилиндров или его головка вообще успевают нагреться только до 70-80oС. Комментарии, как говорится, излишни, никаких термических поводок возникнуть не может.
Разработчики сумели создать установку, не требующую использования высокодисперсных порошков. «Димет» дает возможность наносить покрытия из недорогих порошков дисперсностью около 200 мкм. Такие порошки выпускаются в промышленных масштабах. Производительность процесса очень высока - до 1,9 кг/ч наносимого слоя металла. Толщина наносимого покрытия растет буквально на глазах. Кстати, это облегчает контроль проведения ремонтного процесса.
В настоящее время география использования установок «Димет» очень широка - от Сахалина до Калининграда и от Мурманска до Улан-Удэ. Сотни различных авторемонтных предприятий эксплуатируют обнинские установки без нареканий.
Накопленный опыт был обобщен разработчиками и на основании этого определены конкретные задачи автомобильного ремонта, наиболее успешно решаемые с помощью установок «Димет».
• Заделка прогаров, коррозионных повреждений и промоин в головках блоков цилиндров и в самих блоках.
• Ремонт трещин и прогаров в камерах сгорания и других узлах.
• Восстановление геометрических размеров изношенных деталей.
• Герметизация зон утечки в системах автомобильных кондиционеров.
• Устранение дефектов в радиаторах из различных металлов.
• Нанесение антикоррозионных металлических покрытий на локальные участки кузова и агрегатов (к примеру, на сварные швы кузова или системы выпуска отработавших газов).
«Димет» как авторемонтный инструмент уже не новичок в сервисных мастерских. Метод практически применяется более двух лет. При этом отмечается неизменно высокое качество ремонта автомобилей, подтверждаемое их длительной эксплуатацией без повторных обращений.
|